Выборы 2020: непредсказуемая Айова

1003

© Журавлева В.Ю., 05.02.2020

photo: Des Moines Precinct 61 by Phil Roeder // www.flickr.com/photos/tabor-roeder

В США официально стартовала президентская избирательная кампания – 3 февраля в штате Айова прошли первые первичные выборы. Для Демократической партии начало оказалось не самым гладким. Результаты пересчитываются уже вторые сутки и с уверенностью назвать победителя в этом штате все еще нельзя, по предварительным подсчетам Питер Буттиджич незначительно опережает Бернарда Сандерса. Пока очевидно, что четверка фаворитов, сложившаяся в ходе предвыборной кампании: Сандерс, Байден, Уоррен и Буттиджич может стать полноценной пятеркой, поскольку сенатор от штата Миннесота Эми Клобука преодолела 10% барьер и незначительно отстает от замыкающего четверку Дж. Байдена. Этот расклад еще много раз может измениться, пятерка может стать четверкой и даже тройкой, победитель этой гонки за Айову совсем не обязательно станет тем самым кандидатом, которого выберет Демократическая партия своим общенациональным кандидатом, но первый отсев соперников уже произошел. Если победителя предсказать с уверенностью жители штата Айвы не могут, то тех кандидатов, которые не имеют шансов на успех, предсказывают регулярно. Кандидаты, не набравшие двузначные числа в штате, постепенно сходят с дистанции либо к супервторнику – единый день голосований в наибольшем числе штатов, либо сразу после него.

Выборы президента в США напоминают старый фильм про ковбоев в режиме ускоренной перемотки. Растянутый на год, неторопливый многоуровневый громоздкий процесс, изначально глубоко элитизированный и оторванный от повседневной жизни граждан, постепенно шаг за шагом пытаются втиснуть в рамки демократического волеизъявления избирателей в темпе XXI века, максимально сохранив при этом его изначальную структуру. Получается также медленно и громоздко, но еще и с бесконечными накладками.

Весь этот продолжительный процесс разворачивается в два этапа, и на каждом этапе есть свои символические значимые моменты. Первый этап, который традиционно стартует в Айове, это тот самый демократизированный атавизм, который и делает выборы президента в США такими долгими и сложными – пережиток тех времен в истории страны, когда кандидата в президенты выбирали партийные боссы, спокойно солидно за закрытыми дверями, не сильно заботясь о мнении граждан и демократической прозрачности. В начале XX века с постепенным распространением и закреплением в поправках к Конституции всеобщего избирательного права, партийная элита согласилась допустить к участию в процессе граждан. Но не передать им в руки бразды правления, а стать участниками традиционного закрытого таинства – гражданам разрешили участвовать в выборе партийных делегатов. Так в процессе избрания президентов США появились кокусы – собрания граждан, проживающих на определенной небольшой территории. В ходе этих собраний граждане выражали свое отношение к представленным кандидатам и выбирали делегатов на следующий уровень. Кокусы организовывались и проводились партиями, а партийная элита продолжала контролировать процесс выдвижения кандидатов. Но все-таки теперь в этом процессе участвовала не только партийная элита, но и сами граждане.

С 1970-х гг. этот процесс переживает следующую трансформацию: кокусы стали сменяться праймериз, которые значительно упростили и демократизировали процедуру избрания кандидатов и делегатов. Постепенно кандидаты в президенты стали все больше ориентироваться на электорат в своих избирательных кампаниях, а не только на партийную элиту. В избирательном процессе появились все традиционные элементы демократических выборов: политическая реклама, дебаты и максимальное участие СМИ. А вместе с ними пришел и другой темп – цифровизация средств массовой информации требовала скорости освещаемых ими процессов. Однако медлительность внутрипартийного избирательного порядка никак не укладывается в новые временные рамки. Суть осталась прежней, президент США избирается в два этапа. На первом идет внутрипартийный отбор кандидатов, а второй этап непосредственного выбора президента в стране начинается после национальных партийных съездов, на которых избранные на более низких уровнях делегаты выбирают единого кандидата от партии.

Каждый штат может выбрать на национальный съезд партии жестко регламентированное число делегатов, которое определяется партиями каждый избирательный год в зависимости от многих факторов. Базовое число определяется пропорционально тому, сколько голосов получила партия от этого штата на последних президентских и губернаторских выборах, но к нему каждая из партий добавляет еще какое-то количество делегатов, которое зависит от того как в целом штат поддерживает партию.

Участие граждан на первом этапе процесса сделало весь механизм еще более сложным и долгим. Особенно это касается традиционных кокусов, которые все еще остаются основным способом избрания делегатов в 16 штатах. Причем в каждом из этих штатов свои правила проведения собраний граждан, которые прописываются обеими партиями штата для каждого избирательного сезона.

В Айове граждане собирались 3 февраля в 19:00 в своих избирательных округах. В этом году Айова должна выбрать на Национальный съезд Демократической партии 41 делегата. Избирательные округа обычно располагаются в актовых или физкультурных залах школ. Всего в этом году в Айове было 1600 округов и около 20 округов было открыто вне штата и в других странах. Кандидаты или их представители посещают все эти собрания по ходу голосования, общаясь с избирателями и призывая голосовать за себя или своего кандидата. Каждый избирательный округ – это и есть кокус, и результаты в целом по штату складываются из результатов всех этих кокусов.

На первом этапе участники кокуса делятся на группы, в зависимости от того какого кандидата они поддерживают. Каждая группа должна набрать от 50% до 15% от общего числа присутствующих, в зависимости от общей численности кокуса. Те группы, которые не набрали нужного числа, на втором этапе должны увеличить свою численность за счет объединения. При этом участники любой группы, не набравшей нужной численности, могут заявить о своем нежелании объединяться с другими группами, таким образом, они прекращают свое участие. Группы же, которые набрали нужное число сторонников, также прекращают свое участие на первом этапе и уже не могут расширить свою численность или присоединиться к одной из групп, которой не хватило числа сторонников. После того как сформировались все группы сторонников, идет подсчет того, сколько набрал каждый кандидат в численном и в процентном соотношении. Каждый кокус имеет право выбрать определенное число делегатов. Это число распределяется между кандидатами пропорционально численности группы их поддержки в этом кокусе. Так по итогам каждого кокуса каждый из участвующих в выборах кандидатов в президенты получает определенное число голосов и определенное число делегатов. Результаты всех избирательных округов складываются, и получается общий результат кандида от штата Айова.

Помимо этого, участники кокусов избирают делегатов, которые будут представлять кандидатов на следующем этапе всего этого процесса – окружном съезде, который пройдет в марте. Предполагается, что каждый делегат представляет именно того кандидата, за которого голосовали группы сторонников на кокусе. Но это еще не последний этап. В апреле здесь пройдет съезд штата, который будет выбирать делегатов от всей Айовы, которые вместе с делегатами, выбранными на окружных съездах, и должны составить 41 делегата от штата на Национальном съезде Демократической партии.

Не удивительно, что весь этот долгий многоступенчатый процесс периодически дает сбои, связанные во многом с тем, что его очень сложно уложить во временные рамки, задаваемые современным информационным пространством. Задержка в подсчетах, нормальная для традиционных кокусов и заложенная в правила подсчета делегатов, в информационном пространстве XXI века оборачивается потерями для кандидатов. Особая роль Айовы в избирательном процессе связана именно с тем, что этот штат дает первые результаты – именно они потом будут неизбежно оказывать влияние на выбор граждан других штатов. Это просто вопрос человеческой психологии, умело используемый средствами массовой информации для создания нужного образа того или иного кандидата и привлечения к нему избирателей. Любые накладки в объявлении результатов заставляют избирателей следующих штатов более критично относится к выбору жителей Айова, фактически начиная оценку кандидатов заново.

Сам же исход выборов в Айове не так показателен с точки зрения дальнейшего расклада среди кандидатов Демократической партии. Во-первых, потому, что штат, традиционно голосуя за республиканцев, не дает решающего числа делегатов на партийном съезде. Во-вторых, Айова – преимущественно белый штат (91% населения), а значит, он не отражает настроения электоральной базы Демократической партии, в которой большинство составляют расовые меньшинства.

Между тем, есть в предварительных результатах голосования в Айове один очень показательный момент – это плохой результат ключевого для партийного истеблишмента кандидата – Джозефа Байдена. Именно он, по мнению и руководства партии, и ее электората, выступая на умеренных позициях, мог бы на этапе общенациональных выборов привлечь не только демократический электорат, но и умеренных республиканцев, которые не довольны Трампом. Но в одном из наиболее умеренных штатов он даже не вошел в тройку лидеров. Конечно, соотношение сил между кандидатами будет еще меняться. Важным этапом станут праймериз в Нью-Гемпшире, которые традиционно проходят сразу после кокусов в Айове. Поражение Байдена уже сейчас должно стать серьезным сигналом для партийного истеблишмента о том, что выборы 2020 г. будут такими же непредсказуемыми как и выборы 2016 г., потому что электорат по-прежнему ждет радикальных перемен.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати