Борьба за власть в Турции: перевыборы мэра Стамбула

561

© 28.06.2019, Гасанова A.Б.

used photo: Turkish flags by Allan Henderson // www.flickr.com/photos/allanhenderson

31 марта 2019 года в Турции прошли муниципальные выборы, в которых приняли участие два основных альянса. Это «Народный альянс», сформированный партией большинства Эрдогана – Партией справедливости и развития (ПСР) и Партией националистического движения, против «Национального альянса» – в составе Республиканской народной партии (РНП) и консервативной «Хорошей партии». В поддержку оппозиционного альянса прокурдская Демократическая партия народов (ДПН), третья крупная фракция в парламенте, отказалась выдвигать своих кандидатов в Стамбуле, Анкаре и Измире. Избиратели проголосовали за мэров городов и местных чиновников в 81 муниципалитете, а также членов советов и глав районов на пятилетний срок.

Местные выборы 31 марта стали  первым испытанием поддержки избирателями политики правящей партии после президентских выборов июня 2018 года, которые позволили главе государства Р. Эрдогану трансформировать государство из парламентской республики в президентскую. В большинстве регионов победу традиционно одержали представители коалиции во главе с правящей Партией справедливости и развития. Однако в крупнейших городах страны, таких как Стамбул, Измир и в столице страны – Анкаре, победа досталась представителям Республиканской народной партии  –  основной оппозиционной силе.

Соответственно, можно с большой степенью уверенности утверждать, что значительная часть населения не удовлетворена политикой, проводимой действующий властью. Этому есть весомые объяснения.

Главным образом негодование населения вызывает непростая экономическая ситуация в стране. Правительству не удается выйти из затяжного  экономического кризиса. Всего за один год турецкая лира подешевела примерно на 40% по отношению к доллару США, инфляция выросла вдвое и составляет сейчас около 20% в годовом исчислении, а прирост ВВП продолжает замедляться (сейчас он составляет около 2,6 %, тогда как еще в 2017 году темпы роста достигали 7,4%). Уровень безработицы в Турции составляет на данный момент 11%. По данным турецкого статистического управления, за последний год цены на продукты питания в Турции выросли почти на 30%. Уровень жизни в стране продолжает падать.

Кроме того, репутацию ПСР заметно портят явные нарушения прав человека, в том числе бесконечные гонения на журналистов, аресты чиновников и видных общественных деятелей на основании огульных обвинений, а также ужесточение политики в отношении курдов. Такого рода авторитарные методы правления вошли в обиход в период чрезвычайного положения, введенного после неудавшейся попытки государственного переворота летом 2016 года, и были де-факто узаконены в результате расширения полномочий президента республики в 2018 году.

Как бы то ни было, поражение на выборах в указанных городах стало симптоматичным для Эрдогана: эпоха его безоговорочной поддержки турками осталась далеко позади. В столице Анкаре разница в голосах между оппозиционным и провластным кандидатами была значительной (50% против 47%) и властям пришлось принять поражение как данность. Вместе с тем, в Стамбуле сложилась иная ситуация. Отрыв оппозиционного кандидата Э. Имамоглу от бывшего премьера Б. Йылдырыма составил всего порядка 14 тыс. голосов (0,25%). Эрдоган решил «отвоевать» этот город, чтобы не потерять «жемчужину» Турции, ведь Стамбул по сравнению с другими крупными городами обладает рядом преимуществ.

Так, город достаточно важен в экономическом плане, – его бюджет составляет около 8,8 млрд долларов. Это превышает суммы, которые выделяются на финансирование большинства министерств, например, здравоохранения или юстиции. К тому же Стамбул обособлен финансово, привлекает большие объемы международных инвестиций и многих крупных бизнесменов, а последние, в свою очередь, тесно сотрудничают с руководством страны. Именно стамбульские компании работали над строительством нового аэропорта и возведением крупнейшей в стране мечети. Для этого города очень характерна взаимосвязь бизнеса и властей.

С политической точки зрения, пост мэра Стамбула также имеет важное символическое значение. Дело в том, что сам Эрдоган с 1994-го по 1998 г. занимал эту должность и использовал ее возможности для продвижения к президентскому креслу. Поэтому ПСР так ревностно хотела вернуть себе этот город. В противном случае соперником Эрдогана  на предстоящих выборах президента страны в 2023 году мог бы стать новый мэр Стамбула, кандидат от оппозиционной партии РНП.

Таким образом, не смирившись с поражением, ПСР оспорила результаты выборов в исторической столице Турции, сославшись на имевшие место нарушения избирательного законодательства. В мае турецкий ЦИК аннулировал результаты голосования семью голосами «за» при четырех «против», обосновав свое решение тем, что якобы из 62 000 членов местных избирательных комиссий почти треть не являлась госслужащими, что противоречит закону. В результате, новые выборы  были назначены на 23 июня. Вместе с тем, отмена итогов демократических выборов негативно отразилась на репутации Эрдогана, потому что такие нарушения уже происходили ранее, а это по сути бросает тень на честность и прозрачность всех предыдущих голосований.

Назначение перевыборов мэра Стамбула также вызвало волну недовольства как внутри страны, так и за ее пределами. Оппозиция начала требовать пересмотра итогов других голосований, в том числе – и референдума 2017 года, когда де-факто был упразднен пост премьер-министра, и вся исполнительная власть была передана в руки президента. Сами жители Стамбула тоже не одобрили решение о повторных выборах в их родном городе: они вышли на так называемый «кастрюльный марш», во время которого били в кухонную утварь в знак протеста. О событиях в Турции заговорили и на Западе: все чаще стали слышны прогнозы краха демократии в этой стране.

Несмотря на это, повторное голосование было назначено, и кандидаты приступили к предвыборной агитации. При этом избирательная кампания члена РНП Э. Имамоглу велась в основном посредством социальных сетей, так как эфирное время, предоставляемое  оппозиции, было настолько урезано, что кандидат не успевал донести народу даже часть своей программы. Главным предвыборными лозунгом Имамоглу стал призыв покончить с расточительством городских властей в Стамбуле, о котором ему стало известно во время короткой службы в качестве мэра этого делового центра Турции. Опубликованные документы выявили многочисленные случаи злоупотребления полномочиями членов предыдущих администраций города, состоящих в правящей партии ПСР, случаи коррупции и нецелевой растраты бюджета Стамбула. Солгасно этим данным, ПСР наладила сложную систему финансовых транзакций, которая связывает политические круги с бизнесом. Такого рода разоблачения в разгар экономического кризиса в Турции, вкупе с и без того не безупречной репутацией кандидата от ПСР Б. Йылдырыма, существенно подрывали позицию ПСР на выборах мэра Стамбула.

Еще одним значимым фактором, сыгравшим на руку РНП, стал курдский вопрос. Так, Имамоглу позиционировал себя как мэр для всех жителей города – независимо от их национальности и политических взглядов. Лояльность Имамоглу к курдам стала его визитной карточкой и поводом для постоянных нападок со стороны ПСР. Жесткая и порой несправедливая политика ПСР в отношении курдов, в том числе запрет на получение мандатов победившими на муниципальных выборах членами ДПН, которые были смещены с государственной службы во время чрезвычайного положения 2016 года, все более отдаляла их от ПСР. Именно курды могли сыграть определяющую роль в победе Имамоглу в первый раз в ходе всеобщих муниципальных выборов, особенно, учитывая, что прокурдская ДПН не выдвигала своего кандидата в мэры Стамбула.

Также следует отметить, что Имамоглу выступил в ходе перевыборов как пострадавшая сторона, как очередная жертва правящей партии, аккумулировавшей всю власть в стране. И это не могло не вызвать симпатий к нему, как к кандидату в мэры.

Что касается предвыборной кампании ПСР, то в нее были внесены существенные изменения. Во-первых, лидер партии и президент страны «ушел в тень»: Р. Эрдоган на этот раз отказался лично вести агитацию в пользу своего коллеги по партии. Кампанией руководил сам кандидат от ПСР Б. Йылдырым, бывший премьер и министр транспорта. Ему даже было разрешено принять участие в теледебатах вместе со своим противником, что было нехарактерно для кандидатов от ПСР: в последний раз такие дебаты состоялись в 2002 году, и в них участвовал сам Эрдоган. Президент страны, по-видимому, решил отгородить себя от образа проигравшего в случае повторной победы Имамоглу, ведь в ходе муниципальных выборов гонка по факту велась между последним и Р. Эрдоганом.

Кроме того, ПСР даже пыталась перехватить у Имамоглу голоса курдов, сделав тем неожиданные уступки. Так,  заключенному в тюрьму на острове Имралы Абдуллаху Оджалану, лидеру Рабочей партии Курдистана, в мае было разрешено встретиться со своими адвокатами впервые за восемь лет. Такой шаг, очевидно, был призван  улучшить позиции ПСР в глазах курдов, которые несколько месяцев назад объявили голодовку с целью добиться подобной встречи для отбывающего наказание Оджалана. Последний призвал курдских политиков прекратить голодовку и перейти на политические методы борьбы.

В итоге повторное голосование 23 июня подтвердило победу Имамоглу, явно показав, что он был избран справедливо, а не благодаря нарушениям в ходе голосования: его отрыв от Йылдырыма достиг в этот раз уже весомых 9%. Это означает, что ПСР и ее лидеру придется упорно работать, чтобы исправить положение в стране. В противном случае процент людей, поддерживающих власти, будет и впредь убывать, и на победу  кандидата от ПСР на предстоящих президентских выборах в 2023 году можно будет уже не рассчитывать.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.09.2019

В ИМЭМО РАН состоялась встреча с делегацией китайских экспертов-международников. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и безопасности, глобального управления, взаимоотношений между США, Китаем и Россией.

подробнее...

19.09.2019

В Центре азиатско-тихоокеанских исследований состоялся круглый стол с участием делегации Министерства по делам объединения Республики Корея во главе с советником министра по политическим вопросам Ким Чжон Су.

подробнее...

Вышли из печати