Администрация Трампа вступила в конфронтацию с Конгрессом по вопросам торговой политики

876

11.03.2019, Дмитриев С.С.

photo: Yahoo Finance, February 16, 2019

В ежегодном обращении к стране в феврале 2019 г. Дональд Трамп лично пролоббировал разработанный при участии его администрации законопроект «О взаимной торговле»1. Официально данный законопроект был внесен в палату представителей республиканцем Шоном Даффи, однако в качестве главного вдохновителя этого проекта называют советника президента по вопросам торговли Питера Наварро. Утверждалось, что вступление данного закона в силу позволит обеспечить «справедливые и равные» условия конкуренции с другими странами и «избавиться от торговых барьеров, которые делают действительно невозможным для нас осуществлять бизнес». По словам президента, предусмотренные в законопроекте меры должны заставить торговых партнеров США сесть за стол переговоров, вынудят их «уважать нас снова» и «перестать получать выгоды за счет Америки»2.

Раздел 2 законопроекта Даффи обосновывает необходимость его принятия тем обстоятельством, что целый ряд стран, включая многих американских союзников, не проявляют готовность идти на уступки в части снижения тарифов, которые в большинстве стран заметно выше, чем в США. Ответственность за несбалансированность тарифных ставок возлагается на администрацию Обамы и ее предшественников, а также на злонамеренные действия конкурентов. Отсутствие взаимности в уровнях тарифов и «несоразмерное» применение нетарифных барьеров торговыми партнерами способствует, по мнению авторов, росту импорта в США, снижает стимулы для экспорта и подрывает конкурентоспособность американской экономики. Результатом этого является огромный и растущий дефицит внешнеторгового баланса, который рассматривается авторами в качестве главной причины замедления темпов экономического роста и угрозы для «экономического процветания» США.

Данные Аппарата торгового представителя в целом свидетельствуют в пользу тезиса администрации Трампа о несбалансированности тарифных ставок США и их торговых партнеров. Так, пошлины на американские легковые автомобили составляют в Китае 15%, Евросоюзе – 10% по сравнению с США, где они – 2.5%. Пошлины на импортируемую в ЕС американскую говядину превышают 61%, сливочное масло – 68%. Тарифы в Индии на американские мотоциклы достигают 50%, виски – 150% и т.д. В то же время в США на большинство перечисленных выше товаров установлены нулевые или невысокие пошлины – в размере, не превышающем 3%. При этом, однако, администрация Трампа склонна не принимать во внимание выгоды для американских потребителей от низких ставок на импортируемые товары, значительные достижения партнеров в плане либерализации торговли за послевоенный период, а также существование в США собственных высоких тарифов на некоторые категории товаров в сочетании с нетарифными ограничениями. В частности, по данным Всемирного банка, по сравнению с 1992 г. Китай и Индия понизили свои тарифы примерно на 85%, ЕС – на 60%. В США тариф на легковые автомобили действительно составляет 2.5%, но на грузовые автомобили он равняется 25%, тогда как в ЕС ставки на эти категории автотранспорта одинаковые – 10%. И американцы вовсе не собираются снижать их на грузовики. Высокий уровень тарифной защиты по-прежнему сохраняется на многие ввозимые в США молочные товары, сахар, напитки, обувь, текстиль, готовую одежду и т.д.3

Раздел 3 устанавливает, что в случае, если президент определит, что ставка пошлины, налагаемой иностранным государством на товар, импортируемый из США, является значительно более высокой, чем ставка американского тарифа, исполнительная власть получит право вступать в переговоры о заключении соглашения с иностранным государством с целью устранения неэквивалентности, либо получит возможность вводить тариф на импорт товара из данного государства. Или, как заявил Трамп в ежегодном обращении к стране, «если какая-либо страна введет несправедливый тариф на американский товар, мы сможем применить против них в точности такой же тариф на аналогичный товар, который они продают нам»4. «Зеркальные» меры возмездия предусматриваются и в отношении нетарифных ограничений. В соответствии с разделом 7 законопроекта, полномочия президента принимать ограничительные меры устанавливаются сроком на три года, хотя возможна их отмена до указанного срока в случае, если президент установит, что иностранное государство больше не дискриминирует США. Разъясняя позицию администрации, конгрессмен Мэтт Гаэтц заявил, что Америке сейчас следует руководствоваться в вопросах торговли ветхозаветным принципом – «око за око».

По мысли авторов, принятие закона должно обеспечить исполнительной власти расширенные полномочия в части применения торгово-политических инструментов при проведении торговых переговоров. Между тем, согласно конституции США (статья I, раздел 8), вопросы регулирования торговых отношений с иностранными государствами являются прерогативой законодательной власти. И хотя на протяжении десятилетий Конгресс считал возможным и целесообразным временно делегировать эту функцию исполнительной власти, сейчас без его одобрения могут быть повышены тарифы лишь на товары, импортированные по ценам ниже их себестоимости.

Протекционистские настроения являются достаточно распространенными в Конгрессе, однако, законопроект Даффи был расценен законодателями однозначно негативно – как пересечение исполнительной властью «красной линии», попытка заставить конгресс «отречься от власти» в вопросах торговой политики. Внесенный в Конгресс законопроект отличается от действующих сейчас правовых актов, прежде всего тем, что предоставляет исполнительной власти возможность сконцентрировать в своих руках практически всю полноту прав в части тарифного регулирования импорта товаров. В соответствии с разделом 4 законопроекта, профильные комитеты обеих палат Конгресса должны быть уведомлены о принимаемых администрацией Белого дома торгово-политических мерах, однако у законодателей в этом случае практически не останется реальных рычагов для противодействия инициативам президента.

По мнению некоторых экспертов, законопроект Даффи отражает растущее отсутствие уважения среди законодателей и политиков к правилам международной торговли и намерение США отказаться от принципа взаимности. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на мнение министра торговли Уилбура Росса, который считает, что принцип РНБ ограничивает право администрации Белого дома регулировать таможенные тарифы и вынуждает президента прибегать к использованию менее эффективных инструментов5. Законопроект Даффи подрывает права, предоставленные в равной мере всем членам ВТО, и обеспечивает искаженное представление о применении принципа взаимности. Это, прежде всего, относится к праву президента игнорировать обязательства, принятые по ранее заключенным сделкам, а также возможности выборочно повышать тарифы на тот или иной товар в отношении одной из стран. Представляется также очевидным, что авторы законопроекта намеренно не делают различий между разрешенными и несовместимыми с правилами ВТО нетарифными барьерами. Так что в случае, если закон будет принят, США смогут рассматривать антидемпинговые меры их торговых партнеров в качестве легитимного основания для повышения своих тарифов.

Отмечается, что по своему содержанию новая инициатива во многом напоминает Закон о взаимных торговых соглашениях 1934 г., который делегировал президенту временные права на регулирование тарифных ставок в пределах 50% от их текущего уровня. При этом, однако, главное различие между этими нормативными актами заключается в том, что упомянутый закон знаменовал начало отхода от политики жесткого протекционизма в направлении снижения пошлин, тогда как одобрение законопроекта Даффи скорее всего приведет к ускорению движения США в сторону их повышения.

Обращает на себя внимание и тот факт, что повышение администрацией Трампа тарифов в 2018 г. не привело к сокращению дефицита торгового баланса США. В 2018 г. баланс торговли товарами составил 881 млрд долл. против 808 млрд долл. в 2017 г.6 Президент и его помощники сейчас вынуждены обороняться от жалоб американских предприятий, пострадавших от повышения внутренних цен на сталь и алюминий. Члены ВТО в течение 2018 г. уже ввели тарифные меры против импорта из США на общую сумму 121 млрд долл. В случае, если законопроект Даффи будет принят, это только поощрит партнеров к новым ответным действиям.

Недоумение экспертов вызывает также тот факт, что действующая законодательная база в принципе обеспечивает президенту США достаточные права в части регулирования тарифных ставок, так что особой необходимости в создании нового механизма нет. В частности, администрация Трампа уже накопила опыт применения раздела 232 Закона о расширении торговли 1962 г., позволяющего ограничивать импорт под предлогом создания угроз национальной безопасности. Положения этого закона использовались для оправдания введения пошлин на импорт стали и алюминия и сейчас рассматриваются в качестве варианта для ограничения импорта автомобилей и запчастей. Раздел 301 Закона о торговле 1974 г. позволяет принимать ответные меры против страны, которая прибегает к «неоправданным, необоснованным или дискриминационным» действиям в отношении импорта из США. Руководствуясь, в том числе, положениями этого закона, Трамп ввел тарифы против импорта товаров из Китая на общую сумму 250 млрд долл.

Дополнительные возможности для манипулирования тарифами предоставляет президенту раздел 122 Закона о торговле 1974 г., который позволяет налагать на срок до 150 дней тарифы в размере 15% против страны, имеющей неоправданно большое активное сальдо в торговле с США. Администрация Трампа прорабатывает также возможность реанимировать Закон о торговле с противником 1917 г. и Закон о чрезвычайных международных экономических полномочиях 1977 г. Указанные правовые акты обеспечивают президенту право ограничивать все формы иностранной торговли во время войн, однако размытость формулировок позволяет применять их и в относительно мирное время в интересах ограничения импорта7. Трамп сообщил также о своем намерении отменить тарифные преференции в торговле с некоторыми развивающимися странами в целях достижения предоставления американским компаниям «равного и разумного доступа» к их рынкам.

Озабоченность возможными последствиями для США на случай принятия нового закона привела к тому, что не только демократы, но и многие республиканцы в Конгрессе задумываются над тем, как сдержать амбиции Трампа. В частности, сенатор Чак Грассли, возглавляющий финансовый комитет сената, уже пообещал, что приложит усилия к тому, чтобы законопроект Даффи «скончался в колыбели». Конгресс готовится разработать законодательство, которое ослабит полномочия президента в вопросах регулирования внешнеэкономических связей. Сенатор Роб Портман готовит законопроект, который потребует от министерства обороны установить четкие критерии применения законов США для введения тарифов против импорта из других стран под предлогом защиты интересов национальной безопасности. Законопроект Портмана также предусматривает требование запрашивать санкцию Конгресса при попытке администрации вводить новые тарифные меры, предусмотренные разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 г.8

Примечания:

1 Сайт конгресса США. [электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/764

2 Сайт Белого дома.[электронный ресурс] URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-meeting-republican-members-congress-united-states-reciprocal-trade-act/

3 Duffy S. Foreign Countries` Non-Reciprocal Tariffs on American Goods. Washington, DC, January 24, 2019. [электронный ресурс] URL: https://duffy.house.gov/foreign_tariffs

4 Сайт Белого дома.[электронный ресурс] URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-state-union-address-2/

5 Trump Would Get Expanded Tariff Powers Under New Draft Bill. Bloomberg, January 11, 2019. [электронный ресурс] URL: https://www.industryweek.com/trade/trump-would-get-expanded-tariff-powers-under-new-draft-bill

6 Сайт Аппарата торгового представителя США. [электронный ресурс] URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2019/2019-trade-policy-agenda-and-2018

7 Hufbauer G. and Jung E. Navarro Asks Congress to Give Trump Absolute Authority over US Tariff Schedule. PIIE. Washington, DC, January 18, 2019. [электронный ресурс] URL: https://piie.com/blogs/trade-investment-policy-watch/navarro-asks-congress-give-trump-absolute-authority-over-us

8 Сайт Yahoo Finance. [электронный ресурс] URL: https://finance.yahoo.com/news/bicameral-congressional-trade-authority-act-auto-tariffs-000237580.html?


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати