Политический кризис в Италии

647

© 03.09.2019, Авилова А.В.

Lupa Capitolina [Rome] by Gonzalo Malpartida // www.flickr.com/photos/zazasvq

В Италии закончилось правление коалиции «Лиги» — Движения пяти звезд (ДПЗ), пришедшей к власти в результате парламентских выборов 4 марта 2018 г. Кризис, возникший с ее распадом, демонстрирует ограниченные возможности итальянского суверенистского (открыто оппозиционного руководству ЕС) эксперимента.

«Желто-зеленая» коалиция

Двухпартийная коалиция объединяла несхожих участников: за «Лигой» стоял высокоразвитый промышленный Север, за ДПЗ — вдвое более бедный полуаграрный Юг. Общей платформой было негативное отношение к неолиберальному экономическому курсу ЕС, резко сократившему бюджетные и инвестиционные возможности Италии, и к его миграционной политике, заставившей страну фактически в одиночку справляться с массовым притоком мигрантов из Африки и стран Ближнего Востока. Кроме того, каждый участник имел свои особые идейные установки. Лидер крайне правой «Лиги» Маттео Сальвини объявил своей задачей положить конец попыткам левого правления в Италии, открыв этим эпоху нового общественного порядка в Европе («продолжительностью лет в пятьдесят»). Лидер антисистемного («ни левого, ни правого») ДПЗ Луиджи Ди Майо выступал под лозунгом отстранения от власти всего старого коррумпированного правящего класса Италии и оттеснения «традиционных» политических партий, в том числе левоцентристской Демократической партии (ДП). Ее глава Маттео Ренци рассматривался как проводник экономического курса ЕС и международных финансовых кругов, обрекающих экономику Италии на затяжную депрессию.

Правительственное Соглашение включало главные пункты обеих партийных программ: новую пенсионную реформу (с сокращением пенсионного возраста), введение дохода от гражданства, общее снижение налогов, государственное содействие инфраструктурному строительству, ужесточение иммиграционной политики и политики безопасности. Проект бюджета на 2019 г. предполагал увеличение дефицита в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом. Представленный Еврокомиссии осенью 2018 г., он был отвергнут, что потребовало длительных переговоров и существенной коррекции — во избежание санкций ЕС за нарушение размеров дефицита и графика сокращения государственного долга. Труднейшее урегулирование пришлось возобновить в апреле-июне 2019 г., поскольку угроза санкций возросла. Заслуга ведения переговоров с Еврокомиссией и достижения приемлемого для Италии компромисса всецело принадлежала премьер-министру Джузеппе Конте и министру экономики Джованни Триа; политические лидеры, вице-премьеры Сальвини и Ди Майо, могли позволить себе решительные заявления о продолжении избранного курса.

Итогом 14 месяцев правления коалиции еврокритиков стало вынужденное подчинение Италии правилам бюджетной дисциплины ЕС при сохранении, однако, суверенно утвержденных «правительством перемен» принципов новой экономической и социальной политики, записанных в Соглашении. Было принято новое законодательство о пенсиях и о доходе от гражданства (требующее, однако, большого числа подзаконных актов, чтобы быть введенным в действие). Темпы роста производства остались близкими к нулю. Издержки реформаторской деятельности выразились в 5 с лишним млрд евро дополнительных выплат процентов по государственному долгу в 2019–2020 гг1.

После того, как на выборах в Европейский парламент (26 мая 2019 г.) соотношение сил в коалиции радикально изменилось в пользу «Лиги», Сальвини решил избавиться от более слабого партнера. Опросы показывали, что электоральный рейтинг «Лиги» достиг 38%, и в случае совместного выступления с ультраправыми «Братьями Италии» она получила бы на выборах свыше 40% голосов, а при участии также партии «Вперед, Италия» — более 50%. Сформированный правыми парламент мог бы сменить в 2022 г. нежелательного для них президента Серджо Маттареллу. Укрепились бы и позиции Сальвини в Европе, где уже начали возводить против него «санитарный кордон».

Предпосылкой разрыва коалиции послужило «предательство» ДПЗ, депутаты которого в Европарламенте поддержали кандидатуру Урсулы фон дер Ляйен на пост главы Еврокомиссии, тогда как депутаты «Лиги» голосовали против. Поводом же стало голосование в итальянском парламенте по законопроекту о сооружении скоростной железной дороги Турин – Лион: для «Лиги» он был одним из приоритетов, для ДПЗ — олицетворением традиционной для Севера практики коррупционных подрядных сделок. Позиция «Лиги» одержала верх, и 8 августа Сальвини выступил с заявлением, в котором констатировал «отсутствие в стране правительственного большинства» и потребовал немедленного роспуска парламента для проведения досрочных выборов.

Этот шаг оказался просчетом, в результате которого политическая инициатива ушла из рук Сальвини, а «Лига» выпала из круга претендентов на дальнейшее управление страной. Ключевую роль при этом сыграли действия премьер-министра Конте.

Позиция Конте

Премьер-министр предложил Сальвини дать объяснение своей политической инициативе на заседании Сената. Сам он, объявив на этом заседании о своей отставке, выступил с речью, в которой дал развернутую оценку действий лидера «Лиги» на протяжении всего периода правления «желто-зеленой» коалиции.

Премьер-министр обвинил Сальвини в превышении полномочий, преследовании личных и партийных интересов, политическом оппортунизме и безответственности — в ущерб интересам страны, которую нельзя заставлять голосовать ежегодно и подвергать риску затруднений в отношениях с ЕС. Отвел его критику в адрес ДПЗ, якобы постоянно тормозившего деятельность правительства, указав на большой объем проводимой работы и на то, что именно развал коалиции останавливает процесс реформ. Выразил «озабоченность» по поводу требования Сальвини получить «полноту власти» и его апелляции к «площадям», напомнив, что таким языком разговаривал Муссолини. Осудил уклонение вице-премьера от объяснений в парламенте по поводу возникших подозрений в получении «Лигой» российских денег. Высказался против неоправданно жесткой миграционной политики Сальвини. Отметил как неуместное частое использование им религиозной символики в обоснование своих действий по управлению светским государством. Весь опыт и стиль политического поведения Сальвини на посту вице-премьера коалиционного правительства Конте охарактеризовал как «нехватку культуры отношений с институтами».

Это выступление встретило живейший отклик, укрепив и без того высокий личный рейтинг Конте, уступающий в стране только рейтингу президента Маттареллы (61 против 69%). Опрос общественного мнения впервые показал снижение электоральной поддержки Сальвини — с 36–38% в конце июля до 31–33% в конце августа2. В начавшихся после 20 августа консультациях президента с лидерами парламентских фракций ДПЗ выдвинуло кандидатуру Конте на пост премьер-министра. Проведя два раунда переговоров, Маттарелла поручил ему формирование нового кабинета из представителей ДПЗ и ДП — двух ведущих по числу депутатов политических сил действующего парламента. Он потребовал создания устойчивого правительства с четкой политической программой, исключив возможность «переходного» кабинета и указав, что альтернативой будет только проведение досрочных выборов.

Сальвини до последнего момента пытался восстановить коалицию с ДПЗ, заявляя, что готов к переговорам, но согласия не получил.

«Желто-красная» коалиция

Участники новой коалиции постарались сблизить свои приоритеты в кратком документе, представленном в качестве проекта правительственной программы. В нем усилен мотив сотрудничества с ЕС — вразрез с первоначальными установками правительства «Лиги» — ДПЗ и, особенно, с агрессивной политикой Сальвини после его триумфа на выборах в Европарламент. Но сохранены все главные, чуть скорректированные идеи предыдущего Соглашения (доход от гражданства, пенсионная реформа, крупные государственные инвестиции в инфраструктуру), кроме предложенной Сальвини плоской шкалы налогообложения. Италия, говорится в этом документе, обратится к новому руководству ЕС с просьбой о гибкости, в интересах «большего социального сплочения» на «новом этапе экономического и социального программирования». Правительство рассчитывает избежать применения санкций, произведя необходимую коррекцию бюджета. При этом оно выделит средства для ряда проектов по программе государственных капиталовложений. Одними из главных целей будут сокращение налоговой нагрузки на труд и введение минимума заработной платы3.

Общественное мнение Италии скептически оценивает жизнеспособность новой коалиции. Второе правительство Конте может получить вотум доверия благодаря наличию у ДПЗ и ДП парламентского большинства, но у них нет поддержки большинства избирателей. Особенно важна возможная потеря поддержки промышленного Севера, где правые партии получили на евровыборах 54% голосов (в том числе «Лига» — 41%), а участники новой коалиции — чуть больше трети (ДП — 23,7%, ДПЗ — 10,8%)4.

«Желто-красный» компромисс идеологически хрупок. ДПЗ и ДП еще недавно во многом стояли на противоположных позициях. ДП выступает за разрыв с суверенистским проектом, ДПЗ «не отказывается ни от чего», сделанного им за эти 14 месяцев. Эксперимент, таким образом, продолжается, но от участников новой коалиции потребуются решения, которые им будет трудно объяснить своим избирателям. Обе партии столкнулись с разногласиями в своей среде.

Правый лагерь по-прежнему требует досрочных выборов и призывает своих сторонников к массовым публичным протестам. «Лига» заявила, что не отзовет своих депутатов с постов руководителей парламентских комиссий.

Для Конте, по его словам, политический опыт сотрудничества с «Лигой» — навсегда пройденный этап. Пресса отмечает его успешное взаимодействие с руководством ЕС и симпатию к нему Д. Трампа, который назвал его «очень талантливым человеком»5. Однако Конте, принявший свой мандат «условно», при определенных обстоятельствах может его вернуть, как это почти произошло годом раньше из-за разногласий с президентом по кандидатуре министра экономики. На этот раз президент, по мнению его окружения, оставит за собой принятие решения по четырем ключевым постам — министров экономики, иностранных дел, обороны и внутренних дел6.

Таким образом, новый этап итальянского суверенизма начинается в обстановке крайней политической неустойчивости. Вопрос о формировании правительства, возможно, удастся решить уже в ближайшие дни, но приведение к присяге второго кабинета Конте вряд ли будет означать урегулирование политического кризиса.

Примечания:

1 L’eredita’ M5S-Lega: cinque miliardi di interessi extra sul debito. URL: https://www.huffingtonpost.it/entry/leredita-m5s-lega-cinque-miliardi-di-interessi-extra-sul-debito_it_5d5a4878e4b0d8840ff55548?nsid=other_trending...

2 Di Benedetto Montacini V. Ultimi sondaggi 22 agosto: in Aula Conte ha battuto Salvini per il 60 per cento degli italiani. https://www.tpi.it/2019/08/22/ultimi-sondaggi-politici-oggi-22-agosto/.

3 Rogari M., Trovati G. Salario minimo corretto, web tax, concessioni e piu’ deficit, ecco il programma PD-M5S. // Il Sole 24 Ore, 29.08.2019.

4 Pilati A. Il rischio di perdere il Nord // Il Sole 24 Ore, 28.09.2019.

5 Pelosi G. Trump: Spero resti premier // Il Sole 24 Ore, 28.08.2019.

6 Sergio Mattarella, le mani sul governo: “Pronto a pareri preventive”, I 4 ruoli chiave su cui decidera’ lui. URL: https://www.liberoquotidiano.it/news/politica/13497348/sergio-mattarella-mano-governo-conte-pareri-preventivi-ministeri-interi-economia-esteri-difesa.html.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.09.2019

В ИМЭМО РАН состоялась встреча с делегацией китайских экспертов-международников. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и безопасности, глобального управления, взаимоотношений между США, Китаем и Россией.

подробнее...

19.09.2019

В Центре азиатско-тихоокеанских исследований состоялся круглый стол с участием делегации Министерства по делам объединения Республики Корея во главе с советником министра по политическим вопросам Ким Чжон Су.

подробнее...

Вышли из печати