Эмманюэль Макрон призывает к ренессансу Европы

1036

© 11.03.2019, Портанский А.П.

used photo by The White House // www.flickr.com/photos/whitehouse

5 марта 2019 г. ведущие газеты всех 28 стран-членов ЕС опубликовали обращение президента Франции Эмманюэля Макрона к гражданам Европейского союза, которое приурочено к намеченным на конец мая выборам в Европарламент и рассчитано на консолидацию проевропейских сил.

Почему это обращение приобретает сегодня особенное значение?

В течение полувека «Старый свет» впечатлял невиданным феноменом европейской интеграции, устранившей причины вековых конфликтов на континенте и служившей в течение длительного периода мотором экономического роста для стран-членов Сообщества. В начале 2000-х некоторые смелые политологи даже предсказывали закат США перед лицом новой силы – Европейского союза. Однако уже в начале 2013 г. ситуация резко изменилась. Один из крупнейших и известных в мире банков HSBC опубликовал прогноз развития стран мира до 2050 г., согласно которому тройку лидеров к 2050 году составят Китай, США и Индия. Евросоюзу места в тройке не нашлось. В последние 10-15 лет на континенте все слышнее стали голоса евроскептиков.

Мировой экономический кризис 2008 года не мог не оставить свой отпечаток на судьбе Евросоюза. Спустя несколько лет в дискуссиях о путях преодоления кризиса образовалось два противоположных лагеря: одна группа стран выступила за бóльшую экономию, а другая – наоборот, за увеличение расходов. В первом оказалась Великобритания вместе с Германией, Нидерландами, Швецией и Финляндией, во втором – Греция и ряд стран юга Европы. Фактически в тот момент в Брюсселе столкнулись две противоположные логики развития ЕС. Наиболее ярким выразителем одной точки зрения выступила Великобритания, приверженная позиции сохранения «Европы наций", которая предполагает минимальное наднациональное управление. Лондон давно возражал против вмешательства Еврокомиссии в различные аспекты жизни государства-члена ЕС и детального регулирования из Брюсселя всего и вся. Однако Брюссель и, в частности, прежний Председатель Еврокомиссии Ж.-М. Баррозу, как и многие его сторонники в правительствах стран Южной и Восточной Европы, напротив, были уверены, что мощь единой Европы заключается именно в максимальном делегировании полномочий в Брюссель и соответственно получении всяческой помощи оттуда. Для Британии это стало сигналом к оживлению дискуссий о проведении референдума по вопросу возможного выхода Соединенного Королевства из ЕС, он и состоялся, в конце концов, в июне 2016 г. с известным результатом.

Но не только мировой экономический кризис явился причиной нынешнего ослабления Европы. Еще на пороге смены тысячелетий некоторые аналитики отмечали, что Европу «расслабило» отсутствие серьезной внешней угрозы – окончание «холодной войны» стало сигналом для конца «европейской мечты». Потому страны-члены ЕС и не продвинулись к созданию политического и военного союза и, хуже того, - начали подвергать сомнению выгоды валютного и экономического союза. Но дело, разумеется, не только в отсутствии реальной внешней угрозы, которая, кстати, по мнению многих европейцев, нынче вновь вернулась.

Нашествие мигрантов и кризис модели мультикультурализма, активизация правых сил в ряде стран ЕС, экономические трудности, угрозы терроризма, подъем национализма и Brexit, а также новый вызов в виде политического и торгово-экономического давления администрации Трампа на ЕС – таков неполный список сегодняшних проблем Евросоюза, решение которых невозможно откладывать.

Президент Макрон с самого начала позиционировал себя в качестве убежденного сторонника европеизма, возрождения роли Европы в мире и защитника европейской демократии. Многомесячные протесты «желтых жилетов» во Франции не могли не осложнить европейскую миссию Макрона. Однако теперь он, похоже, намерен всерьез взяться за нее. Brexit и активизация национализма в разных странах обязывают действовать, ибо никогда прежде Европа не подвергалась такой опасности, настаивает Макрон в своем обращении. Несмотря на некоторое снижение тональности критики в адрес националистов, французский лидер ясно заявил, что нельзя позволить им эксплуатировать недовольство народов, нельзя безучастно взирать на ослабление Европы.

Принадлежность к любому сообществу должна подразумевать те пределы (или границы), которые оно должно защищать, подчеркивает французский лидер. Не указывая прямо на Россию, он выразил беспокойство в связи с «внешним вмешательством в дела европейских демократий», в связи с чем, призвал «запретить финансирование иностранными державами европейских политических партий» (что уже произошло во Франции). Одновременно Макрон считает целесообразным создать «Европейское Агентство защиты демократий» для защиты выборов от возможных кибератак и манипуляций.

Укреплению безопасности Евросоюза призвана послужить еще одна инициатива, связанная с предоставлением убежища и защитой границ и подразумевающая основательное реформирование Шенгенской зоны. Европа, убежден Макрон, должна одновременно защищать свои ценности и свои границы перед лицом миграционного вызова. Эта защита должна быть основана на функционировании «полиции общих границ» и «Европейского офиса по вопросам убежища», для чего необходимо учредить «Европейский совет внутренней безопасности». Вместе с тем Макрон, по мнению некоторых критиков, не затронул наиболее чувствительные моменты, обойдя молчанием собственно массивный наплыв мигрантов и проблему исламизма в Европе.

Акцент на вопросах миграции и реформы Шенгена вовсе не случаен – согласно данным «Евробарометра», тема иммиграции станет одной из главных и принципиальных на предстоящих выборах в Европарламент. Поэтому задача Макрона – по возможности, внести раскол в лагерь правых, чтобы привлечь часть из них на свою сторону. Эта атака на правых удачным для Макрона образом совпала с инициативой 12 консервативных партий ЕС, потребовавших исключить из Народной европейской партии (группа европейских правых в Страсбурге) венгерского премьер-министра Виктора Орбана, известного своим крайним популизмом и оппозицией по отношению к Брюсселю по многим вопросам европейской политики.

Президент Французской республики призвал к реформированию действующей политики конкуренции ЕС в духе «европейского предпочтения». Наши границы, подчеркнул он, должны обеспечивать справедливую конкуренцию; необходимо запрещать или подвергать ограничениям производства, которые вредят окружающей среде, нарушают защиту персональных данных или не уважают налоговое законодательство. Как неизбежное следствие новой волны протекционизма в мире можно расценить призыв Макрона отдавать предпочтение европейскому бизнесу в стратегических отраслях и госконтрактах как это делают, по его мнению, американцы и китайцы. В частности, необходимо, полагает он, установить более совершенное регулирование цифровых гигантов, обеспечив «европейский надзор» за главными цифровыми платформами.

Создание «социального щита», считает французский лидер, необходимо для гарантии одинакового уровня компенсации за одну и ту же работу, а также минимального уровня зарплаты, адаптированного к условиям каждой страны. Отдать предпочтение развитию «проекта конвергенции» вместо «проекта конкуренции» ради социального прогресса, - таков призыв Макрона, в реализации которого, однако, ему пока не удалось добиться заметных результатов у себя во Франции.

В обращении не обойден вниманием и вопрос коллективной обороны Евросоюза. Французский президент высказался за создание «Совета европейской безопасности» вместе с Великобританией на правах ассоциированного члена. Этот Совет должен будет определить обязательства государств ЕС с учетом их членства в НАТО. Инициатива автоматически предполагает рост военных расходов стран Евросоюза, что вряд ли понравится всем политическим силам Европы.

Серьезное внимание в обращении уделено вопросам экологии и защиты окружающей среды. Как полагает Макрон, Евросоюз должен возглавить «экологическую борьбу». Она, в частности, предполагает создание европейского климатического банка для финансирования перехода ЕС к «зеленой экономике», сокращение вдвое объема используемых пестицидов, усиление контроля за качеством продуктов питания.

В поддержку инициатив Макрона уже высказался ряд европейских лидеров. Однако прозвучала и критика. Понятно, что не все согласятся с увеличением военных расходов, вовсе не простыми окажутся при реализации экологические требования, функции климатического банка уже частично выполняет специальное подразделение Европейского инвестиционного банка и т.д.

Понимая сложность и многообразие выдвинутых инициатив, президент Макрон предложил созвать ориентировочно к концу года большую конференцию для их обсуждения, в которой приняли бы участие представители европейских институтов, государств-членов ЕС, а также объединений граждан, академических кругов, социальных институтов, религиозные представители.

Более 60 лет назад Жан Монне и Робер Шуман создали объединенную Европу. Идеи отцов-основателей захватили умы тогдашних лидеров государств Западной Европы, которые посвятили все свои силы и энергию воплощению в жизнь этих идей. В наше время возникло ощущение, что у сегодняшних лидеров европейских государств нет тех амбиций, которые двигали бы вперед интеграцию на континенте. А некоторые из них не считают, что национальные интересы их государств совпадают с интересами ЕС, политические и экономические институты которого не в состоянии отвечать на современные вызовы. От восточной до западной границы Евросоюза наблюдается ренационализация политической жизни. Погибший в апреле 2010 г. в авиакатастрофе под Смоленском президент Польши Лех Качиньский в 2005 г. сказал: «Поляков интересует будущее Польши, а не будущее ЕС», что остается справедливым для многих восточноевропейцев и сегодня.

Возврат к национальным приоритетам в политической жизни, по-видимому, обусловлен поколенческим фактором: из политики ушло то поколение лидеров, для которых ЕС был прежде всего гарантом мира на континенте, а на их место пришли политики, для которых ценность ЕС определяется не столько верой в великую идею, сколько является результатом подсчета баланса выгод и издержек. Опубликовав свое обращение к гражданам Евросоюза, Эмманюэль Макрон сделал серьезный шаг, взяв на себя огромную ответственность. Ему, одному из самых молодых лидеров ЕС, предстоит доказать делами, что его поколение политиков способно сохранять веру в великую европейскую идею.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати