Глобальная стратегия ЕС: три года в пути, что впереди?

699

© 24.06.2019, Моисеева Д.Э.

used image from https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_2019.pdf

17 июня 2019 г. в Люксембурге состоялся Совет ЕС по иностранным делам, на котором Верховный представитель Федерика Могерини выступила с докладом о ходе реализации Глобальной стратегии ЕС – ГСЕС 2016.  Прошло ровно три года с тех пор, как глобальная стратегия под названием «Общее видение, единый подход: сильная Европа» была взята на вооружение Европейской службой внешнеполитических действий. Настало время подвести промежуточные итоги.

Институциональный контекст

В ЕС начинается очередной институциональный цикл: новоизбранные депутаты Европейского парламента уже сидят на чемоданах в разных уголках Европы, готовые съехаться на свое первое пленарное заседание. Из заявлений официальных лиц стало очевидно, что ни один из ведущих кандидатов не будет назначен на пост главы Европейской комиссии автоматически, поэтому теперь поиском подходящей кандидатуры займутся главы государств. В ходе встречи Европейского совета 20–21 июня Франция и Германия вели активные переговоры о кандидатах на ключевые европейские посты, но пока им не удалось найти компромисс, и вопрос был отложен до следующего Европейского совета 30 июня. Грядет обновление Еврокомиссии: ряд членов коллегии во главе с «хромой уткой» Жаном-Клодом Юнкером с некоторых пор озабочены отнюдь не общеевропейскими делами, а поиском новой работы в госаппарате на родине или в частном секторе1. Те же, кто хочет оставаться в игре, продолжают усердно трудиться. Среди них и госпожа Ф. Могерини. У нее большие шансы остаться на второй срок в должности Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Представленный ею доклад о внешнеполитических успехах ЕС – это отчет о проделанной работе и одновременно ее заявка на продление полномочий.

Многосторонность, автономия, прагматизм и принципиальность

Необходимо понимать, что ГСЕС 2016 – это детище Ф. Могерини. Именно ей (а не Кэтрин Эштон) удалось привести к общему знаменателю внешнюю политику ЕС. Поэтому нынешний доклад о проделанной работе фактически подводит итоги ее пятилетнего пребывания на посту Верховного представителя.

Главная мысль, которая красной нитью прослеживается по всему документу, – глобальные тренды, зафиксированные в ГСЕС 2016, не только оправдали себя, но проявились даже ярче, чем ожидалось. По мнению специалистов Европейской службы внешнеполитических действий, «сегодня мы живем в мире, еще более раздираемом противоречиями, чем всего несколько лет назад. Противоречия усиливаются в стратегических, экономических и политических сферах»2. Посему принципы и приоритеты, которые выбрал для себя ЕС три года назад, а именно: многосторонность, автономия и прагматизм, остаются в силе на ближайшее будущее.

Многосторонности уделено особое внимание. ЕС, как и три года назад, терпеливо и методично поясняет всем и каждому при любом удобном случае, что в основе будущего миропорядка должен лежать принцип многосторонности. Проще говоря, все важные вопросы (от Арктики до ядерного оружия) должны решаться сообща и обязательно с участием ЕС, потому, что интересы последнего простираются все дальше и дальше. Многосторонность при этом подается под разными соусами: в региональном и глобальном измерении; в контексте реформ ООН, ВТО и других международных организаций. Наконец, как «переменная геометрия многосторонности» (по сути, тот же прагматизм: сотрудничаем с разными группами стран по четко определенным взаимовыгодным вопросам) и даже многосторонность с добавлением модного, но приевшегося словечка“smart”.

Принцип стратегической автономии, как и раньше, используется для характеристики европейской политики обороны и безопасности, в частности, отношений ЕС и НАТО. Складывается впечатление, что ЕС пытается усидеть на двух стульях, углубляя сотрудничество с Североатлантическим альянсом в тех сферах, где это взаимовыгодно, и одновременно подчеркивая «соблюдение автономии – институциональной основы обеих организаций в процессе принятия решений»3. Нужно отдать должное, пока ЕС справляется с этой задачей. В отчете упоминаются две совместные декларации между сторонами, а также 74 новых совместных проекта в сфере кибербезопасности, борьбы с терроризмом, изменением климата, экономической волатильностью и т.д. Безусловно, ЕС не может не считаться с НАТО в вопросах безопасности в европейском регионе. На данный момент применяемый принцип стратегической автономии доказал свою действенность и остается в арсенале Европейской службы внешнеполитических действий (ЕСВД).

Прагматизм и принципиальность, бывшие лейтмотивом ГСЕС 2016, также не списаны со счетов на ближайшие несколько лет: «ЕС может действовать прагматично, основываясь на взвешенной и объективной оценке реальности, при этом оставаясь неизменным в своей приверженности принципам, ценностям и правилам, закрепленным в наших договорах»4.

В целом, внешнеполитический вектор, заданный ГСЕС 2016, остается прежним: основные концептуальные положения остаются актуальными на сегодняшний день и пересмотру не подлежат. Это определенный успех для молодой Службы внешнеполитических действий.

От слов к делу

Львиную долю доклада занимает описание предметных проектов и достижений, которые предъявляет ЕСВД в качестве результатов проделанной работы и имплементации ГСЕС 2016. Основные темы: миграция, глобальная морская безопасность, миротворчество, военно-космические системы слежения, кибербезопасность, продвижение демократии и прав человека, тройственное партнерство между ЕС, ООН и Африканским союзом, борьба с дезинформацией и многое другое. Затронут широчайший спектр тем и вопросов, в которых ЕС, так или иначе, принимает участие, оказывает содействие, предоставляет финансирование или же просто заявляет о своей позиции. Складывается впечатление, что в мире не осталось проблем, которые не касались бы ЕС. Столь обширная внешнеполитическая повестка лишний раз свидетельствует о намерении Евросоюза укрепиться в роли актора глобального управления.

Что касается отношений с Россией, здесь существенных подвижек не наметилось. С 2015 г. в системе координат Евросоюза Россия утратила свой статус «стратегического партнера», получив взамен статус «стратегической сложности» (пока еще не «стратегической угрозы»). «Стратегическая сложность» заключается в том, что ЕС приходится постоянно лавировать: «наказывать» Россию за нарушение международного права и одновременно продолжать «выборочное партнерство» в сферах собственных интересов. Беда для обоих партнеров заключается в том, что это «выборочное партнерство» за три прошедших года доказало свою несостоятельность в качестве стратегии выстраивания отношений5. Ремарку о том, что значит «стратегическая сложность», сделала специальный советник Верховного представителя Натали Точчи, в ходе частной беседы с автором. По ее словам, «стратегическая сложность» заключается еще и в том, чтобы найти общий знаменатель по российскому вопросу между всеми странами ЕС, у которых по отдельности весьма разные двусторонние отношения с Россией от дружественного сотрудничества до холодной конфронтации.

Вместо заключения

В вопросах глобального управления ставки для ЕС высоки: «Будучи самым продвинутым многосторонним проектом в истории и одновременно группой малых и средних государств, наш Союз жизненно заинтересован в том, чтобы стать центром притяжения по продвижению и защите многосторонности во всем мире»6. Иными словами, являясь нормативной силой,  ЕС стремится распространять и усиливать свое влияние в мире. Кстати, прецеденты уже имеются, о чем, например, написано черным по белому в разделе о новых технологиях и кибербезопасности. Однако, пока далеко не все мировые державы воспринимают всерьез столь недвусмысленные сигналы от ЕС. Пожалуй, напрасно.

Примечания:

1 The vanishing Juncker Commission[Electronic resource]. – Mode of access:  https://www.politico.eu/article/the-vanishing-jean-claude-juncker-european-commission-staff-college-commissioners/?fbclid=IwAR1Ig3L3N2_sOQg1OQTCkBWK4g-VCnwHBTDTUizMtLJr0JNq2b-g4rSDqTI(accessed: 24.06.2019)

2 The European Union's Global Strategy. Three Years On, Looking Forward[Electronic resource]. – Mode of access: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_2019.pdf(accessed: 24.06.2019) P.8.

3 Ibid.P.37

4 Ibid.P.31

5 Кортунов А.В. Жезл капельмейстера и палочка дирижера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/zhezl-kapelmeystera-i-palochka-dirizhera/ (дата обращения: 24.06.19)

6 The European Union's Global Strategy. Three Years On, Looking Forward [Electronic resource]. – Mode of access: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eu_global_strategy_2019.pdf(accessed: 24.06.2019) P. 15

 


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
13.11.2019

Вышел из печати 3-й номер квартального бюллетеня "Российский Экономический Барометр" за 2019 год на русском языке.

подробнее...

13.11.2019

В Москве проходит общее собрание Российской академии наук.

подробнее...

Вышли из печати