К вопросу о выводе войск США из Афганистана

516

© 16.09.2019, Куклина И.Н.

Presence Patrol in Afghanistan by ResoluteSupportMedia // www.flickr.com/photos/isafmedia

В начале сентября 2019 г. президент США Трамп неожиданно «обрадовал» мировые СМИ решением отказаться от подписания уже согласованного с талибами (движение «Талибан» в России запрещено) соглашения о выводе американских войск из Афганистана. Совсем недавно информационное пространство было буквально переполнено сообщениями об успешном завершении долгих и трудных переговоров между США и талибами. Затем, после объявления Трампом своего решения, - предсказаниями о грядущих последствиях этого шага, дружно предполагающими, что он, вероятнее всего, приведет к новому взрыву гражданской войны в стране, на территории которой США воюет почти два десятилетия. Таким образом, неоднократно обещанный Вашингтоном вывод войск в очередной раз не состоялся. Понятно, что Трамп и в случае выполнения соглашения не выглядел бы героем «почетного мира» подобно Никсону (после Вьетнама в 1973 г.) и даже не смог бы организовать столь же киногеничный вывод войск, как, в свое время, СССР.

Афганистан, безусловно, является болевой точкой внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов. Она открыта для критики и обвинений не только со стороны тех, кого можно отнести хотя бы условно к миротворцам, но и «ястребам» всех мастей. В Конгрессе и в рамках начала предвыборной кампании, связанной с приближающейся датой следующих выборов президента, уже начался процесс жесткого обсуждения афганской политики США как части внешнеполитической стратегии страны на Ближнем Востоке в целом.

Конечно, Трамп не причастен к разработке и реализации американского внешнеполитического курса после окончания холодной войны. Эта заслуга на Ближнем Востоке, отмеченная первой операцией США в Ираке, принадлежит демократам. Но именно Трампу приходится чистить авгиевы конюшни политики «дестабилизация ради демократизации» с применением военной силы и ему можно только сочувствовать. Как доказывают инициативы Трампа, затрагивающие застарелые и не поддающихся полновесному процессу урегулирования конфликты, он вначале проводит их «биопсию» с последующими громкими обещаниями и шумихой вокруг достигнутых «успехов». В дальнейшем происходит возвращение в ситуацию статус-кво, связанную с осторожной оценкой перспектив урегулирования или их отсутствия (КНДР, палестино-израильский конфликт и, наконец, Афганистан).

Следует однако признать, что ситуация в Афганистане отнюдь не является лишь удобным поводом для критики американской политики и тем более Трампа. На самом деле шумиха, поднятая вокруг соглашения с талибами, проведенная без участия представителей легальной власти в Кабуле, отражает обоснованное беспокойство всех заинтересованных сторон в связи с реальной скудостью перспектив умиротворении Афганистана. А непосредственно заинтересованных сторон, не считая США, много, и это не только Китай, Индия, Россия, страны Центральной Азии, а также старейший сосед Афганистана – Иран. Затяжная афганская драма, организованная США, напрямую касается и ЕС, - в Европу, несмотря на все усилия и запреты, течет полноводный ручей наркотиков и афганских нелегальных мигрантов. Как известно, за время войны США с талибами Афганистан достиг невиданных успехов в производстве и переработке героинового сырья, успешно обогнав ряд конкурентов на мировом уровне.

Полсотни государств-членов Международных сил содействия Афганистану во главе с США и НАТО по существу не знали, что делать с Афганистаном и как добиться всеобщего удовлетворения и установления мира, когда в 2014 г., в период президентского правления Обамы, выводили из страны почти 40 тыс. солдат. До последнего времени, т. е. до нынешнего всплеска афганских инициатив Трампа, вне коалиции отношение к «остаточному» присутствию примерно 14-15 тыс. военнослужащих США в Афганистане в основном рассматривалось как вынужденное согласие с неизбежностью. Заинтересованным сторонам приходилось учитывать, что присутствие войск США – это определенная помощь легальной власти в Кабуле (плоду демократизации, особенно нуждающемуся в поддержке). Это и наблюдение за общей ситуацией в стране, а также некое призрачное проявление ответственности членов международной коалиции (если, конечно, не считать ее «бывшей») за ее нынешнее состояние, т. е. продолжение войны Кабула с талибами, контролирующими в настоящее время примерно половину территории Афганистана. Особого давления в связи с присутствием своих войск в этой стране США поэтому не испытывали. Достижение соглашения с талибами в Дохе о начале вывода войск было встречено в мире с надеждой на перемены в Афганистане. Политическая легализация талибов вкупе с прекращением терактов и вооруженной борьбы рассматривались как единственно возможный выход из нескончаемой гражданской войны.

Трамп, однако, резко оборвал этот процесс, отказавшись от подписания соглашения и объявив переговоры с талибами «мертвыми» в связи с терактом в Кабуле. Теракт произошел почти накануне вылета делегации талибов в США в квартале, где располагаются посольство США, штаб-квартира НАТО, афганские правительственные учреждения и т. п. Трамп объяснил, что он не может подписать соглашение с теми, кто взял на себя ответственность за этот теракт, в результате которого погиб американский солдат. Он, правда, не упомянул, что вместе с ним погибло несколько десятков гражданских лиц, а также еще один солдат международной коалиции – румын.

После отказа Трампа от соглашения с талибами Китай, строящий военную авиабазу на севере страны, немедленно заявил о том, что он выступает за полный вывод американских войск из Афганистана. Индия, заключившая с Кабулом договор о стратегическом партнерстве, поддерживает его в стремлении к установлению в стране гражданского мира и не выступает против переговоров с талибами. Иран еще в августе заявил, что он без оптимизма относится к переговорам талибов с Вашингтоном.

Что касается России, то необходимо отметить, что она в последние годы предпринимала немалые усилия по организации переговоров с движением «Талибан» в целях вовлечения его в процесс мирного урегулирования, развивая контакты и организуя неформальные встречи с его представителями в Москве. Для России угроза превращения Афганистана в рассадник транснационального терроризма весьма ощутима. Талибы, по вполне понятным причинам ориентированные на переговоры с США, брали на себя обязательство не допускать притока иностранных террористов в страну. Характерно, что после отказа Трампа от соглашения талибы немедленно обратились к российскому МИДу с заверениями, что они надеются на помощь России в их стремлении возобновить и продолжить переговоры с США. С такими же просьбами они намерены обратиться к Китаю и странам ЦАР. Россия заверила талибов, что она поддерживает возобновление переговоров с американцами.

Таким образом, Афганистан, который в феврале 2019 г. отметил 30-летие вывода ограниченного контингента советских войск, а в августе – столетие своего существования как суверенного государства, готовится сейчас к предстоящим президентским выборам (28 сентября, если их в очередной раз не отложат). Страна живет в состоянии полной неопределенности в отношении, как вывода американских войск, так и трансформации движения Талибан в легальную политическую силу. В ближайшей перспективе ожидать стабилизации ситуации в Афганистане вряд ли стоит. Дестабилизирующие фактор – активность талибов, стремление к укреплению своих позиций со стороны Аль-Каиды и террористов ИГИЛ и т. д. сохранились. Так, 14 сентября в регионе АфПак был убит сын Усамы бен Ладена — Хамза бен Ладен. Кем – пока неизвестно. Талибы в Дохе только обещали не допускать превращения Афганистана в гнездо международного терроризма.

В целом можно надеяться, что одной из главных причин отказа Трампа от подписания соглашения с талибами является необходимость подключать к процессу Кабул. Поскольку нынешнее афганское правительство относится к идее переговоров весьма противоречиво, Трамп решил подождать президентских выборов и возобновить переговоры на основе анализа их результатов.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
11.10.2019

Состоялся семинар ЦСЭПИ по теме «Политические риски для бизнеса в XXI веке».

подробнее...

10.10.2019

Вышел из печати 3-ий номер журнала «Россия и новые государства Евразии» за 2019 год.

подробнее...

Вышли из печати