Страны АСЕАН обиделись на США?

426

11.11.2019, Рогожина Н.Г.

image from https://www.straitstimes.com

Для стран АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) вопрос, кто возглавляет иностранную делегацию на форумах АСЕАН+ и Восточноазиатском саммите (ВАС), не является риторическим. Дипломатический статус главы делегации означает для них многое. Во-первых, он показывает степень заинтересованности государств в развитии отношений с регионом ЮВА. Во-вторых, признание ими центральной роли АСЕАН в системе региональной безопасности. Одним словом, по дипломатическому представительству страны АСЕАН судят о том, какое место они занимают в иерархии стратегических интересов того иного иностранного государства.

Исходя из этой логики, вполне объяснимым выглядит согласованное решение руководителей стран ЮВА проигнорировать встречу с советником по национальной безопасности США Робертом О’Брайеном, который возглавлял американскую делегацию на саммите ВАС, состоявшемся в начале ноября в Таиланде. Роберт О’Брайен, хотя и является важной фигурой в администрации Д. Трампа, тем не менее его назначение главой американской делегации было расценено как заметное снижение статуса американского представительства на форуме. Начиная с 2011 г., когда Барак Обама стал проводить политику по укреплению отношений с АСЕАН, США на встречах ВАС всегда были представлены на самом высоком уровне.

Участие в переговорах в рамках формата АСЕАН + США 4 ноября приняли только три высокопоставленных чиновника АСЕАН – премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча, председательствующий в настоящее время в АСЕАН, Нгуен Суан Фук, премьер-министр Вьетнама, где в следующем году пройдет саммит ВАС, и Тхонглун Сисулит, премьер-министр Лаоса, являющийся координатором между блоком АСЕАН и США. Их должностные обязанности требовали обязательного присутствия на встрече. Что же касается других стран ЮВА, то они ограничились представительством на уровне министров иностранных дел.

Дипломатические круги США выразили свою озабоченность по поводу «частичного бойкота» встречи со стороны стран АСЕАН, расценив их действия как наносящие ущерб взаимоотношениям блока с США. Возникает вопрос, являются ли предпринятые лидерами АСЕАН демонстрационные шаги проявлением их сомнений относительно реальной заинтересованности США в укреплении своих позиций в регионе? Или же все намного проще? Сами страны ЮВА объясняют свое решение дипломатическим протоколом – уровень встречи не требовал присутствия глав государств.

Д. Трамп в отличие от своего предшественника Б. Обамы, который регулярно приезжал на форумы ВАС (за исключением 2013 г.) и проводил встречи с лидерами АСЕАН, лишь в 2017 г. посетил саммит. И этот визит должен был символизировать начало нового этапа во внешней политике США в Азии. Именно тогда Д. Трамп представил региональным лидерам еще слабо оформленную концепцию «свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион» в расчете на их поддержку в ее реализации. В 2018 г. интересы США в регионе на саммите ВАС активно продвигал Государственный секретарь Майкл Помпео.

В этом году не ожидали приезда ни Дональда Трампа, ни Майкла Помпео, ни вице-президента Майка Пенса. Но существенное понижение статуса главы американской делегации вызвало некоторое недоумение и наводило на размышления. Роберт О’Брайен даже не входит в состав кабинета. А между тем в работе ВАС и в переговорах с АСЕАН приняли участие Ли Кэцян, премьер Государственного совета КНР, премьер-министр Индии Нарендра Моди и его японский коллега Синдзо Абэ.

Как расценить этот политический шаг США? Думается, что подобный вопрос задавали себе все лидеры АСЕАН. Казалось бы, перспективы реализации проекта «открытый и свободный Индо-Тихоокеанский регион» требуют укрепления доверия к США со стороны стран АСЕАН. Попытки убедить их участвовать в этом проекте предпринимаются администрацией с 2017 года. Что же изменилось за последнее время? США больше не заинтересованы в поддержке проекта со стороны организации, играющей центральную роль в обеспечении стабильности системы региональной безопасности? Или же весь проект ИТР в том виде, в каком он представлен США, имеет лишь одну единственную цель – противодействовать усилению позиций Китая? А добиться расположения стран ЮВА в достижении этой цели США не удается.

В июне 2019 г. на 35-м своем саммите страны АСЕАН принимают важный документ – «Взгляд АСЕАН на Индо-Тихоокеанский регион», содержание которого однозначно свидетельствуют о нежелании стран региона вставать на чью-либо сторону в конкурентной борьбе между США и Китаем за влияние в регионе, предпочитая сохранять традиционный нейтралитет.

Некоторые эксперты даже стали высказывать мнение, что американский проект ИТР является пустым звуком. Или же все намного проще? Обычный дипломатический просчет? В пользу этого говорит и переданное странам АСЕАН послание Д. Трампа, в котором он приглашает их приехать в начале следующего года в США для проведения встречи на высшем уровне.

Если судить по выступлению Роберта О’Брайена на встрече с представителями стран АСЕАН, США не хотят терять их расположение. Заинтересованность США в укреплении сотрудничества со странами региона выражается в росте товарооборота и в увеличении притока американских инвестиций. По крайней мере, такова была аргументация американского советника по национальной безопасности. По данным министра торговли США Уилбура Росса, соруководителя делегации, прямые инвестиции США в страны АСЕАН составили в 2018 г. 271 млрд долл., что на 29 млрд долл. больше, чем суммарные американские вложения в Китай и Японию.

Но экономической сферой не ограничивается интерес США к странам ЮВА. И это четко прозвучало в речи Роберта О’Брайена, в которой он осудил китайскую агрессивную политику в Южно-Китайском море, огранивающую доступ стран АСЕАН к использованию морских нефтяных и газовых ресурсов, общей стоимостью в 2,5 трлн долл. Подняв эту чувствительную для стран АСЕАН тему, руководитель американской делегации попытался в очередной раз разжечь их антикитайские настроения и тем самым сделать их союзниками США в противодействии КНР. Обращаясь к представителям АСЕАН, О’Брайен призвал их реалистично оценивать складывающуюся геополитическую ситуацию в регионе. «Регион не заинтересован в новой имперской эре, когда одна крупная страна способна управлять другими».

Страны ЮВА попали в сложную ситуацию, когда каждая из великих держав пытается переманить их на свою сторону. Хотя наступательная экономическая и военно-политическая политика Китая вызывает у них серьезные опасения, однако ссориться с ним они не будут. Безусловно, страны ЮВА заинтересованы в присутствии США в регионе для контрбаланса Китаю, но хотят, чтобы отношения между ними строились на основе доверия и уважения. Но именно этого и не продемонстрировал Д. Трамп, проигнорировав ВАС и «обидев» тем самым страны АСЕАН, которые однозначно восприняли это как доказательство своей низкой иерархии в приоритетах американской внешней политики. Так непродуманная дипломатия может привести к снижению влияния США в ЮВА, чем и воспользуется Китай для усиления своего присутствия в регионе.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
11.12.2019

Семинар Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований по теме «Формирование нового социального ландшафта в эпоху цифровизации».

подробнее...

09.12.2019

Состоялось очередное заседание теоретического семинара имени акакадемика В.А. Мартынова на тему: «Долларизация мировой экономики и опыт евро. Проблемы теории и практики».

подробнее...

Вышли из печати