Экономика Индии перед парламентскими выборами 2019 года

3157

© 14.01.2019, Брагина Е.А.

Narendra Modi & Rahul Gandhi // used images from Internet

В мае 2019 г. в Индии будут проходить очередные общенациональные выборы в нижнюю палату парламента страны. Острая борьба основных политических партий, правящей БДП (Бхаратия Джаната Парти) и оппозиционной ИНК (Индийский Национальный Конгресс) уже началась. Накал политических страстей повышается ещё и в связи с тем, что в следующее пятилетие произойдёт важное событие - в 2022 г. будет отмечаться 75-летие политической независимости Индии. Н. Моди - первый глава правительства страны, родившийся в независимой Индии, и для него победа на выборах 2019 г. и личное участие в качестве руководителя страны в юбилейных торжествах имеет особое значение.

Закономерно, что в стране с населением свыше 1,3 млрд человек и сохраняющейся массовой бедностью особую роль в избирательной кампании играют экономические факторы. Хозяйственные успехи Индии за прошедшие пять лет впечатляют – сравнение ряда основных экономических показателей 2014 г., начала каденции Н. Моди (партия БДП), и 2018 г. в канун очередных выборов, демонстрирует значительные достижения действующего правительства. Принципиально новым для экономики страны стало вступление в силу с 1 июля 2017 г. закона о налогах и сборах, обозначившим образование единого общенационального рынка. Доля ВВП Индии в мировом ВВП выросла с 2,43% до 3.08%. Темпы роста её ВВП, несмотря на заметные колебания, стали самыми высокими среди крупных экономик мира, по оценкам, от 6,7% в 2017/18 фин. году до 7,5% в 2018/19 фин. году. Правда, последний по времени показатель оказался ниже – 7,2% в 2018/19 г1. В структуре ВВП Индии до 54% увеличилась доля услуг, создающих более половины добавленной стоимости, что сопоставимо с развитыми экономиками мира. Более чем вдвое за указанный период выросло число зарегистрированных предприятий, соответственно увеличились и поступления в бюджет. Ускорились темпы строительства новых шоссейных и железнодорожных путей, в несколько раз увеличилась выработка солнечной энергии, в стране действуют 106 аэропортов, в 2014 г. их было 75. По официальным данным, завершена электрификация деревень, в то время как в 2014 г. свыше трети их не имели доступа к электроэнергии. До 60 млрд долл. по сравнению с 36 млрд долл. увеличился приток прямых иностранных инвестиций, необходимых для модернизации производственной инфраструктуры страны. Одним из положительных итогов денежной реформы, начатой в ноябре 2016 г., стало поступление в Резервный банк Индии (РБИ) 99,7% всех аннулированных банкнот, обозначившее сокращение масштабов теневого сектора, что было одной из основных её целей. Намечавшийся перенос начала финансового года на первое января вместо первого апреля по действующему законодательству был правительством отложен из-за текущих сложностей, связанных с нормализацией в полной мере денежного обращения. На положении беднейших слоев, которые, по данным Мирового банка, составляют 21,2% населения Индии, положительно сказалась национальная программа здравоохранения, начатая Н. Моди, охватывающая миллионы людей. Поступления от подоходного налога за апрель-ноябрь 2018 г. выросли на 15,7% против предыдущего года2. Страна занимает первое место в мире по масштабам переводов от её зарубежной диаспоры – 79,5 млрд долл. в 2018 г3. В 2018 г. на 17,9% увеличился внутренний спрос на кредиты, преимущественно для приобретения автомобилей. РБИ призвал граждан активней использовать безналичные формы расчетов, однако за пределами крупных городов не везде создана необходимая финансовая инфраструктура.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику остается одной из основных целей правительства Н. Моди. Внешнеторговый оборот Индии формируется с дефицитом за счет растущего импорта. Резервы иностранной валюты РБИ превысили 400 млрд долл. по сравнению с 300 млрд долл. в 2014 г. Как отмечает индийская печать, администрация проводит pro business политику, реализуя один из основных лозунгов Н. Моди на выборах 2014 г. В перечень Global Fortune 500 за 2017 г. вошли ведущие индийские компании, работающие в нефтяной, автомобильной промышленности, а также в торговле. В августе 2018 г. президент Индии Рам Натх Ковинд подписал долго обсуждавшийся закон о борьбе с коррупцией. Это стало выполнением обещания Н. Моди в ходе выборов 2014 г. под девизом: «Я не беру взяток и не дам другим это делать». Первым, попавшим под действие антикоррупционного закона, стал один из богатейших людей Индии, в отношении которого началось судебное расследование, за ним последовало ещё несколько громких дел о коррупции. Несложно предположить, что приближение выборов ускорило принятие и реализацию этого закона. Хотя по индексу Doing business страна улучшила свой показатель, заняв в 2018 г. 100-е место по сравнению с 130-ым в 2017 г., это свидетельство сохраняющихся в Индии трудностей для частного предпринимательства. Одной из них остается сложная судебная система страны, многолетнее затягивание решений по деловым искам. Не решена острейшая проблема занятости населения. Люди в возрасте до 35 лет составляют ныне до 60% населения Индии4. Попытки правительства добиться заметного роста официальной занятости в условиях, когда работоспособное население, по примерным оценкам, превышает 500 млн человек, не дали заметных результатов. Основная занятость приходится на теневую экономику с низкой оплатой и нерегулируемыми условиями труда. Этот комплекс нерешенных проблем существенно повлияет на голосование массового избирателя в ходе выборов 2019 года.

В стране держится инфляция порядка 3,5%, и по прогнозу в 2019 г. ожидается её повышение. Для банковской системы важно решение РБИ сохранить ставку репо на уровне 6,5%, что должно помочь выжить слабым банкам, составляющим большинство. Один из лучших журналов по проблемам современной экономики, лондонский «Economist», констатировал, что 75% банков Индии, в том числе государственные, не располагают необходимыми финансовыми ресурсами5. Положение осложняет высокая доля «плохих» долгов в большинстве индийских банков, выдававших кредиты, которые по разным причинам, прежде всего, финансовым, не будут погашены.

Правительство сочло необходимым поддержать государственные банки, запросив на эти цели крупные средства из резервов РБИ. Это стало одной из причин ухудшения взаимодействия правительства и РБИ в предвыборный год. В декабре 2018 г. глава РБИ Уржит Патель не согласился с требованием правительства выделить дополнительно деньги на проведение общенациональной избирательной кампании 2019 г. Назывались суммы порядка 3,6 трлн рупий (примерно 50 млрд долл.)6. Но, по сути, речь шла об определенном ограничении правительством независимости РБИ. У. Патель считал необходимым проводить более осторожную денежную политику РБИ в части расходов, в то время как правительство, ссылаясь на выгодное для Индии падение мировых цен на нефть ниже 60 долл., требовало увеличения предвыборных затрат за счет резервов. У. Патель, напротив, подчёркивая волатильность цен на нефть, настаивал на сдерживании расходов7. Результатом этих разногласий стала его отставка со ссылкой на личные обстоятельства. Биржа ответила на эти события падением основных показателей, правда, краткосрочным. Также повел себя курс рупии. К концу декабря 2018 г. произошло некоторое его повышение к доллару, но неустойчивость сохраняется. Наблюдатели отмечают нестабильность национальных валют как характерную черту стран Южной и Восточной Азии. 11 декабря, на следующий день после отставки У. Пателя, решением правительства новым 25-ым по счету главой РБИ на ближайшие три года стал, близкий к Н. Моди, Шактиканта Дас (Shaktikanta Das). Раньше он был заместителем У. Пателя, активно участвовал в подготовке денежной реформы 2016 года. Смена главы РБИ в предвыборный год, а за время премьерства Н.Моди это уже третий руководитель главного банковского регулятора страны, осложнила позицию лично премьер-министра и правящей БДП.

Усиление критических настроений в предвыборный период – явление закономерное. Особый упор противники нынешнего правительства делают на провале обещаний существенно повысить занятость населения. Негативную оценку в связи с недостаточной поддержкой образования и здравоохранения высказал известный индийский ученый Амартья Сен в ходе ежегодного заседания Научного Фонда, созданного Infosis в Бангалоре. Но самым весомым аргументом стали выборы в законодательные ассамблеи пяти штатов в декабре 2018 г. В трех из них, в том числе таких ключевых как Мадхья, Прадеш и Раджастан, БДП проиграла оппозиционному ИНК. Более того, наученные опытом предыдущих парламентских выборов 2014 г., на которых местные партии действовали по одиночке, теперь начались переговоры их лидеров о возможностях объединения на общенациональных выборах в 2019 г8. Рахуль Ганди, руководитель ИНК, комментируя предварительные итоги голосования в штатах, подчеркнул, что их результаты выражают несогласие народа с курсом Н. Моди9.

Предвыборная кампания фактически началась для Н. Моди и его партии с сигнала опасности. Голосование в декабре 2018 г. проходило в основном в сельских избирательных округах, которые составляют абсолютное большинство, из 542 округов только 55 являются полностью городскими10. Голосование в местные органы власти в декабре 2018 г. проходило преимущественно в аграрных штатах в условиях нарастания многотысячных выступлений крестьян, терпящих потери из-за низких закупочных цен на их продукцию. Ещё одним раздражителем стал выкуп государством крестьянских земель под промышленное строительство по невысоким ценам. Повторяются самоубийства крестьян по причине нарастающих долгов, которые они не могут выплатить. Программы погашения крестьянской задолженности, провозглашенные БДП, выполнены лишь частично. На этом фоне прозвучало обещание Рахуля Ганди провести амнистию долгов крестьянам в случае победы ИНК на выборах 2019.

Начатые в 2014 г. правительством Н. Моди реформы, в разной степени затрагивают все отрасли национальной экономики, хотя результаты отраслевых изменений существенно различаются. Прекращение деятельности Плановой Комиссии Индии в январе 2015 г. не означало принципиального изменения роли правительства, сохранившего основные рычаги влияния на экономику, прежде всего, финансовые. В Индии действует типичная модель смешанной экономики, сохраняющая значимую роль государства и поддержку им частного предпринимательства, в том числе иностранного. Итогом каденции Н. Моди 2014-2019 гг. стали очевидные успехи. Но и неудачи, особенно в сельском хозяйстве и занятости затрагивают интересы массового избирателя. Пять лет – малый срок для реализации масштабных проектов в экономике огромной страны. Положительные сдвиги есть, но они неодинаково повлияли на разные слои населения Индии. Итоги голосования весной 2019 г. это покажут.

Примечания:

1 NDTV. 7.1.2019.

2 Live Mint.10.12.18.

3 Live Mint. 29.12.2018.

4 http://www.vijayvaani.com/ArticleDisplay.aspx?aid=4692

5 The Economist. 8.11.2018.

6 Asia Times.11.12.2018.

7 Live Mint. 4.1.2019.

8 Asia Times. 13.12.2018.

9 Там же.

10 Live Mint. 19.12.2018.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати