Американская публичная дипломатия на пороге кризиса?

1481

© Артамонова У.З., 10.02.2020

US State Department. (cc) Shashi Bellamkonda Social Media Swami Network Solutions // www.flickr.com/photos/drbeachvacation

В начале февраля был опубликован ежегодный отчет Консультативной комиссии США по вопросам публичной дипломатии (United States Advisory Commission on Public Diplomacy). Комиссия работает под эгидой Госдепартамента, хотя ее сотрудники и не являются служащими данного ведомства, а назначаются непосредственно президентом США по согласованию с Сенатом и подчиняются как Белому дому, так и Конгрессу. Основная задача Комиссии заключается в оценке деятельности правительства США, направленной на понимание, информирование и оказание влияния на иностранную общественность. Комиссия также формулирует рекомендации для повышения эффективности соответствующей деятельности.

Эти рекомендации адресованы Белому Дому, Конгрессу, а также всем основным подразделениям государственных институтов США, отвечающим за публичную дипломатию. Их получают Агентство США по глобальным медиа, Государственный Департамент США и его ключевые в этой сфере подразделения – Управление по Публичной дипломатии и Связям с общественностью, Отдел политики, планирования и ресурсов (в составе упомянутого Управления), Бюро образовательных и культурных связей, Бюро по связям с мировой общественностью и Центр глобального взаимодействия. Представленный доклад выявил целый ряд серьезных проблем в публичной дипломатии страны.

Во-первых, данная сфера страдает от недостатка финансирования. Несмотря на то, что после снижения финансирования в 2016 г. сумма государственных расходов на публичную дипломатию постепенно растет, в 2018 финансовом году она составила всего 3,9% от общего бюджета, выделенного на международные отношения (2.19 миллиарда долларов – на 2.6% больше чем в 2017 г.). Помимо этого, Комиссия выделяет проблему неэффективного расходования даже имеющихся ресурсов, отмечая, что оптимизация помогла бы увеличить эффективность программ публичной дипломатии даже без дополнительных вложений.

Следующая достаточно серьезная проблема – кадровая, которая проявляется на нескольких уровнях. Во-первых, руководящие посты в сфере публичной дипломатии слишком часто и подолгу остаются вакантны в ожидании опытных высококлассных специалистов, что говорит как о малом количестве профессионалов такого уровня, так и о недостаточной привлекательности соответствующей сферы деятельности.

Во-вторых, Комиссия фиксирует низкий уровень профессионального обучения сотрудников Госдепа в сфере публичной дипломатии. Отмечается нехватка знаний в управлении информационными потоками и в маркетинге. Авторы доклада делают вывод о необходимости выработки новых учебных планов, увеличения длительности процесса обучения и установления более эффективной системы стимулов для сотрудников.

Помимо этого агентства, отвечающие за реализацию публичной дипломатии, страдают недостаточной осведомленностью об иностранной аудитории, то есть о целевых группах соответствующих программ. Нехватка полевых исследований не позволяет оптимально приоритизировать и подбирать материалы для целевой аудитории с использованием конкретных инструментов.

Наконец, в докладе отмечается слабая межведомственная координация, особенно на уровне аналитических исследований, что ведет к снижению эффективности, в частности, за счет появления дублирующих программ. Авторы доклада указывают также на недостаточность внедрения новейших информационных технологий в процессы публичной дипломатии. Результатом этого становится неэффективное распространение среди иностранной аудитории ключевого продукта публичной дипломатии – информации.

В целом, доклад Консультативной комиссии подводит к выводу о необходимости пересмотра, как на стратегическом, так и на структурном уровнях, американской публичной дипломатии, – не только с целью повышения ее эффективности, но и для обеспечения ее соответствия текущим внешнеполитическим задачам США и технологическому прогрессу в информационной сфере.

Этот вывод полностью подтверждает тот факт, что с 1999 г. система институтов публичной дипломатии США не переживала масштабной реструктуризации и модернизации. Крупнейшими изменениями за последние двадцать лет было слияние Бюро международных информационных программ и Бюро по связям с общественностью – в Бюро по связям с мировой общественностью в составе Госдепартамента, а также создание в 2016 г. Центра глобального взаимодействия.

Можно предположить, что американская публичная дипломатия до сих пор остается успешной (и признается таковой на мировом уровне) в силу процесса инерции: как «механизм», который сильно «разогнали» в конце XX в., продолжающий движение даже тогда, когда «топливо» подошло к концу. Однако сегодня она стоит на пороге кризиса. Об этом свидетельствует, в частности, рост антиамериканизма в мире.

Тренд на пассивное использование накопленного потенциала сохраняется и у текущей администрации. В период президентства Д. Трампа (в отличие от двух предыдущих президентов) не предпринималось никаких попыток разработать документ стратегического характера, который определил бы ближайшее будущее американской публичной дипломатии. Несмотря на то, что финансирование программ постепенно увеличивается, складывается впечатление, что администрация Д.Трампа не считает нужным активно отстаивать привлекательность образа США в глазах иностранной аудитории и добиваться с ее стороны одобрения политических и военных решений Вашингтона.

Таким образом, если администрация Д. Трампа, которая все это время делала ставку на общественное мнение внутри страны, даже в ущерб имиджу США за рубежом, в случае его переизбрания не изыщет возможности в следующие четыре года заняться модернизацией системы американской публичной дипломатии, вероятнее всего мир станет свидетелем ее окончательного кризиса. Сила инерции, увы, не бесконечна.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
18.03.2024

В Российском совете по международным делам (РСМД) прошел ситуационный анализ «Экономический потенциал российско-китайского сотрудничества: возможности и ограничения». Иван Данилин и Сергей Луконин приняли участие в мероприятии.

подробнее...

18.03.2024

Центр европейских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН  провел семинар, посвящённый вопросам европейских инвестиций. На мероприятии выступил Александр Кулинич с докладом на тему «Инвестиционная сфера ЕС в условиях новых вызовов».

подробнее...

Вышли из печати