Результаты Европейского инновационного Табло 2019: диспропорции сохраняются

1041

© 15.08.2019, Шелюбская Н.В.

European Innovation Scoreboard 2019. Used images from // ec.europa.eu

Европейская комиссия (ЕК) опубликовала ежегодный, 18-й по счету, рейтинг стран по Сводному индексу инновационного развития Innovation Scoreboard 2019 (т.н. Европейское инновационное Табло и Региональное Табло)1, которые показали изменение скоростей инновационного развития как внутри ЕС, так и относительно основных международных конкурентов с двумя противоречивыми результатами (позиции Великобритании и США). «Табло» рассчитывает средний индекс инновационного развития стран-членов на основе двадцати семи показателей, распределяя страны по четырем группам: «инновационные лидеры» (120% от среднего показателя по ЕС), «сильные инноваторы» (90-120%), «средние» (50-90%) и «скромные инноваторы» (ниже 50%).

В целом, 25 стран-членов ЕС продемонстрировали рост инновационного индекса на 8,8% по сравнению с 2011 годом, благодаря значительному прогрессу в подготовке докторантов, международных научных публикаций, широкому проникновению высокоскоростного интернета. При этом ускорились темпы сближения уровней инновационного развития между странами-лидерами и отстающими. Верхние позиции заняли Швеция, Финляндия, Дания и Нидерланды – традиционные инновационные лидеры ЕС. Великобритания и Люксембург, на протяжении последних лет входившие в группу инновационных лидеров, спустились в группу «сильных инноваторов», а Эстония из «средней» поднялась в «сильную группу». Только две страны – Румыния и Словения значительно снизили свои показатели. Если в 2010 году к «слабым» относились четыре страны (Литва, Латвия, Болгария и Румыния)2, то в 2018 – только две (Болгария и Румыния).

Более 2/3 регионов (159 из 238 в 23 странах) продемонстрировали улучшение ситуации по сравнению с 2011 г. Однако 79 регионов ухудшили свое положение, включая ряд регионов Германии, Франции и Испании. Инновационные лидеры, как и ранее, тяготеют к крупным городам.

По сравнению с ведущими конкурентами на глобальном инновационном рынке ЕС по-прежнему значительно отстает от Республики Корея и Японии, при этом уменьшился разрыв с Китаем, темпы инновационного «роста» которого в два раза превышают европейские. На основе классификации ЕС третьи страны распределены следующим образом: республика Корея («лидер»), Канада, Австралия, Япония и США («сильные инноваторы»), Китай и Бразилия («средние инноваторы»), Россия, Индия и Южная Африка («скромные инноваторы»). Впервые ЕС по индексу инновационного развития опередил США, хотя и очень незначительно (у США – 99% от уровня ЕС). Насколько этот факт объясняется реальным ускорением развития ЕС или изменением методики и пересмотром данных, можно будет определить через несколько лет. На ближайшие два года ЕК прогнозирует рост индикатора инновационного развития на 4,7% и сохранение соотношения с главными международными конкурентами.

Как и рейтинги Глобального инновационного индекса, Инновационное Табло ЕС не является «истиной в последней инстанции». Например, критике подвергаются как методологический подход ЕК в целом3, так и положение отдельных стран в рейтинге. Но, несмотря на недостатки, присущие всем рейтинговым подходам, он служит важным механизмом бенчмаркинга, позволяя выявлять в динамике слабые и сильные стороны национальных инновационных систем и способствовать распространению лучших практик.

Характерным примером являются показатели Великобритании. Хотя понижение ее инновационного "статуса" вызвало возражение со стороны Британского инновационного агентства4, оценка рейтинга ЕС подтверждается выводами независимых британских экспертов. Да и в рейтинге Глобального инновационного индекса Великобритания также теряет позиции, переместившись со второй строки в 2015 г. на пятую в 2019 г5. Одним из основных факторов является Brexit. Уже три года страна находится в состоянии полной неопределенности относительно перспектив взаимоотношений с ЕС и участия в европейском научно-техническом сотрудничестве. И этот фактор начинает оказывать негативное влияние, как на оценки инновационного потенциала Великобритании, так и на вполне реальное текущее (как и перспективное) состояние экономики и государственных финансов6. А в настоящее время ситуация становится еще более сложной, поскольку новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и ранее высказывался за hard Brexit, и, видимо, эту позицию он будет отстаивать и на посту главы правительства. Так что уже в краткосрочной перспективе можно ожидать дальнейшего снижения инновационного рейтинга страны.

Несмотря на общую «благостную» картину по ЕС, результаты рейтинга выявили ряд проблем.

Во-первых, Табло 2019 еще раз проиллюстрировало сохранение инновационного разрыва внутри Союза, хотя улучшение общей картины развития по регионам создает предпосылки для снижения региональных диспропорций и усиления конвергенции. Не случайно это направление стоит в списке приоритетов новой инновационной панъевропейской программы «Горизонт Европы» на 2021-2027 годы. Наиболее узким местом национальных инновационных систем по-прежнему остаются расходы на ИР, несмотря на рост частных инвестиций. Так, доля государственных расходов на ИР в ВВП в 2018 г. (0,68%) не достигла уровня 2011 г. (0,76%)7, что создает угрозу для финансирования фундаментальных исследований и стабильности НИС. ЕК впервые в числе ежегодных рекомендаций национальным правительствам по повышению эффективности экономической политики в рамках «Европейского семестра» указала всем без исключения странам-членам на необходимость увеличения инвестиций в ИР и инновации, а также в сферу профессиональной подготовки и непрерывного образования (прочие рекомендации носят избирательный характер)8.

Однако насколько эффективной окажется реакция национальных правительств, изменит ли новое решение сложившийся тренд, пока неясно.

Как и для Великобритании, проблематичным вопросом для всей Европы является Brexit. Из элемента «большой» европейской инновационной системы, Туманный Альбион вероятно вскоре пополнит список глобальных конкурентов ЕС. Изменение характера связей европейских НИС с инновационной системой Великобритании (одним из крупнейших инновационных и финансовых центров мира) не может не иметь последствий для развития Союза – последствий, которые еще предстоит детально оценить. Но можно констатировать, что независимо от модели будущих взаимоотношений Великобритании и ЕС, Brexit нанесет урон, как развитию самой науки, так и научно-технологическому взаимодействию и научному сообществу. Поскольку именно формирование «Объединенной Европы» способствовало ее становлению в качестве «центра силы» на глобальном научно-техническом рынке, Евросоюзу потребуются дополнительные усилия по консолидации для сокращения внутреннего инновационного «разрыва» и сохранения лидерских позиций в мире.

Примечания:

1 Innovation Scoreboard 2019. https://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_en; Regional Innovation Scoreboard https://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/regional_en

2 Innovation Union Scoreboard 2010 https://ec.europa.eu/research/innovation-union/pdf/iu-scoreboard-2010_en.pdf

3 Edquist C. et al. (2018) “On the meaning of innovation performance: Is the synthetic indicator of the Innovation Union Scoreboard flawed?” https://charlesedquist.files.wordpress.com/2018/05/rvy011.pdf

4 EU surpasses US in innovation league table as UK losses leader status in Europe. https://sciencebusiness.net/news/eu-surpasses-us-innovation-league-table-uk-loses-leader-status-europe

5 Global Innovation Index Report 2019: Creating Healthy Lives-The Future of Medical Innovation https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report

6 The Brexit scorecard. https://ukandeu.ac.uk/wp-content/uploads/2019/06/The-Brexit-Scorecard.pdf

7 Innovation Union Scoreboard 2011. https://ec.europa.eu/eip/ageing/library/innovation-union-scoreboard-2011_en

8 EU Commission calls on national governments to focus on research and innovation investments. https://sciencebusiness.net/framework-programmes/news/eu-commission-calls-national-governments-focus-research-and-innovation


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.02.2020

Состоялось заседание Ученого совета Института. На повестке дня был представлен доклад Эдуарда Соловьева на тему «Новый этап украинского кризиса: основные вызовы и тенденции развития».

подробнее...

18.02.2020

За заслуги в изучении российско-индийских отношений Алексей Куприянов и Яна Садовникова награждены медалью "За выдающиеся академические успехи памяти профессора Г.Л. Бондаревского".

подробнее...

Вышли из печати