Развитие искусственного интеллекта: оборонный бюджет США 2020

1527

© Селянин Я.В., 29.01.2020

used image: Skynet Takes Over And Becomes Self-Aware - Terminator 3: Rise Of The Machines (large screen film) // youtube.com

В самом конце 2019г. Дональд Трамп подписал оборонный бюджет на 2020 фин. г. (National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020, NDAA-2020)1. Этот документ традиционно для США включил много разных ранее рассматриваемых законопроектов, в частности о регулировании деятельности силовых ведомств в области высоких технологий.

Закон обязывает Министерство обороны обеспечить своевременное формулирование и обновление своей политики в сфере новых технологий. Значительное внимание в нем уделено вопросам развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения (ИИ, Artificial Intelligence/Machine Learning, AI/ML) в США и мире, а также возникающим в этой сфере потенциальным угрозам для национальной безопасности.

По мнению Конгресса, технический прогресс (в том числе в области ИИ) будет только усложнять выявление мошеннических аккаунтов, материалов, искажающих представление о реальных событиях. Всё труднее будет выявлять и вредоносное поведение в социальных сетях.

Серьёзные опасения законодателей, в частности, вызывают так называемые дипфейки, появление которых является прямым результатом использования технологий ИИ. Под дипфейками (machine-manipulated media или deepfake) в законе понимаются аудио-, видеозаписи и изображения, сгенерированные или модифицированные с использованием техник машинного обучения и полученные с целью искажения представления о событии, искажения слов или поведения отдельных лиц, либо добавления лиц, не принимавших на самом деле участия в событии.

Вызывают обеспокоенность американского руководства и проблемы защиты самих систем с ИИ от атак, направленных на искажение результатов их работы. В связи с этим закон содержит ряд предписаний американским военным и разведсообществу по реагированию на эти вызовы.

Директор Национальной разведки обязан, в соответствии с Законом предоставить отчёт разведывательным комитетам Конгресса по потенциальному влиянию дипфейков на национальную безопасность, включая существующие и потенциальные методы их использования иностранными правительствами в своих целях. Оценке подлежат технические возможности иностранных государств в этой сфере с особым вниманием к России и Китаю. Законодателей интересуют возможности этих двух стран в области создания и выявления дипфейков, характеристика государственных и сотрудничающих с государством структур в КНР и РФ, которые участвуют в соответствующих работах, а также то, какие действия указанные государства осуществляли, осуществляют или будут осуществлять в этой сфере.

Для оценки собственных возможностей директору Национальной разведки поручено:

  • провести анализ основных инициатив разведсообщества в области ИИ и проинформировать разведывательные комитеты обеих палат Конгресса о его результатах. Анализ должен ответить на вопрос, как эти инициативы соотносятся со стратегией разведсообщества по использованию таких технологий для анализа информации, как координируются с усилиями Министерства обороны в этой сфере и каким образом используют достижения частных компаний;
  • представить Конгрессу обзор технологий, которые могут быть или уже разработаны и развёрнуты в США в интересах государства для атрибуции и противодействия использованию дипфейков, а также описание работ, ведущихся в США под эгидой разведсообщества, по созданию технологий их выявления;
  • для стимулирования таких исследований и их коммерциализации Агентство передовых исследований в сфере разведки обязано организовать конкурс в области создания технологий автоматического распознавания дипфейков. На формирование призового фонда Конгресс ассигновал до 5 млн долл.

В целом, в США ведётся системная работа в области привлечения технологий ИИ на службу государству. Для координации этой деятельности ранее был создан ряд структур.

Так, в соответствии с предписанием оборонного бюджета на 2019 фин. г., для оценки достижений в области ИИ была создана Комиссия национальной безопасности по искусственному интеллекту, которая начала работу в марте 2019 г. Её задачей является рассмотрение методов и средств, необходимых для развития Соединенными Штатами таких технологий в интересах национальной безопасности. Оценке подлежит широкий спектр вопросов: конкурентоспособность США в этой области; средства и методы поддержания своего технологического преимущества; ситуация в мире с работами и достижениями в сфере ИИ; риски, связанные с их практическим применением, включая проблемы применения положений международного права и влияние на развитие конфликтов; способы привлечения специалистов; а также этические вопросы.

В июне 2018 г. Пентагоном был образован Объединённый центр искусственного интеллекта (Joint Artificial Intelligence Center), чьё создание Конгресс фактически утвердил в принятом позднее бюджете. Его задачей является координация работ государственных (военных и гражданских) и негосударственных структур в области ИИ в интересах вооружённых сил с целью ускорения разработки таких технологий и перехода к их практическому использованию.

Для этого министру обороны предписано разработать политику и процедуру переноса данных и приложений, используемых вооружёнными силами, в облачное хранилище данных в соответствии с Облачной стратегией министерства обороны (DoD Cloud Strategy). Комиссия национальной безопасности по искусственному интеллекту должна в свою очередь провести оценку вопросов стандартизации данных и обмена открытыми данными, предназначенными для обучения систем c ИИ, между структурами, ответственными за обеспечение национальной безопасности Соединённых Штатов.

Эти шаги направлены фактически на претворение в жизнь предложений Эрика Шмидта (Eric Schmidt - бывший глава Google, ныне технический консультант и член совета директоров материнской для неё компании Alphabet, глава Совета министерства обороны по инновациям (Defense Innovation Board))2 о создании «военного Google»3. Это предполагает кардинальное улучшение информационного обеспечения действий вооружённых сил и их управления за счёт объединения в одном месте максимального количества данных, имеющихся в распоряжении МО, использования технологий ИИ для повышения качества анализа и улучшения доступности материалов для подразделений вооружённых сил разного уровня.

Для реализации всего этого необходимы квалифицированные специалисты. В связи с этим положениями Закона Министерству обороны предписано обеспечить подготовку личного состава по таким направлениям как разработка соответствующих технологий, программирование, возможные пути применения ИИ, влияние таких технологий на военную стратегию и доктрину, применение машинного обучения и нейронных сетей, этические вопросы, потенциальные уязвимости технологий ИИ, возможности таких технологий и риски от их использования. Учитывая важность этого направления, предусмотрена возможность проведения вооружёнными силами ускоренного набора необходимых специалистов.

Фактически Конгресс полностью поддержал энтузиазм американских силовых ведомств относительно использования технологий искусственного интеллекта в интересах «национальной безопасности США» и со своей стороны, несмотря ни на какие межпартийные разногласия по иным вопросам, обеспечивает законодательную и финансовую поддержку таких работ.

Примечания:

1 S.1790 – National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 // Congress.gov. The official website for U.S. Federal Legislative Information. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1790/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%221790%22%5D%7D&r=1&s=2 (дата обращения: 25.01.2020).

2 Eric Schmidt // Defense Innovation Board. URL: https://innovation.defense.gov/Media/Biographies/Bio-Display/Article/1377390/eric-schmidt/ (дата обращения: 25.01.2020).

3 Tucker P. The Pentagon needs its own Google for all its data, says Eric Schmidt // Defense One. 2017. 9 January. URL: https://www.defenseone.com/technology/2017/01/pentagon-needs-its-own-google-all-its-data-says-eric-schmidt/134456/ (дата обращения: 25.01.2020).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати