Научный семинар Центра европейских исследований

385

В понедельник 19 апреля 2021 г. в 15:00 в кабинете 18-06 состоялся очередной научный семинар Центра европейских исследований.

Тема семинара – «Основные направления экономической стратегии правительства Бориса Джонсона».

С докладом выступила кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ЦЕИ ИМЭМО РАН Инна Александровна Подколзина, с содокладом – к.э.н., старший научный сотрудник ОНИ ИМЭМО РАН Наталья Владимировна Шелюбская.

В своем выступлении И.А. Подколзина отметила, что борьба с пандемией определила повестку первого года деятельности правительства Джонсона, сформированного в конце 2019 г. Правительственной реакцией на пандемию стало введение карантинных ограничений, что привело к резкому падению экономики в первой половине 2020 года. В наибольшей степени пострадал ключевой для британской экономики сектор услуг. Реализация широкомасштабной программы финансовой помощи населению и бизнесу и ослабление карантинных ограничений в летний период позволили экономике немного адаптироваться к ситуации. Четкие позитивные тенденции наметились в декабре 2020 г., чему способствовал переход к массовой вакцинации населения и подписание торгового соглашения с ЕС.

Кризис, в котором оказалась страна в 2020 г., актуализировал вопросы об основных направлениях и принципах экономической политики. Идея представленной в марте 2021 г. программы «Build Back Better» (Построим заново лучше, чем было) заключается в том, чтобы в ходе восстановления после пандемии запустить серию процессов, которые позволят повысить производительность труда, стимулируют экономический рост и будут способствовать решению таких задач, как выравнивание условий регионального развития, переход к «зеленой» экономике и укрепление позиций Британии как крупного торгового партнера на международном рынке товаров и услуг. Снижение региональных дисбалансов является важнейшей задачей правительства в сложившихся условиях. Это обуславливается как необходимостью сдерживания сепаратистских настроений в кельтских регионах, так и обеспечения лояльности промышленных регионов северной Англии, ранее голосовавших за лейбористов, а в ходе последних выборов поддержавших консерваторов.

Достижению указанных целей должно способствовать развитие инфраструктуры, модернизация системы профессионального и технического образования и распространение инноваций на широкий спектр компаний. Ключевым отличием новой программы от программ предыдущих правительств является акцент на увеличении занятости. Создание высококвалифицированных рабочих мест на территории всей страны, а не только в крупнейших городах, рассматривается как один из способов стимулирования инновационного развития и снижения региональных дисбалансов. Важным условием государственных программ является их реализация на принципе софинансирования.

Определенное влияние на характер экономической программы оказывает личность премьер-министра, а также его склонность к масштабным инфраструктурным проектам. Обращает на себя внимание схожесть концептуальных положений экономических программ британских консерваторов и американских демократов: стимулирование экономики за счет увеличения государственных расходов и финансирование дефицита бюджета посредством увеличения заимствований и повышения налогов. Ранее экономическая политика британских консерваторов строилась на принципах неолиберализма и это, в том числе, обуславливало их идейную схожесть с американскими республиканцами.

В заключение И.А. Подколзина подчеркнула, что основные факторы риска для британского правительства в кратко- и среднесрочной перспективе носят преимущественно политический характер и связаны с усилением центробежных тенденций, возможным замедление темпов вакцинации и расследованием действий правительства в период пандемии, а также поляризацией мнений депутатов и членов консервативной партии по вопросам противоэпидемиологической и экономической политики. В долгосрочном периоде возможно усиление экономических рисков в случае дальнейшего ухудшения состояния государственных финансов, повышения инфляции и, как следствие, роста процентных ставок и стоимости обслуживания государственного долга, а также увеличения объема активов, выкупленных на баланс Банка Англии.

Н.В. Шелюбская затронула вопросы перспектив развития научно-технического комплекса Великобритании. Особое внимание было уделено текущим финансово-организационным проблемам сферы науки и инноваций, в том числе связанных с участием в панъевропейской программе «Горизонт Европы». Сделан вывод о значительных трудностях достижения амбициозных целей по превращению страны в «научную и технологическую сверхдержаву», заявленных в экономической стратегии правительства Бориса Джонсона. 

По итогам выступлений состоялась дискуссия, в которой приняли участие к.и.н. Ю.Д. Квашнин, к.э.н. Е.А. Сидорова, Г.И. Мачавариани, к.э.н. А.М. Волков, к.и.н. С.А. Кувалдин, к.ю.н. В.А. Оленченко.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати