К вопросу о рекордной пятилетке профицитного бюджета Германии

526

© 12.04.2019, Сейткалиев Р.М.

Berlín by Rodrigo Paredes // www.flickr.com/photos/rodrigoparedes

Вот уже пять лет подряд Германия заканчивает год с профицитом бюджета. Начиная с 2014 г., профицит неуклонно рос с 9,5 млрд  евро до 37 млрд евро в 2017 г. Его снижение было зафиксировано только в 2018 г., когда был достигнут уровень в 11,2 млрд евро.

Долгие годы со времен объединения Германии бюджет был дефицитным. Много средств необходимо было вкладывать в развитие восточных земель и преодоление инфраструктурного неравенства. До 2000 г. в среднем дефицит составлял более 40 млрд марок ежегодно.

Кроме вложений в инфраструктуру восточных земель, огромная часть бюджета традиционно направлялась в социальную сферу. Сократить эту часть расходов смогли реформы правительства Герхарда Шрёдера. Реформирование затронуло главным образом пенсионную систему и трудовые отношения. Пенсионная реформа осталась по своей сути перераспределительной, но вместе с солидарным принципом через частные фонды  реализовывался переход к накопительной форме. Трудовые отношения избавились от излишнего бюрократизма, и рекрутировать новых сотрудников стало проще. Либеральные меры позволили, с одной стороны, облегчить нагрузку на государство, предоставив гражданам взять часть ответственности за будущую пенсию на себя, а с другой стороны – расширить базу налогоплательщиков, обязав «самозанятых» делать страховые взносы.

Реформирование систем позволило к 2007 г. достичь первого в истории объединенной Германии профицита бюджета. Экономическое положение страны предполагало дальнейшее развитие и наступление долгого периода сбалансированного бюджета, однако вмешался мировой кризис, и профицит ограничился одним годом. Чтобы выйти из кризиса и запустить экономику правительство снизило налоги и простимулировало внутренний спрос через заимствование. Эти меры в 2010 г. увеличили дефицит бюджета до рекордного уровня в 108,9 млрд  евро, однако главное –  экономика вновь начала расти.

В 2011 г. был введен базовый метод формирования бюджета «сверху вниз». Работа над бюджетом начинается с анализа действующего и затем при утверждении министерствами и правительством спускается на исполнение федеральным землям. Таким образом, с первых дней реализации нового бюджета формируется стратегическая линия, обязательная к исполнению. Такое «плановое» составление бюджета невозможно без налаженной работы всех систем власти и быстрого отклика на возникающие проблемы. Принятия  «планового» бюджета на более низких уровнях власти кроется в закладывании предельного объема финансирования. При этом, являясь сторонником жесткой бюджетной дисциплины, Германии удается вести умеренные расходы в социальной сфере. Это позволяет экономить существенные средства. Подобным образом, в 2017 г. стране удалось сохранить 12 млрд евро, выделенные на борьбу с последствиями миграционного кризиса, и направить их в фонд содействия мигрантам. Сегодня объем этого фонда составляет более 35 млрд  евро.

С 2015 г. правительство переняло практику других стран ЕС, например Великобритании, и проводит анализ расходов бюджета  на случай выявления их неэффективного использования. Отмечая важность стремления властей разумно освоить бюджет, не лишним будет упомянуть и дополнительную  мотивацию подобного поведения. Речь идет об основанной в 1949 г. «Ассоциации немецких налогоплательщиков», провозгласившей своей целью отказ от неоправданных трат и доведения до общественности подобных случаев. Способом доведения служит ежегодная «черная книга немецких налогоплательщиков».

С 2014 г. по настоящее время федеральное правительство рассчитывает бюджет без новых заимствований (политика долгового тормоза). Таким образом, тренд на стабилизирующий курс будет продолжаться. Пока экономические показатели благоприятствуют этому. В стране сохраняется высокая занятость (в 2017 г. количество безработных составило 2,53 млн  человек или чуть более 3%  – самый низкий показатель за 25 лет), доходы населения и заработная плата растут, а предпосылок для увеличения процентных ставок не предвидится. Обеспокоенность немецких властей вызывает старение нации  и постепенное возрастание социальных отчислений, однако еще некоторое время это будет нивелироваться высокой занятостью и ростом страховых отчислений.

Внутреннему рынку придается ключевое значение как фактору экономического роста. В планах правительства направить излишки бюджета на укрепление внутренних экономических основ роста: инвестиции в человеческий капитал, в инфраструктурные объекты, в некоторые отрасли, например в сельское хозяйство, и в не полностью используемые мощности частного строительства, в налоговые льготы для граждан и на устойчивость государственных финансов. Последнее предполагает дальнейшее снижение отношения государственного долга к ВВП. Маастрихтскими соглашениями установлено, что госдолг не должен превышать 60% ВВП. С 2012 г. госдолг страны неуклонно уменьшался с 79,9% ВВП до 64,1% в 2017 году.  В 2018 г. правительство поставило своей целью достичь уровня долга в 61 % ВВП в 2019 г. и снизить его до 53% к 2021 г.

Снижение госдолга принесет экономическую выгоду в виде снижения процентных выплат и предоставит больше маневра в случае кризиса. Помимо планов направления излишков бюджета на развитие определенных сфер экономики и покрытия госдолга, правительство обсуждает вопросы сокращения страховых отчислений по безработице и постепенный отказ от солидарного налога, введенного для жителей Германии на развитие восточных земель. Снижение последнего планируют вводить с 2021 г.

Политика сбалансированного бюджета продолжит сохраняться. Это рассматривается правительством как основа процветания будущего поколения. Правило не тратить больше, чем запланировано, позволит подготовиться ко времени, когда число людей пенсионного возраста значительно увеличится.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
22.05.2019

Состоялось заседание Ученого совета Института. В повестке дня – доклад д.и.н., профессора РАН А.В. Ломанова на тему «Китайские реформы на новом этапе преобразований».

подробнее...

20.05.2019

Делегация ИМЭМО РАН приняла участие в международной конференции «Экономическое и торговое сотрудничество под эгидой инициативы “пояса и пути”: взгляд в прошлое и перспективы» (Economic and Trade Cooperation Under the Belt and Road Initiative: Retrospect and Prospect).

подробнее...

Вышли из печати