Церковный раскол: путешествие «Дяди Сэма»

1082

© 20.05.2019, Артамонова У.З.

Monastery of the caves, Kiev. Ukraine. Kyiv-Pecherska Lavra
by Juan Antonio Segal // www.flickr.com/photos/jafsegal

Раскол, произошедший между Московским и Константинопольским патриархатами на фоне обретения украинской церковью автокефалии обнажил соперничество между древнейшей и крупнейшей православными церквями, которое распространяется все дальше и дальше.

20 апреля митрополит Корейский Амвросий Константинопольского патриархата в интервью англоязычному порталу The Orthodox World осудил создание Московским патриархатом экзархата и епархии в Азии, назвав этот шаг «попранием церковных канонов и подрывом православного единства». Он отметил, что до 2018 года в Корее существовала одна православная Церковь, Константинопольского патриархата. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион, в свою очередь, еще в прошлом году выразил несогласие РПЦ с позицией Константинополя в том, что только у Вселенского патриархата есть «эксклюзивное право на пастырское окормление диаспоры» православных верующих в других странах, в связи с чем и был создан «азиатский экзархат» с центром в Сингапуре, в который вошли приходы Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, КНДР, Южной Кореи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин и Таиланда.

Параллельно Константинополь утрачивает контроль над своим бывшим экзархатом - Архиепископией русских православных церквей в Западной Европе, которая отказалась подчинится патриарху Варфоломею, решившему лишить ее автономии. 11 мая прошло очередное собрание духовенства в Париже, которое не привело к выработке единой позиции по вопросу будущего архиепископии. Глава экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн Реннето предлагает воссоединение с Московским патриархатом, а настоятель прихода Нотр-Дам-дю-Сень в Париже протоиерей Владимир Ягелло выступает за полную автономию и по сути создание отдельной независимой церкви. При этом Иоанн Реннето уже получил заверения от патриарха Кирилла, что целостность архиепископии не будет нарушена в случае ее присоединения к РПЦ, а сам Реннето останется ее архиереем. Архиепископ же заявил, что «в случае, если Фанар вдруг запретит его в служении, сам не раздумывая перейдет в РПЦ». С учетом того, что альтернатива – создание новой независимой структуры – выглядит практически недостижимой (потребуется признание канонических православных церквей и томос об автокефалии от матери-церкви), ряд экспертов делает ставку на то, что «экзархат церквей русской традиции» все же перейдет в юрисдикцию Московского патриархата, что будет означать очередное расширение зоны влияния последнего.

Тем временем, Русская Православная Церковь проявляет активность и на территории США. 7 мая 2019 года в административном центре Православной Церкви в Америке в Сайосете состоялась встреча временно управляющего Патриаршими приходами в США епископа Сурожского Матфея с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном и членами Синода.  Православная Церковь в Америке получила автокефалию в дар от Московского патриархата 50 лет назад. Также 9 мая епископ Матфей и генеральный консул России в Нью-Йорке встретились с главой Антиохийской Архиепископии в США. Они обсудили вопросы сотрудничества Русской и Антиохийской церквей в США, а также обменялись мнениями о «последних действиях Вселенского патриархата», что в данной ситуации с большой вероятностью означает дарование Украине томоса. Контакты между РПЦ и Антиохийским патриархатом особенно значимы с учетом того, что каноническая территория последнего включает в себя Сирию.

Интересны и контакты РПЦ с другим «южным» патриархатом – Александрийским. Напомним, что с момента получения Украиной томоса патриарх Александрийский хранил молчание по этому вопросу, хотя в 2018 году высказывался в поддержку канонической УПЦ МП. 12 мая 2019 года в Александрии состоялась встреча ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II, чьи слова заслуживают особого внимания: «…никогда Русская Православная Церковь нас не забывала. За это я хотел бы выразить огромную благодарность и заверить, что и мы всегда будем рядом с вами».

Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви вместе с Кипрской церковью образую четверку древнейших Поместных Православных Церквей. Патриархи всех четырех провели встречу в конце апреля на Кипре, где обсудили ситуацию на Ближнем Востоке и гонения на верующих на Украине (прихожан канонической УПЦ МП), призвав защитить как людей, так и храмы от насилия (намекая на захват ряда храмов на Украине сторонниками автокефалии). Интересен тот факт, что между Иерусалимской и Антиохийской церквями нет евхаристического общения, однако их предстоятели сочли повод для встречи достаточно важным, чтобы переступить через свои разногласия.

Помимо новых достижений, о том, что в соревновании двух патриархатов «ведет» Московский, свидетельствует и развитие ситуации вокруг украинской автокефалии. Ни одна каноническая поместная церковь так и не признала новую структуру – ПЦУ, и, соответственно не приняла сторону патриарха Варфоломея в этом споре. Зато, афонские старцы заняли однозначно негативную позицию. В их письме высшему органу управления "монашеской республики" – Священному киноту, опубликованному Отделом внешних церковных связей Русской православной церкви 24 апреля, они обвиняют Вселенский патриархат в нарушении церковных канонов и вторжении в чужую юрисдикцию (в том же его обвиняет и РПЦ).  В письме также подчеркивается, что единственной канонической и законной церковью на территории Украины является УПЦ Московского патриархата, что нельзя трактовать иначе как выражение поддержки РПЦ со стороны Афона, который традиционно имеет сакральное значение в православном мире. Помимо этого, весьма показательным был отказ Патриарха Иерусалимского допустить представителей новой Православной Церкви Украины к службе в храме Гроба Господня в Иерусалиме во время Пасхи и схождения Благодатного огня, также, как и его отказ в принципе принять их делегацию. При этом, представители канонической Украинской православной церкви, прибывшие в Иерусалим, получили благословение и совершили молебен в Горненском женском монастыре.

В то же самое время у автокефальной Православной Церкви Украины помимо проблем с международным признанием наблюдаются проблемы внутренние. Филарет, глава одной из раскольнических структур, из которых и сложилась ПЦУ, - т.н. Киевского Патриархата, оказался недоволен сложившимся положением вещей. Его не устраивает ни тот факт, что у ПЦУ статус митрополии (не патриархата), ни то, что главой новой церкви «признан» митрополит Епифаний (а не сам Филарет), ни зависимость от Константинополя. Он открыто призвал бороться за независимость «новой церкви» Украины от Константинопольского патриархата, также как от Московского. Стоит отметить, что Филарет вполне в силах попытаться разрушить ПЦУ изнутри: мало того, что за Епифания голосовали многие по просьбе Филарета, так еще и приходы «Киевского патриархата» без его одобрения не перейдут в ПЦУ. Соответственно легитимность новой автокефальной церкви окажется под вопросом уже не только на международном уровне, но даже внутри страны. Более того, заграничные приходы «Киевского патриархата», которые по условиям томоса должны перейти в юрисдикцию Константинопольского патриархата, Филарет тоже не собирается уступать. За счет этого ситуация начинает все больше напоминать фиаско Вселенского патриарха Варфоломея.

Казалось бы, пришло время предрекать победу в «шахматной партии» Русской Православной Церкви: сферу влияния удалось расширить, причем с ущербом для Константинополя, в «украинском вопросе» те, кто высказался открыто поддержали позицию Москвы. Однако «игра» из шахматной превращается в карточную, т.к. появляется никем не ожидаемый «джокер».

Эту роль взял на себя Сэмюэл Браунбек, специальный посол США по вопросам международной религиозной свободы, который, по странному совпадению, 6 мая начал свое турне по православным государствам: Греция, Болгария, Румыния, Молдавия. Целью своего путешествия сам Браунбек назвал установление связей между США и православным христианским миром1. Во всех перечисленных странах его ожидали встречи как с членами местных правительств, так и с иерархами поместных церквей, которых он приглашал на запланированную в июле в Вашингтоне вторую Конференцию по вопросам продвижения религиозной свободы, отдельно подчеркивая, что Вселенский патриарх Варфоломей также приглашен.

В Греции на встрече с замминистра иностранных дел Маркосом Боларисом он обсудил положение христиан в государствах Ближнего Востока, а также сложности, с которыми вынуждены сталкиваться Иерусалимский и Антиохийский патриархаты, и в особенности ситуацию сирийских православных христиан. В рамках этой беседы они также обсудили возможности сотрудничества в том, что касается помощи вышеупомянутым группам. Также Браунбек и Боларис обсудили «развитие событий вокруг текущих церковных проблем в Европе и Америке, включая вопросы, касающиеся интересов Вселенского патриархата», что не может не вызывать ассоциаций с украинской автокефалией и спором между Константинопольским и Московским патриархатами.

Также в Греции Сэм Браунбек встретился в Архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом II. Как сообщается, Архиепископ Иероним обсудил с гостями «различные вопросы, представляющие общий интерес, включая вопрос об Украинской Церкви»2. После этого последовал визит Браунбека на Афон и встреча с настоятелями афонских монастырей и гражданским губернатором Афона Костасом Димцасом3.

Во время визита в Грецию Браунбек также выразил поддержку в вопросе возобновления работы закрытой турецкими властями Халкинской богословской школы. И хотя школа закрыта с 1971 года, это не единственное проявление интереса США к ней в последнее время. 9 мая ее также посетил временный поверенный в делах США в Анкаре Джеффри Ховеньер4. Это прекрасно вписывается в общую картину политики США последних месяцев в Средиземноморье: укрепление связей с Грецией (включая договор о новых военных базах) и строгость в отношении Турции (и в вопросах торговли, и в вопросах вооружений).

9 мая Браунбек прибыл в Болгарию и встретился с Патриархом Болгарским Неофитом. Посол США по особым поручениям в вопросах международной религиозной свободы выразил надежду на сотрудничество с Болгарской Православной Церковью в церковных и религиозных вопросах. Он также встретился с замминистра иностранных дел Болгарии Екатериной Захарьевой, в беседе с которой подчеркнул, что сотрудничество с США является важным для Болгарии, и напомнил о существовании сирийской диаспоры в Болгарии. Речь также шла о сотрудничестве США и Болгарии в Сирии5.

И опять удивительное совпадение: неделей раньше, 30 апреля премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что в конце мая приступят к строительству газопровода-интерконнектора, который должен объединить газораспределительные сети Болгарии и Греции6. Решение о строительстве этого газопровода, деньги на которое выделила Еврокомиссия, было принято после закрытия проекта «Южный поток». В перспективе этот газопровод должен стать частью проекта расширения Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум). Одновременно с этим Болгария ведет с США переговоры о поставках американского газа и рассматривает возможность участия в качестве акционера в реализации проекта строительства терминала для сжиженного газа в греческом Александруполисе7.

После Болгарии посол США по особым поручениям в вопросах международной религиозной свободы прибыл 10 мая в Бухарест и встретился с Патриархом Румынским Даниилом8 и представителями властей. На этих встречах также обсуждался вопрос положения христиан на Ближнем Востоке. 11 мая Сэмюэл Браунбек прибыл в Кишинев, где также встретился со светскими властями и главой поместной церкви. По прежней схеме он обсудил вопросы религиозных свобод.

Таким образом, складывается впечатление, что Браунбек стремился склонить православные церкви, с чьими предстоятелями он встречался к взаимовыгодному сотрудничеству. Роль должны сыграть и встречи с представителями светских властей. Интересно, что обсуждался Ближний восток, то есть территория трех древнейших канонических православных церквей: Иерусалимской, Антиохийской и Александрийской, чья позиция скорее в пользу Московского патриархата в его споре с Константинополем. При этом, ни с одним из этих патриархов Браунбек встреч не запланировал. В случае с Грецией и Болгарией в общую канву вплетаются интересы энергетические и экономические. А конкретно в случае с Грецией еще и интересы в сфере безопасности и тонкая игра на извечной неприязни греков к Турции.

На этом фоне занимательной выглядит отставка Архиепископа Американского Димитрия, письменное прошение о которой он подал после встречи с патриархом Варфоломеем в Стамбуле 4 мая. 10 мая ряд СМИ распространил информацию о том, что на место Димитрия был избран митрополит Прусский Элпидофор, который, по версии ТАСС, обладает «обширными связями в Вашингтоне»9, и которого митрополит Волоколамский Илларион назвал «главным идеологом легализации украинского раскола»10. Однако пресс-служба Константинопольского патриархата заявила, что выборы на пост архиепископа Америки еще не проводились11. Тем не менее, значение имеет тот факт, что производится замена архиепископа Константинопольского патриархата в Америке именно в тот момент, когда Сэм Браунбек объявляет о намерении устанавливать связи с православным миром. Похоже, что Константинополь намерен перейти к более активному сотрудничеству с американскими партнерами, для чего и меняет своего представителя.

В сложившейся ситуации возникают два вопроса. Удастся ли «американскому джокеру» переменить ход игры в пользу Вселенского патриархата, т.е. склонить часть канонических православных церквей к поддержке патриарха Варфоломея в его противостоянии с Москвой? И если да, то найдутся ли у РПЦ «козыри», чтобы достойно на такой ход ответить? Тем более сейчас, когда внутри самой России наблюдается всплеск общественного недовольства церковью.

Примечания:

1 https://www.orthodoxianewsagency.gr/epikairotita/ellinoamerikaniki-synergasia-gia-tin-prostasia-ton-xristianikon-plithysmon-se-empolemes-zones/

2 https://credo.press/224293/

3 https://vesti-ukr.com/politika/335671-idei-bzhezinskoho-kak-ssha-khotjat-dodavit-priznanie-ptsu-mirovym-pravoslaviem

4 https://www.tribune.gr/world/news/article/576865/sti-theologiki-scholi-tis-chalkis-o-epitetrammenos-ton-ipa-stin-toyrkia.html

5 https://www.orthodoxianewsagency.gr/patriarxeia/patriarxio_boulgarias/synergasia-ipa-voulgarias-gia-tin-orthodoksia-sti-syria/

6 https://regnum.ru/news/2622152.html

7 https://regnum.ru/news/economy/2512089.html

8 https://rusk.ru/newsdata.php?idar=84560

9 https://tass.ru/obschestvo/6419257

10 http://www.ng.ru/ng_religii/2019-05-14/11_464_newpope.html

11 https://ria.ru/20190511/1553411000.html


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати