Япония ищет выход из длительной стагнации

1341

© 08.10.2013, Леонтьева Е.Л.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, заняв этот пост в конце 2013 г после шести лет частой смены политического руководства, взялся за обновление экономической политики и поставил перед страной новые ориентиры. Население дало ему мандат доверия: рейтинг его кабинета держится на уровне 68-70%.

Почему «новый курс», вызывающий в памяти экономические программы Нового курса Рузвельта (1933-1937 гг.), был предложен в Японии XXI века?

В конце XX – начале XXI века Япония выбилась из ритма динамики развитых экономик и утратила в пользу Китая как лидерство в Тихоокеанской Азии, так и позиции в международной торговле. Это результат длительной дефляции и экономического застоя. В Японии этот период называют «потерянным двадцатилетием». В эти годы ревальвация иены ускорила развитие японского предпринимательства по транснациональной модели. Компании инвестируют за границей больше, чем внутри своей страны. Товарооборот, проходивший по каналам торговли, всё больше идёт по внутренним каналам ТНК. Бюджет страны теряет налоговые поступления от экспорта, а экспортная выручка не трансформируется во внутренний спрос.

После страшного удара стихии 11 марта 2011 г. и закрытия атомных электростанций из-за аварии на АЭС Фукусима-2 потребовалось срочно ввозить продовольствие, строительные материалы и технику для восстановительных работ, а также импортировать природный газ и каменный уголь для покрытия дефицита энергоресурсов. В 2011-2012 гг. в Японии впервые после «нефтяного шока» 1985 г., наблюдался дефицит  торгового баланса.

В течение 90-х годов правительство не прекращало попыток «вытащить» экономику из стагнации, увеличивая расходы на строительство объектов инфраструктуры. Накопленный  долг центрального правительства Японии превысил годовой ВВП,  и  сегодня является самым большим относительно размеров экономики среди всех развитых стран. Сочетание дефицита платёжного баланса по текущим статьям с дефицитом государственного бюджета характерно для экономики США. Но в американские казначейские бумаги вложены валютные резервы многих стран, причём больше всего – Китая и Японии. Суверенный долг Японии не может оплачиваться таким путём, так как государственные банки других стран не покупают японские облигации.

От долгового кризиса Японию защищает устойчивость её частных финансовых учреждений, которые держат до 90% облигаций правительства. Но на обслуживание государственного долга уходит 24% бюджетных средств – почти столько же, сколько на пенсии, пособия и другие социальные выплаты населению. Население Японии стареет, и это уменьшает долю сбережений в его доходах и увеличивает нагрузку на пенсионную систему. В перспективе Японии угрожает дисбаланс между сбережениями и инвестициями, то есть истощение инвестиционного потенциала.

Большая программа экономических реформ, принятая кабинетом Синдзо Абэ, получила название «абэномики». Абэ поставил амбициозную задачу быстро изменить ожидания народа (и потребителей, и предпринимателей), прекратить дефляцию и вывести экономику на путь роста.

Сам Абэ назвал три главных направления своей политики «тремя стрелами». Первая стрела – это «гибкое отношение к бюджетным расходам», иначе говоря, требование забыть о бюджетном дефиците, пока не начнётся экономический рост. Вторая стрела – «агрессивная денежная политика», то есть накачивание денег в экономику силами Банка Японии. Третья стрела – это разработка стратегии роста. Совсем недавно появилась четвёртая стрела: Олимпийские игры 2020 года потребуют развернуть крупномасштабное строительство. Все четыре направления суммируются в одну задачу: максимально расширить спрос на внутреннем рынке.

Что удалось сделать за девять месяцев текущего года?

1. Установлен целевой ориентир инфляции в 2% в год. Банк Японии удерживал ставку ссудного процента близко к нулю и активно рефинансировал частные банки, всё время пополняя их кредитные ресурсы. Базовая ставка по ссудам до востребования держится на уровне 0,3% годовых. Динамика розничных цен в августе-сентябре 2013 г. (0,5-0,9% на годовом уровне) даёт основание рассчитывать на близкое окончание периода дефляции.

2. Принят дополнительный пакет бюджетных расходов в 5 трлн. иен (510 млрд. долл.) для финансирования инвестиций в инфраструктуру экономики. Чтобы быстро закрывать «дыры» в бюджете, Банк Японии обязан покупать новые выпуски государственных облигаций.

3. Подготовлена налоговая реформа. ( Это самая трудная задача экономической политики.) Предполагается провести следующий манёвр: повысить налог на продажу товаров и услуг и понизить налог на прибыли компаний. Налог на продажу будет поднят в два приёма  до 8% в 2014 и до 10% в 2015 г. Налог на прибыль будет понижен с 38% по крайней мере до 30%, чтобы фирмы вкладывали капиталы в экономику Японии и меньше вывозили их за границу.

В «дорожной карте» новой стратегии роста поставлена цель добиться того, чтобы в следующие десять лет среднегодовые темпы роста ВВП составляли 3% в текущих и 2% в постоянных ценах. Для этого потребуется увеличить объём капиталовложений внутри страны на 10% с  тем, чтобы заменять устаревающее оборудование частных предприятий.

По предварительной оценке, прирост ВВП Японии  в первом полугодии 2013 г. составил 3,6% к первому полугодию 2012 г. Перелом в экономической динамике налицо, хотя это ещё не устойчивый экономический рост. Ограничителем может стать замедление экономического роста  Китая, на который приходится около 30%  японского  экспорта.

Выполнение этой программы связано с рисками, о которых говорят эксперты из научного и делового сообщества. Во-первых, Банку Японии навязана роль, которая сведёт на нет независимость его денежной политики. Если Банку не удастся добиться небольшой инфляции, то крайне дешёвые деньги инвесторов хлынут на рынок государственных облигаций. На этом рынке Япония получит новый «финансовый  пузырь».

Во-вторых, агрессивная денежная и бюджетная политика может дать такой нежелательный результат, как излишнее доверие в мире к японской валюте. В 2013 г. курс иены держится на уровне 98-99 иен за доллар. Ревальвация иены может стать тормозом для экспорта, как это было в «потерянном двадцатилетии».

 

PDF - версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати