Соглашение между Японией и ЕС о сотрудничестве в реализации инфраструктурных проектов

319

© 09.10.2019, Гамза Л.А.

used images from Internet

27 сентября в Брюсселе премьер-министр Японии Синдзо Абэ и председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер подписали соглашение о сотрудничестве в реализации инфраструктурных проектов, связывающих Европу и Азию. Соглашение предусматривает координацию действий в реализации проектов инфраструктуры, транспорта и коммуникаций и установление стандартов их реализации по всему миру.

Инфраструктурное направление является частью всеобъемлющего плана ЕС по превращению из «плательщика в игрока», чтобы более эффективно использовать экономический вес блока в торговле, гуманитарной помощи и инвестициях для достижения своих стратегических и геополитических целей. Подписанное соглашение с Японией также отражает корректировку курса ЕС на более активное сотрудничество со странами АТР.

Соглашение формально закрепило подключение Японии к стратегии ЕС под названием «Взаимосвязь с Азией» (Asia connectivity), которая была провозглашена в 2018 году на фоне растущего беспокойства в мире в связи с реализуемой Китаем амбициозной программой строительства «нового Шелкового пути» – железных и автомобильных дорог, портов и иных объектов инфраструктуры, в которые вкладываются многомиллиардные средства. Оно стало конкретным ответом сторон на стратегию и проект Китая под названием «Один пояс, один путь» (ОПОП).

Так называемое «партнерство взаимосвязи» (connectivity partnership) охватит все сектора от транспорта до цифровой экономики и рассматривается в рамках усилий сторон по укреплению многостороннего сотрудничества в условиях, когда США выходят из важных международных соглашений и проводят протекционистскую политику. Японский премьер назвал растущее сотрудничество Брюсселя и Токио, включающее в себя экономическое и стратегическое партнерство, «громкой декларацией» в период, когда «ценности и принципы, которыми мы дорожили, могут поколебаться или измениться».

Хотя в соглашении не упоминается Китай, однако его основной посыл и тон достаточно ясно выстроены с учетом реализуемой китайской инициативы по формированию в мире инфраструктуры в рамках проекта ОПОП и отражают озабоченность сторон растущим китайским влиянием.

Перед подписанием соглашения Юнкер заявил, что «связи должны быть устойчивыми в финансовом плане и мы должны оставить будущим поколениям более взаимозависимый мир и более чистую окружающую среду, а не горы долгов. Это вопрос формирования взаимозависимости между всеми странами мира, а не преимущественная зависимость от одной страны».

Со своей стороны Абэ в ответном слове заявил, что «конечно не стоит и говорить, что для того, чтобы связи между Японией и ЕС были твердыми как скала, Индо-Тихоокеанский регион – морской путь, ведущий к Средиземному морю и Атлантике, – должен быть свободным и открытым».

В тексте соглашения между ЕС и Японией неоднократно подчеркивается важность того, что проекты должны быть устойчивыми с точки зрения экологии и финансов, что по сути является завуалированным противопоставлением реализуемым китайским проектам в рамках ОПОП, которые, как считают их критики, обременяют страны-участницы огромными долгами перед китайскими компаниями, станут долговой ловушкой и оставят принимающие страны со слабо используемой и малоэффективной   инфраструктурой.

Соглашение должно обеспечить «прозрачную практику закупок», а также «свободную, открытую, справедливую, недискриминационную и предсказуемую региональную и международную торговлю и инвестиции». Реализация соглашения будет поддержана Гарантийным фондом ЕС (60 млрд евро или 65,4 млрд долларов), средствами банков развития и частными инвесторами. Стороны также обязались уделять особое внимание «бюджетному потенциалу и долговой устойчивости» совместных проектов. И хотя не все деньги, направляемые на реализацию соглашения, будут потрачены в Азии, новые подходы делают выделение средств на инфраструктурные связи с этим регионом официальной политикой ЕС, к реализации которой будет также подключен общий бюджет сообщества.

И хотя ЕС заявляет, что его стремление развивать связи с Азией не противостоит инициативе Китая, высокопоставленные чиновники в Брюсселе  в частном порядке подтверждают, что именно она стала фактором, подтолкнувших их к более активным действиям.

С 2013 года более 150 стран и международных организаций, включая ряд стран ЕС, подписали контракты или выразили заинтересованность в проектах ОПОП, направленных на стимулирование торговли вдоль маршрутов исторического Шелкового пути. Китай заявляет, что объем его торговли со странами ОПОП превысил 5 триллионов долларов, а прямые инвестиции за рубежом – более 60 млрд долларов.  По оценке Всемирного банка, общая стоимость уже реализованных или строящихся проектов железных и автомобильных дорог, портов и других сооружений составляет 575 млрд долларов.

В этой связи обращает на себя внимание, что в тексте соглашения прямо указаны приоритетные районы и территории взаимного сотрудничества, к которым проявляет интерес Китай, и в которых отмечается его активность: «Япония и ЕС приложат усилия для достижения синергетического эффекта и взаимодополняемости в рамках сотрудничества по налаживанию связей и созданию качественной инфраструктуры с партнерами в третьих странах и будут координировать свои действия, прежде всего в таких районах, как Западные Балканы, Восточная Европа, Центральная Азия, Индо-Тихоокеанский регион, а также в Африке».

Также обращает на себя внимание тот факт, что в день подписания соглашения с ЕС (27 сентября) в Японии вышла ежегодная Белая книга «Оборона Японии», в которой отмечается, что «Китай реализует односторонние настойчивые попытки нарушить статус-кво, базируясь на своих собственных представлениях, которые не совместимы с существующим мировым порядком». Белая книга также указывает, что «создание инфраструктуры в рамках реализации инициативы будет способствовать дальнейшему усилению активности НОАК в Индийском океане, Тихом океане и в других местах».

В последнее время ЕС стал более жестко относиться к экспансии Китая. В начале 2019 года он вновь подтвердил сделанное годом ранее заявление, что Пекин является «системным конкурентом» Евросоюза в некоторых областях, а в других – конкурентом или потенциальным партнером.

Даже внутри ЕС Еврокомиссии приходится бороться за то, чтобы быть услышанным со стороны группы Сотрудничества между странами Центральной и Восточной Европы и Китаем (сокращенно 17+1), которая периодически объявляет о крупных китайских инвестициях и встречах на высшем уровне.

В ЕС признают, что объединению необходимо делать больше, чтобы противостоять щедрости Китая в Восточной Европе, отмечая, что предоставленное этому региону финансирование в сумме 230 млрд евро значительно уступает сумме в 600 млрд евро, которую Китай туда инвестировал за этот же период.

Предстоящая в ноябре замена Юнкера и будущий председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен вступит на этот пост с обещанием сделать ЕС более сильным геополитическим игроком, и стратегию «Взаимосвязь с Азией» следует рассматривать как важный вектор практической реализации этих устремлений, а подписанное в Брюсселе соглашение о взаимодействии и сотрудничестве двух ведущих мировых центров силы как весомый конкурентный фактор, объективно противостоящий Китаю и его проекту ОПОП.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
11.10.2019

Состоялся семинар ЦСЭПИ по теме «Политические риски для бизнеса в XXI веке».

подробнее...

10.10.2019

Вышел из печати 3-ий номер журнала «Россия и новые государства Евразии» за 2019 год.

подробнее...

Вышли из печати