Новая промышленная стратегия Франции: миф или реальность?

1515

 © 03.10.2013, Черноуцан Е.М.

В сентябре текущего года президент Франции Франсуа Олланд официально объявил о вступлении в силу новой стратегии возрождения национальной промышленности, получившей название  «Новая индустриальная Франция» («La Nouvelle France industrielle»).  Этот программный документ разрабатывался правительством в течение года. Он включает 34 конкретных плана реконструкции промышленности на основе новейших достижений науки и техники. Эти планы  закладывают основу промышленной политики Франции на предстоящие десять лет, а их основная цель – вернуть Францию в ряды передовых индустриальных стран.

Напомним, Франция столкнулась с настоятельной необходимостью корректировки  курса промышленной политики еще в конце 1990-х гг. До конца 1970-х гг. стержнем экономического развития Франции был промышленный сектор. Однако в последующие годы промышленность постепенно теряла приоритетный статус при формировании экономической политики, уступая лидерство таким секторам как услуги и финансы. Её вклад в ВВП уменьшился  по сравнению с 1950 г.  более чем в два раза. В итоге в 2004 г.  президент Ж. Ширак заявил в качестве важнейшей государственной задачи активизацию  промышленной политики с тем, чтобы  вывести  Францию на передовые позиции в мире в высокотехнологичных отраслях ХХI века. Мировой экономический кризис 2008 г. еще раз наглядно показал уязвимость экономической модели, оторванной от реального сектора экономики. В 2008г. во Франции на промышленный сектор приходилось  16% национальной добавленной стоимости (в Германии этот показатель - 30%)  и 13% самодеятельного населения страны. И уже  осенью  2009 г., несмотря на значительный дефицит государственного бюджета (более 7% от ВВП), правительство Франции инициировало широкомасштабную стратегическую программу действий  по созданию мощной конкурентоспособной промышленности, которая должна стать локомотивом экономического развития и процветания страны. Её ключевой элемент –  национальная  программа «Инвестиции в будущее» (“Investissements d’avenir”), принятая в начале 2010 г.

В целом курс на инновационное развитие национальной промышленности, намеченный при Н. Саркози, был принят социалистами. Поэтому задача модернизации отрасли стала  важнейшим пунктом предвыборной программы президента Ф. Олланда.  И формируя новое правительство, он создал специализированное министерство с весьма оригинальным названием – «Министерство промышленного возрождения» («Ministère du redressement productif»). До этого этой отраслью экономики занималось Министерство экономики, промышленности и занятости. Пост Министра промышленного возрождения сегодня занимает Арно Монтебург (Arnaud Montebourg), активный участник создания и последующей реализации программы «Новая индустриальная Франция».

Что же нового в курсе Ф. Олланда? Какие новые акценты и изменения? Насколько он реалистичен? Ответить на эти вопросы окончательно пока не просто, программа модернизации национальной промышленности, по сути, только заявлена, и многое остаётся неясным. Впрочем, некоторые моменты, характеризующие представленную программу, все же следует отметить.

В докладе, посвященном программе  «Новая индустриальная Франция» (12 сентября 2013 г., Елисейский дворец), Ф. Олланд заявил: «Новая промышленная политика Франции – ни либеральная, ни дирижистская, она не вписывается ни в рейнскую, ни англосаксонскую модели. Это чисто французская политика – прагматичная и верная традициям научного и промышленного превосходства». В условиях глобализации, считает Ф. Олланд, роль государства в экономике и его взаимоотношения с частным бизнесом меняются. Государство даёт толчок, объявляет приоритеты, обеспечивает благоприятную среду (особенно налоговую), мобилизует национальные усилия, а основная нагрузка (прежде всего финансовая) по реализации программных установок ложится на плечи промышленников.

В целом крупный бизнес положительно отреагировал на идею нового правительства об объединение усилий государства и частного промышленного сектора при определении тех секторов деятельности, где Франция может стать лидером. Активное участие  бизнеса в разработке и осуществлении заявленных  планов возрождения национальной промышленности, по словам А. Монтебурга, является важнейшей отличительной чертой нового курса Ф. Олланда. Большая часть проектов (около 80%) были выбраны на основе предложений промышленников и будут управляться крупными предпринимателями (Терри Бретон и др). «Разумеется,- отмечал президент ведущей французской компании Veolia Environnement Антуан Фреро (Antoine Frérot),-  мы могли бы работать и без государства, но с его поддержкой дела будут идти намного быстрее, и мы сможем сделать намного больше».

Другая отличительная черта нового промышленного курса – организация финансирования программы. На реализацию всех 34-х планов государство выделяет 3,7 млрд. евро, при этом значительная часть этих средств перенаправляется из программы «Инвестиции в будущее». Ясно, что сумма эта - скромная. Для сравнения:  в программе Н. Саркози «Инвестиции в будущее» только на развитие цифровых технологий выделялось 4,5 млрд. евро. Однако министр промышленного возрождения  А. Монтебург утверждает, что «государство может многое делать и без денег». Министерство промышленного возрождения делает ставку на такие рычаги стимулирования участия бизнеса в осуществлении программы как государственный заказ, регулирование различных норм и стандартов, предоставление налогового  кредита в том случае, если компания активно проводит исследования. В этих условиях ключевую роль в реализации планов, по замыслу правительства, должны сыграть частные инвестиции.

И наконец, о том, что касается специфики определения собственно 34-х приоритетов развития промышленности. Ими стали технологические направления, на которых Франция уже имеет явные достижения и преимущества. Предполагается, что опираясь на них,  отрасль сможет завоевать перспективные мировые рынки.  Приоритетные технологии подразделяются  на четыре большие группы: экология и переход к новым источникам энергии, здравоохранение, новые виды транспорта, цифровые технологии. В качестве примеров конкретных перспективных разработок на ближайшие 5-10 лет можно привести: спутники и самолёты на электродвигателях, автомобили с полным автоматическим управлением, новое поколение высокоскоростных поездов, заводы будущего, нано-электроника, цифровые госпитали и др. Некоторые проекты были запущены ранее. Например,  проект по созданию сверхэкономичного автомобиля, потребляющего 2 литра горючего на 100 км, был начат в 2012 г.  Его завершение намечено на  конец 2014 г. И все же обращает на себя внимание, что часть планов расписана  расплывчато и нечетко (например, в области биотехнологии).

По мнению А. Монтебурга, «принятые 34 плана свидетельствуют о том, что впервые за многие годы промышленная политика Президента Республики является прямым продолжением курса своих предшественников Ш. де Голля, Ж. Помпиду, Ф. Миттерана». Это  заявление министра промышленного возрождения весьма амбициозно и вызывает скептическое отношение. Сравнение с периодом правления Ш. де Голля, когда разворачивались и успешно реализовывались крупные, связанные с определенным риском, но прорывные проекты, а Франция переживала бурные темпы роста, вряд ли уместно. Хотя бы потому, что сегодня среднегодовые темпы роста ВВП страны составляют  всего  0,1%,  а в 2014 г. по прогнозам достигнут  скромных 0,9%.   Ожидаемый экономический эффект от реализации заявленных 34 планов также выглядит не слишком убедительно.  За предстоящие десять лет в промышленности планируется дополнительно создать 45,5 млрд. евро добавленной стоимости, из которой 40% (17 млрд. евро) связано с экспортом, и создать  480 000 новых рабочих мест. Отметим, что такой объем добавленной стоимости составляет только 2,2% от ВВП за 2012 г., а дефицит торгового баланса Франции в 2012 г. достиг 67 млрд. евро. Только на поддержание зоны евро в 2013 г. Франция выделяет финансовую  помощь  в размере 62,5 млрд. евро.  Кроме того, необходимо учитывать, что за последние  десять лет в промышленном секторе  было ликвидировано 750 000 рабочих мест.

PDF - версия комментария


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.02.2020

Состоялось заседание Ученого совета Института. На повестке дня был представлен доклад Эдуарда Соловьева на тему «Новый этап украинского кризиса: основные вызовы и тенденции развития».

подробнее...

18.02.2020

За заслуги в изучении российско-индийских отношений Алексей Куприянов и Яна Садовникова награждены медалью "За выдающиеся академические успехи памяти профессора Г.Л. Бондаревского".

подробнее...

Вышли из печати