С Урсулой во главе: о назначении председателя Европейской комиссии

636

© 18.07.2019, Стрежнева М.В.

used image from Internet

16 июля 2019 г. Европейский парламент 383 голосами «за» при 327 проголосовавших «против» и 22 «воздержавшихся» поддержал «внезапную» кандидатуру Европейского совета на пост главы Европейской комиссии, с натугой собрав требуемое абсолютное большинство. Председателем ЕК по итогам этого драматичного голосования назначена теперь уже бывший министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен. Европейская народная партия, чьим выдвиженцем она стала после того, как ЕНП пришлось отказаться от «непроходной» в Европарламенте фигуры Манфреда Вебера в качестве своего формального «лидирующего» кандидата, в буквальном смысле со скандалом вырвала этот «приз» в политическом соревновании, которое разгорелось между ЕНП и Прогрессивным альянсом социалистов и демократов. Более приемлемый для большинства в ЕП, нежели бесцветный немецкий партийный функционер Вебер, «лидирующий» кандидат от ПАСД голландец Франс Тиммерманс1, казалось, уже мог праздновать свою неожиданную победу. Ведь на полях саммита Большой двадцатки в Осаке (Япония) в конце июня 2019 г. руководителям ведущих стран ЕС, ведомым франко-германским тандемом, удалось, проявив уважение к выбору Европарламента, договориться в пользу выдвижения именно Тиммерманса2. Но эта договорённость прожила недолго. Ей крайне ожесточённо воспротивились страны Центральной Европы (Польша, Словакия, Венгрия и Чехия). По заявлениям их руководителей, Тиммерманс – «не тот человек, который годится для объединения Европы»3. Вслед за тем против него взбунтовалась и фракция ЕНП, не желая уступить социалистам на том основании, что у «народников» в новом Европарламенте всё же больше депутатских мест, чем у социалистов (182 против 154 у ПАСД).

Острую неприязнь авторитарных правительств Польши и Венгрии к Тиммермансу, человеку в личном плане как будто скромному и вежливому, большинство комментаторов объясняют тем, что на посту первого заместителя председателя ЕК в 2014–2019 гг. он принципиально выступал за применение против них статьи 7 Договора о ЕС. Эта договорная статья позволяет запустить процедуру предотвращения нарушений европейского законодательства. Отметим, что невеликое численное преобладание ЕНП над ПАСД в Европарламенте нового созыва по большей части обеспечивается сохраняющимся членством в рядах ЕНП венгерской правящей партии «Фидес» евроскептика Виктора Орбана. В данном случае это превратило ЕНП в его заложника – ввиду неготовности «народников» по справедливости уступить политическое первенство социалистам (между прочим, своим многолетним и верным союзникам в ЕП).

Хотя во многих недавних комментариях компромиссную номинацию фон дер Ляйен характеризовали как скоропалительную, ситуация предстанет несколько в ином свете, если вспомнить публикацию в немецкой газете «Handelsblatt», появившуюся в августе 2018 г., где её фамилия уже прозвучала. Там утверждалось, что Ангела Меркель рассчитывает видеть именно немецкого представителя на посту будущего главы ЕК и готова жертвовать для этого перспективой назначения председателя ЕЦБ из Германии4, как в итоге и вышло. Однако Будапешт и Варшава предпочли представить дело так, будто это их собственная победа. По словам Орбана, немецкая мать семерых детей (каковой действительно является фон дер Ляйен) успешно заменила Вебера и Тиммерманса, «что само по себе показывает, какие перемены грядут в Европе»5.

Эти слова, по всей видимости, отсылают нас к особо любезным консерватору Орбану семейным ценностям, в связи с чем здесь уместно вспомнить о святой Урсуле, христианской мученице, в честь которой был основан монашеский Орден урсулинок. Эта святая считается как раз покровительницей семьи. Впрочем, сама она, по преданию, замужеству сопротивлялась, подобно хорошо известной в России прекрасной принцессе Турандот, отказывая многочисленным претендентам, – в том числе под предлогом необходимости посещения христианских святынь. В отличие от менее упрямой принцессы, прежняя Урсула предпочла принять жуткую смерть от последнего из них, настоящего варвара.

Такая поучительная история подталкивает к предположению, что продемонстрированная венгерским премьером уверенность, будто в Урсуле фон дер Ляйен он найдёт свою единомышленницу, может быть наигранной, как и победа ненавистников Тиммерманса – пирровой. Начать с того, что Франс Тиммерманс остался на месте – он будет занимать пост первого заместителя главы Комиссии и в новом её составе и вряд ли откажется теперь продолжить наступление на нелиберальные практики в ряде стран Евросоюза. Манфред Вебер, напротив, дорого заплатил за то, что в качестве главы фракции «народников» в Европарламенте прежнего созыва он, по соображениям тактики, покрывал действия Орбана по разгрому венгерской демократии и созданию в стране «гибридного режима»6.

В руководстве ЕС на ключевых постах в ближайшие годы не будет ни одного представителя из стран Центральной и Восточной Европы, которые в данном случае противопоставили себя по факту сложившемуся в ЕС после парламентских выборов в мае 2019 г. левоцентристскому большинству. Если вернуться непосредственно к фон дер Ляйен, то её видение будущего Евросоюза диаметрально противоположно тому, к чему призывают евроскептики, включая Орбана. «Моя цель, – говорит она, – создание Соединенных Штатов Европы по образу федеративных государств – Швейцарии, Германии или США»7. Наконец, на новом посту и фон дер Ляйен намерена всячески противостоять неуважению к западным демократическим ценностям (которое проявляют Польша и Венгрия) и прямо призывает к разделению всеми государствами-членами бремени в вопросах иммиграции, что подразумевает критику восточноевропейских правительств, отказывающихся принимать в своих странах беженцев. Иными словами, как, не скрывая разочарования, вполне справедливо подытожил Яаак Мэдисон, эстонский депутат ЕП из фракции евроскептиков «Идентичность и демократия», отказав ей в своей поддержке, в идеологическом плане фон дер Ляйен мало отличается от Тиммерманса8.

Между тем истинную причину крайней нелюбви, взыгравшей у большинства руководителей стран Центральной и Восточной Европы персонально к Тиммермансу и Веберу, допустимо усматривать в публично заявленной ими обоими поддержке идеи увязки проблемы неуважения, проявляемого правительствами Польши и Венгрии к европейским ценностям, с мониторингом поступающих в эти стран от ЕС бюджетных средств. Такая идея, продвигаемая ЕП, ЕК и правительством Германии, обретает в Евросоюзе и в ЕП в особенности всё более чёткие очертания.

С точки зрения Комиссии, её реализация, так или иначе, должна поспособствовать решению бюджетных проблем Союза, усугубившихся с выпадением значительной доли доходов из-за Брексита. Комиссии хотелось бы на следующий многолетний период несколько переориентировать расходы бюджета в сторону южных стран ЕС, начиная с Италии, в целях решения острейших проблем Еврозоны. Германия и Франция, как основные «доноры» европейского бюджета, в качестве условия дополнительного наращивания ими собственного бюджетного вклада, требуют обеспечения эффективности бюджетных расходов в ЕС с точки зрения их соответствия целям интеграции. Складывается, в частности, общее понимание необходимости реформирования Политики сплочения, которая должна в большей мере отвечать новым требованиям и основным вызовам, включая климатический и миграционный.

Осенью 2015 г., с приходом к власти партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, Польша отказалась сотрудничать с ЕС по проблемам миграции и изменения климата. Руководством страны также были приняты поправки к законам о СМИ и Конституционном суде, поставившие под вопрос жизнеспособность польской демократии. При этом Польша с общей суммой в 86 млрд евро на 2014–2020 гг. сейчас стоит первой в списке получателей средств из европейского бюджета. Венгрия является крупнейшим получателем в пересчёте на душу населения. Более 95% всех публичных инвестиций в этой стране софинансируются Евросоюзом, причём хорошо известно, что значительная часть этого «пирога» оседает в карманах приближённых олигархов, которых подпитывает правящая партия «Фидес». Но потенциальными объектами применения предлагаемой политической кондициональности в связи с бюджетом ЕС выступают не только Польша и Венгрия, но и другие государства ЕС, где возникают проблемы с правовыми системами и коррупцией – это, в том числе, Румыния, Чехия, Словакия и Болгария.

Ведущуюся до сих пор официальным Брюсселем борьбу с такими проявлениями в собственных рядах, как наступление правительств на гражданское общество, сферы науки или образования, а также коррупция, пока особо успешной не назовёшь, так как по ныне действующим со стороны ЕС правилам возможные санкции легко блокируются усилиями даже одного государства-члена. Понятно, почему Варшава и Будапешт упорно и дружно сопротивляются всякой попытке ЕС более жёстко обставить политическими условиями рекой текущие к ним миллиарды.

4 апреля 2019 г. Европейский парламент уже принял законопроект, по которому правительствам, которые мешают работе судов или не справляются с коррупцией у себя дома, может грозить приостановка поступления европейских бюджетных средств. Если этот регламент ЕП и Совета по защите бюджета Союза будет принят Советом министров ЕС, то Комиссия в принципе сможет проводить в жизнь соответствующие санкционные меры, если сочтёт, что национальное правительство и парламентское большинство в данной стране ставят под угрозу независимость судебной власти, не предотвращают и не наказывают незаконные решения органов государственной власти или подрывают административную способность государства уважать обязательства членства в Евросоюзе.

Впрочем, сложность в том, что разгорелись противоречия по поводу правовой базы данного регламента. Если в самом тексте его утверждается, что он основан на статье 322 Договора о функционировании ЕС, которая предусматривает обычную законодательную процедуру для имплементации законодательства по бюджету, что позволяет принять такой регламент большинством голосов, обойдя группу государств-членов, пренебрегающих европейскими нормами при голосовании, то критики законопроекта настаивают, что ему в качестве основы больше подходит статья 312 ДФЕС, касающаяся многолетней финансовой перспективы, которая требует единогласия при голосовании в Совете.

Ввиду возникших затруднений данный регламент может и не пройти. Но в целом страны Центральной и Восточной Европы фактически поставлены ныне перед трудным выбором между сокращением на будущее структурных фондов, на чём настаивает большинство стран-«доноров», и их собственным согласием на внедрение более жёсткого мониторинга при использовании внутри стран расходов бюджета ЕС – в интересах самого Союза и в соответствии с его ключевыми целями. С перипетиями назначения новой главы Комиссии, пока не приобщившейся вполне к непосредственным брюссельским раскладам, восточным европейцам представился шанс немного «огрызнуться», наглядно продемонстрировав более настойчивым западноевропейским деятелям, что публичная поддержка идеи предполагаемого мониторинга может им «выйти боком», притормозив планируемую личную карьеру.

Между тем новый председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен выступает за отмену права вето для отдельных стран ЕС в вопросах налогообложения, борьбы с изменением климата и по социальным вопросам – там, где оно ещё сохраняется. Чтобы завоевать на свою сторону как можно больше социалистов в Европейском парламенте накануне голосования по её кандидатуре, она заявила о поддержке гарантированного минимума заработной платы, который распространялся бы на всех работников в ЕС, как и европейского пособия по безработице. Она также уточнила, что принятые в ЕС фискальные правила для государств-членов следует интерпретировать с большей гибкостью – с целью содействовать экономическому росту в Еврозоне, то есть выступила с позицией, в которой отвергается традиционная немецкая политика национальных бюджетных ограничений. Заявила она и о целесообразности введения углеводородного пограничного налога в поддержку европейской промышленности, которая популярна во Франции и Испании. В противовес критикам, настаивавшим, что условия её назначения определялись недемократично, за закрытыми дверями, фон дер Ляйен предложила усовершенствовать процедуру выдвижения «лидирующих» кандидатов, которая ещё может возродиться на основании транснациональных списков на следующих европейских выборах. По её словам, она готова поддержать и право (законодательной) инициативы для Европейского парламента, которое ограничит формальную монополию Еврокомиссии в данном отношении: «Когда Парламент, действуя большинством своих членов, примет резолюции с требованием к Комиссии предложить какие-то законопроекты, я готова ответить на них подготовкой законодательства».

Победу Урсулы фон дер Ляйен определила поддержка ЕНП, либералов и большей части социал-демократов в Европейском парламенте, тогда как радикальные левые и зелёные проголосовали против неё. Они расценили заявленные ею позиции как неубедительные и неконкретные. Мнения евроскептиков по большому счёту раскололись. За спиной победительницы сошлись интересы Франции и Германии, а также «твёрдого ядра» стран старой Европы в целом в дальнейшем интеграционном строительстве. Но при недостаточной убедительности её победы в разноголосом Европарламенте ей будет непросто впредь вести с ЕП стабильный диалог.

Примечания:

1 Тиммерманс – член Партии труда в Нидерландах.

2 Timmermans Frontrunner To Become European Commission President, 1 July 2019. URL: https://www.eurasiareview.com/01072019-timmermans-frontrunner-to-become-european-commission-president/.

3 На пост главы Еврокомиссии выдвинут нидерландский политик Франс Тиммерманс, 1 июля 2019 — REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/2657346.html.

4 Мыльников Павел. Стали известны имена возможных кандидатов на пост главы Еврокомиссии. 23 августа 2018 г. URL: https://p.dw.com/p/33bzf.

5 Цит. по: Cseresnyés Péter. The Victory Orbán Was Hoping for? Ursula von der Leyen Nominated EC President. 2019.07.03. URL: https://hungarytoday.hu/the-victory-orban-was-hoping-for-ursula-von-der-leyen-nominated-ec-president/.

6 Krekó Péter, Enyedi Zsolt (2018). Explaining Eastern Europe: Orbán’s Laboratory of Illiberalism // Journal of Democracy, vol. 29, issue 3, pp. 39–51. URL: https://www.journalofdemocracy.org/articles/explaining-eastern-europe-orbans-laboratory-of-illiberalism/. Вебер удерживает евродепутатов от «Фидес» в рамках ЕНП, действуя при этом вопреки многочисленным протестам более либеральных членов фракции.

7 Цит по: Осипов Антон. Мать Германии станет матерью Европы. 6 июля 2019 г. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/07/06/805992-mat-evropi.

8 Estonian MEPs focus on different topics at von der Leyen hearing. July 16, 2019. URL: https://news.err.ee/961936/estonian-meps-focus-on-different-topics-at-von-der-leyen-hearing.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
21.08.2019

Марина Хохлова выступила с докладом Beyond Professional Employment: What Do the Young Want? в рамках 14-й конференции Европейской социологической Ассоциации (ESA) - Europe and Beyond: Boundaries, Barriers and Belonging.

подробнее...

16.08.2019

Павел Тимофеев принял участие в круглом столе на тему «Россия – Франция: двусторонние отношения и мировая повестка», проведеном в МИА «Россия сегодня».

подробнее...

Вышли из печати