Китай в Арктике: взгляд из США

785

© 29.10.2019, Киенко Е.В.

used image from Internet

Одной из современных угроз безопасности США, согласно принятой в 2018 г. Национальной стратегии по обороне, названа Китайская Народная Республика, прежде всего как государство, уровень экономического развития которого динамичен, и которое проводит полномасштабную модернизацию вооруженных сил, что «глубоко противоречит интересам» США1. Особое беспокойство США, одного из пяти приарктических государств, имеющих в Северном Ледовитом океане свои территориальное море, 200-мильную исключительную экономическую зону и континентальный шельф, вызывает «чрезмерная» активность Китая на арктическом направлении.

Китай действительно участвует в современном уточнении правового режима Арктики в контексте таяния здесь льдов. Это неарктическое государство заинтересовано в реализации тех транспортных и иных экономических возможностей, которые открываются в регионе в связи с потеплением климата. За последнее время Китай добился существенных результатов на пути к продвижению своих национальных интересов в Арктике, в первую очередь, посредством своего участия в работе Арктического совета. В отличие от Европейского союза, Китай получил статус постоянного наблюдателя еще в 2013 году в этом важнейшем институциональном форуме высокого уровня, реально осуществляющем координацию управления арктическими государствами Северным Ледовитым океаном и его морями. Кроме того, из всех неарктических государств Китай имеет самую разработанную договорно-правовую базу сотрудничества в Арктике, в которой на двусторонней основе задействованы арктические государства, прежде всего, Исландия, Норвегия и Россия.

Международно-правовое продвижение национальных интересов Китая в Арктике происходит и посредством публикации без согласования с Канадой и Россией национальных юридических документов (руководств плавания по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути), вызвавших негативную реакцию некоторых экспертов. Вместе с тем, отметим, что корректнее рассматривать эти документы не как попытку создавать параллельное с прибрежными государствами регулирование судоходства по этим исторически сложившимся национальным транспортным морским путям Канады и России, а исключительно как навигационное пособие для капитанов китайских судов.

Особого внимания заслуживает реакция США и Канады на издание Китаем первого в его истории политико-правового документа, в концентрированном виде формулирующего позицию этого государства по ключевым вопросам статуса Северного Ледовитого океана и его морей – Белой книги «Арктическая политика Китая» (издано на китайском и английском языках в 2018 г.). В этом важнейшем документе подчеркивается, что Китай не ведёт агрессивную арктическую политику, не нарушает норм применимого международного права, уважает суверенитет, суверенные права и юрисдикцию приарктических государств. Вместе с тем, в этом документе КНР не учитывает региональные особенности правового режима Северного Ледовитого океана, сформировавшие статус Арктики задолго до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Речь идет, прежде всего, о договорно-правовой (двусторонний и региональный уровень) и законодательной практике приарктических государств.

Понятно, что целенаправленно растущая активность КНР в Арктике, особенно после получения этим государством статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете, вызывает обеспокоенность Вашингтона и их союзников по НАТО. Международно-правовая позиция США в отношении политики Китая в Арктике отражена в ряде официальных документов Министерства обороны и Береговой охраны. Так, в опубликованном в 2019 г. Стратегическом прогнозе Береговой охраны США в Арктическом регионе Китай определен в качестве одной из главных угроз национальным интересам США в Арктике, прежде всего, по причине активной инвестиционной деятельности в регионе. Речь в данном случае идет об осуществлении инвестиций в рамках проекта китайского правительства «Один пояс – один путь», связывающем международными соглашениями Китай с государствами, располагающимися на пути так называемого «Морского шелкового пути», где Северный Ледовитый океан является важным компонентом.

Со стороны США звучит критика и в адрес изобретения Китаем новых правовых терминов. В частности, США не признают одностороннее провозглашение КНР «околоарктическим» государством2. Заметим, однако, что этот термин впервые ввел в оборот не Китай – Великобритания, к примеру, тоже использовала его в своих документах.

Помимо отмеченного, США беспокоит и политика КНР, нацеленная на развитие транспортного потенциала Северного Ледовитого океана и его морей. Согласно данным, приведенным в последнем Стратегическом прогнозе Береговой охраны США, в 2017 г. порядка 40 % судов, проходящих по Северному морскому пути, были связаны с Китаем. Попытки Китая распространить свое влияние на Арктику, по мнению американских аналитиков, могут в будущем привести к затруднению свободы судоходства в Северном Ледовитом океане по аналогии с Южно-Китайским морем3. Такой подход нельзя считать полностью обоснованным: вряд ли можно рассматривать как угрозу США и другим приарктическим государствам тот факт, что Пекин призывает свои коммерческие компании использовать арктические судоходные маршруты для грузоперевозок.

В документах США не оставлено без внимания и то, что в целях развития транспортного потенциала Китай расширяет не только свой рыболовный, научно-исследовательский, ледокольный флот, но и географию морских перевозок. В 2015 г. китайские военные корабли осуществили мирный проход в Беринговом море. Подобные маневры не запрещены международным морским правом. В соответствии с Разделом 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., мирный проход через территориальное море разрешен судам любого государства, в том числе военным кораблям, если проход иностранного судна не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Тем не менее, США выразили обеспокоенность именно «растущей» военно-морской деятельностью Китая в той части Тихого океана, которая непосредственно граничит с Арктикой4.

Примечательно, что в Арктической стратегии Министерства обороны США 2019 г. прослеживается увязывание реализации американских национальных интересов в Арктике с политикой Вашингтона в других регионах мира. В этой связи утверждается, что деятельность Китая в тех или иных регионах может подорвать международные правила и нормы, и существует риск того, что глобальная «хищническая» экономическая деятельность этого государства может повториться и в Арктике5. Парадоксально, но США при этом забывают о своей далеко не «жертвенной» глобальной экономической деятельности, особенно в Латинской Америке.

Далее США обозначают связь между научно-исследовательской деятельностью Китая в Арктике и укреплением его военного потенциала в регионе. Как отмечено в докладе Пентагона Конгрессу США о военном развитии Китая 2019 г.: «гражданские исследования способствуют укреплению военного присутствия Китая в Северном Ледовитом океане, включая размещение подводных лодок в этом регионе в качестве средства сдерживания от ядерных ударов»6.

Отметим, что растущее присутствие Китая в Арктическом регионе настораживает и другие приарктические государства. Так, в Докладе отмечается, что «правительство Дании публично выразило обеспокоенность по поводу заинтересованности Китая в Гренландии», включая предложения о создании научно-исследовательской станции, наземной станции спутниковой связи, реконструкции аэропортов и расширении горнодобывающей промышленности.

В порядке предварительных итогов анализа изложенных фактов и документов, отметим следующее. Конечно, вызывает сожаление, что в базовом документе КНР о его политике в регионе, страна, по сути, присоединилась к официальной позиции НАТО и ЕС. Эта позиция заключается в том, что основой правового режима Северного Ледовитого океана и его морей является не созданная приарктическими государствами широкая правовая база (представленная региональными, двусторонними и национально-законодательными актами), а исключительно Конвенция ООН по морскому праву. Тем не менее, пока нет особых оснований для «негативной» оценки правовой политики и самих действий Китая в Арктике. В сложившемся правовом режиме, в социально-экономической парадигме развития этого региона Китай играет, несомненно, положительную роль как крупный инвестор в проектах приарктических государств, особенно энергетических. Именно эту роль КНР целесообразно поддерживать как взаимовыгодную стратегически, нацеленную на сотрудничество и политико-правовую стабильность в регионе.

Примечания:

1 Summary of the 2018 National Defense Strategy. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf

2 (англ.: «despite China’s claim of being a “Near Arctic State,” the United States does not recognize any such status») Report to Congress Department of Defense Arctic Strategy 2019. URL: https://media.defense.gov/2019/jun/06/2002141657/-1/-1/1/2019-dod-arctic-strategy.pdf

3 United States Coast Guard Arctic Strategic Outlook 2019. URL: https://climateandsecurity.files.wordpress.com/2019/04/uscg-arctic-strategic-outlook_22-apr-2019-release-date.pdf

4 Thad W. Allen, Christine Todd Whitman. Independent Task Force Report No. 75. Arctic Imperatives Reinforcing U.S. Strategy on America’s Fourth Coast. URL: https://www.cfr.org/sites/default/files/pdf/2017/02/TFR75_Arctic.pdf

5 (англ.: «there is a risk that its predatory economic behavior globally may be repeated in the Arctic») Report to Congress Department of Defense Arctic Strategy 2019. URL: https://media.defense.gov/2019/jun/06/2002141657/-1/-1/1/2019-dod-arctic-strategy.pdf

6 (англ.: «Civilian research could support a strengthened Chinese military presence in the Arctic Ocean, which could include deploying submarines to the region as a deterrent against nuclear attacks») Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2019 A Report to Congress Pursuant to the National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2000, as Amended. URL: https://media.defense.gov/2019/May/02/2002127082/-1/-1/1/2019_CHINA_MILITARY_POWER_REPORT.pdf


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
18.11.2019

В ИМЭМО РАН состоялась презентация русскоязычной версии доклада «Отношение элит к глобальному управлению».

подробнее...

18.11.2019

Состоялся «Азиатский семинар» под руководством академика В.В. Михеева. С докладом «Гонконг: причины и последствия политических протестов» выступил Андрей Карнеев.

подробнее...

Вышли из печати