Соглашение по Брекзиту не устраивает ни его сторонников, ни противников

1178

© 16.11.2018, Портанский А.П.

PM makes statement on Brexit. Photo by Number 10 // www.flickr.com/photos/number10gov

15 ноября был обнародован 585-страничный текст финального соглашения между Брюсселем и Лондоном о выходе Британии из Евросоюза, достигнутого сторонами 13 ноября и утвержденного британским правительством на следующий день. О характере реакции на документ в Соединенном Королевстве свидетельствовал уже тот факт, что в знак несогласия с ним в отставку подали последовательно четыре министра правительства Терезы Мэй во главе с Домиником Раабом, министром по делам Брекзита. Судя по откликам в прессе, представленное соглашение не устроило ни его сторонников, ни противников.

Как и большинство международных соглашений по острым вопросам, сделка о выходе Британии из ЕС стала результатом сложнейших компромиссов. В повестке переговоров по Брекзиту все вопросы являлись весьма чувствительными. И все-таки на передний план вышли два: о будущем формате взаимной торговли и о границе между Республикой Ирландией и Северной Ирландией, т.е. между Евросоюзом и Соединенным Королевством.

Что касается торговли, то в течение 21-месячного переходного периода  Британия остается частью таможенного пространства Евросоюза. Это означает, что ей придется соблюдать нормы и правила Общего рынка ЕС. Вместе с тем, по мнению Т. Мэй, Лондон будет пользоваться неким изъятием из правил таможенного союза ЕС в виде права в индивидуальном порядке заключать торговые сделки с третьими странами. После 30 марта 2019 г. Лондон не сможет участвовать в разработке общеевропейских законов и больше не будет представлен в структурах ЕС.

До конца переходного периода граждане ЕС и Соединенного Королевства будут пользоваться свободой перемещения, что не может не вызывать критики у сторонников жесткого Брекзита, однако без данной свободы Британия не могла бы пользоваться привилегиями таможенного союза – таково было условие Брюсселя.

Граница между Республикой Ирландией и Северной Ирландией останется прозрачной до тех пор, пока Брюссель и Лондон не договорятся о приемлемых вариантах окончательного решения проблемы.

Лондону придется считаться с решениями Европейского суда в Люксембурге  до конца декабря 2020 г., что с самого начала вызывало яростную критику сторонников Брекзита. Суды Соединенного Королевства должны будут либо отменять, либо игнорировать национальные законы, если они противоречат требованиям, которые Лондону предписано выполнять по соглашению.

Смягчающим (для противников Брекзита) моментом в соглашении выглядит положение о продлении переходного периода по истечении установленного ранее 21-месячного срока, т.е. после декабря 2020 г. Продление может быть реализовано только один раз по совместному решению сторон. При этом срок продления переходного периода не определен, что сразу вызвало язвительные комментарии сторонников Брекзита, смысл которых в том, что данный пункт документа может заморозить выход страны из Евросоюза на неопределенно долгое время.

Теперь главная проблема премьера Т. Мэй – добиться одобрения соглашения британским парламентом, что выглядит явно непростой задачей. Если большинство депутатов выскажется против, то Великобритании придется выходить из ЕС без сделки (так называемый «nodealBrexit»), что уже активно обсуждается с момента появления плана Чекерс, представленного Т. Мэй в начале июля с.г. Либо придется уговорить ЕС еще раз отодвинуть конечную дату переговоров на более позднее время. Маловероятно, что Брюссель согласится на это, если только в Соединенном Королевстве не произойдут серьезные потрясения в виде правительственного кризиса со сменой кабинета или проведения второго референдума по Брекзиту.

В Евросоюзе достигнутое соглашение с Британией воспринято позитивно, и потому в случае одобрения соглашения Лондоном, Брюссель, вероятно, проделает эту процедуру без особых затруднений. Как ожидается, 25 ноября 2018 г. должен состояться специальный саммит ЕС, на котором предстоит утвердить текст соглашения о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза.

Несмотря на сам факт финального события в переговорах по Брекзиту, вряд ли можно полагать, что все сложное уже позади и остается только дождаться конца марта 2019 г. Как указывала в эти дни авторитетная «Таймс», у Т. Мэй в действительности не так много шансов, и выбор будет только между выходом без сделки (nodeal) или возвращением в ЕС.

В похожих тонах рисует ближайшую перспективу кабинета Т. Мэй и континентальная европейская пресса, говоря о «начале конца кошмара», который захватывает всю политическую энергию Великобритании в течение двух с половиной лет. Одновременно французская «Монд» призывает отдать должное упорству Терезы Мэй. «Редко глава правительства принимал столько ударов, подвергался таким унижениям, сталкивался с таким количеством сарказмов и предательств. Должно быть, чувство долга дочери пастора оказалось сильнее: это невозможное соглашение, миссис Мэй в конечном итоге вытащила его из шляпы», – написали в конце минувшей недели в издании.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати