Путь на Восток: к итогам визита В. Путина в Узбекистан

774

© 23.10.2018, Малышев Д.В. 

photo: www.kremlin.ru

18-19 октября 2018 г. Владимир Путин посетил Узбекистан с государственным визитом, который придал новую динамику развивающимся связям между двумя странами.

Свой первый рабочий визит в Узбекистан в качестве президента В.В. Путин нанес еще 18-19 мая 2000 г.; посещал он республику и в 2003, и в 2004 годах. 4 июня 2012 г. (через месяц после своей инаугурации) Владимир Путин вновь приехал с визитом в Узбекистан. Это была его третья зарубежная поездка в качестве вновь избранного главы государства после посещения Белоруссии и Германии. В ходе визита были подписаны два важных документа – Декларация об углублении стратегического партнерства и Меморандум о взаимопонимании и дальнейших совместных мерах по присоединению Узбекистана к Договору о зоне свободной торговли СНГ.

Нынешний визит главы российского государства стал первым за последние два года (президент РФ был в Узбекистане в сентябре 2016 г. – тогда он посетил республику, чтобы почтить память первого президента страны И.А. Каримова). С тех пор В.В. Путин и Ш.М. Мирзиёев встречались шесть раз – последняя встреча состоялась на полях саммита СНГ в конце сентября текущего года в Душанбе1.

Если оценивать в целом отношения, складывавшиеся между РФ и Узбекистаном за два истекших десятилетия, то они не всегда носили позитивный характер. Весьма неоднозначной была и сама каримовская внешняя политика. Так, в 1999 г. президент Узбекистана, недовольный позицией России во время «баткенских событий» (когда боевики «Исламского движения Узбекистана» попытались с боями прорваться в республику из Таджикистана через Киргизию), отказался пролонгировать участие Узбекистана в Договоре о коллективной безопасности, присоединившись вместо этого  к носившей откровенно антироссийскую направленность структуре ГУАМ (в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы). Правда и эту региональную организацию, которую после вступления в нее Узбекистана стали именовать ГУУАМ, Узбекистан в том же году покинул, раскритикованный Западом за жесткое подавление массовых беспорядков в Андижане в мае 2005 г.

В 2005 г. Узбекистан вступил в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а в 2006 г. – в ЕврАзЭС, из которых потом вышел (соответственно в 2012 и 2008 гг.). В дальнейшем республика дистанцировалась от любых многосторонних связей и проектов (ЕАЭС и др.) на пространстве бывшего СССР.

На этом фоне в последнее время активизировались отношения Узбекистана с США. В мае 2018 г. состоялся официальный визит в США президента Ш. Мирзиёева (первое за последние 16 лет посещение страны лидером Узбекистана), где он провел встречу с президентом Д. Трампом, по итогам которой было решено расширить американо-узбекское экономическое сотрудничество, нарастить партнерство в военно-технической сфере, в области образования. Участились поездки в Узбекистан высокопоставленных американских политиков и военных, возросло инвестирование США в экономику Узбекистана.

На все это не могли не отреагировать в Москве, где учитывают непреложный факт невозможности  создать прочную архитектуру международных отношений в Центральной Азии (ЦА) без Узбекистана – крупнейшей страны региона с точки зрения численности населения (более 30 млн человек), экономического потенциала, армии (самой мощной в регионе), центрального положения (республика граничит со всеми государствами постсоветской ЦА). Обеспокоенность России возникает и в связи с тем, что Узбекистан по-прежнему уклоняется от участия в таких важных для РФ проектах, как ЕАЭС и ОДКБ. Визит российского президента в Узбекистан был призван восполнить пробел, возникший в отношениях двух государств.

К тому же налицо положительная динамика развития двусторонних отношений между РФ и Узбекистаном. В частности, 7 сентября 2018 г. в ходе визита в РФ главы правительства Республики Узбекистан А. Арипова было подписано соглашение с Госкорпорацией «Росатом» о строительстве узбекистанской АЭС. По итогам 2017 г. на долю РФ приходилось порядка 16% внешнеторгового оборота Узбекистана2, а в 2018 г. объём взаимной торговли может увеличиться до 6 млрд долл. и достичь в ближайшие годы 10 млрд долл.3

Всего по итогам встречи на высшем уровне в государственной резиденции «Куксарой» было подписано 13 документов, среди которых: Программа экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан на 2019-2024 гг. и План мероприятий по ее реализации, Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2019-2021 гг., Соглашение о создании и функционировании филиалов ведущих вузов России в Узбекистане, План практических действий («дорожная карта») по созданию международной научно-исследовательской организации «Международная радиоастрономическая обсерватория «Суффа»» и др.4

Был сформирован солидный портфель инвестиционных проектов с ведущими российскими компаниями и банками, в числе которых – Газпром, Газпромбанк, Лукойл, Росатом, Внешэкономбанк и другие. Не обошли стороны вниманием и энергетическую сферу, о чем, в частности, свидетельствует подписанный Меморандум взаимодействия ПАО «Лукойл» и АО «Узбекнефтегаз».  В этой связи руководитель Лукойла В. Аликперов заявил о намерениях осуществлять совместно с узбекской компанией оценку перспектив разведочного бурения на севере Узбекистана (области протяженностью 45 тыс. кв. км и имеющую потенциал для поиска углеводородов). Российская нефтяная компания, принимавшая участие в крупнейших проектах Узбекистана, сотрудничает с ним уже 15 лет, и совокупные инвестиции Лукойла во все проекты республики составляют около 8 млрд долл.5

Крайне насыщенный и результативный визит российского президента включал в себя также церемонию старта строительства первой в Узбекистане атомной электростанции: в режиме телемоста Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев дали команду начать инженерные изыскания для выбора площадки строительства этой АЭС в Навоийской области Узбекистана. Проект, подписанный в Москве в сентябре, предполагает строительство двух энергоблоков с реакторами, которые отвечают современным требованиям МАГАТЭ при том, что первый энергоблок планируется запустить до конца 2028 г.6 Согласно экспертным оценкам, данная АЭС будет иметь огромное экономическое значение для Узбекистана, поскольку позволит высвободить значительные ресурсы в газохимической отрасли. Кроме того, атомная станция в перспективе может содействовать более тесной кооперации Узбекистана в энергетической сфере с соседями по региону7.

Важными составляющими российско-узбекистанской встречи на высшем уровне явились два крупных форума – межрегиональный и межвузовский. В формате первого мероприятия (Российско-узбекистанский форум межрегионального сотрудничества), прошедшего 18-19 октября на главной выставочной площадке Узбекистана «Узэкспоцентр», участники из более 25 регионов двух стран, почти 600 сотрудников различных компаний, представители профильных министерств и ведомств обсудили вопросы экономического взаимодействия и  новые совместные проекты. Было подписано свыше 800 документов, включая инвестиционные соглашения на 27 млрд долл.8 Проведенный в эти же дни в Ташкенте межвузовский форум положил начало новому этапу сотрудничества России и Узбекистана в гуманитарной сфере.

Из Узбекистана В. Путин и его узбекистанский коллега Ш. Мирзиёев отправились с визитом в Казахстан, где в городе Сарыагаше Туркестанской области прошла их неформальная встреча с президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, на которой были обсуждены вопросы экономического сотрудничества трех стран, взаимодействие в гуманитарной сфере, региональные и международные проблемы.

Эти встречи, придавшие отношениям России с крупнейшими государствами ЦА сильный геополитический импульс, дают основание надеяться на сохранение и в будущем позитивной динамики взаимовыгодного сотрудничества.

Примечания:

1 См. Малышев Д.В. К итогам Совета глав государств СНГ в Душанбе // https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=4419&ret=640&printmode

2 «Новый этап развития отношений»: какие вопросы будут обсуждаться в ходе визита Владимира Путина в Узбекистан // https://russian.rt.com/ussr/article/565178-putin-uzbekistan-vizit-peregovory.

3 Заявление для прессы по итогам российско-узбекистанских переговоров, 19.10.2018 // http://kremlin.ru/events/president/news/58854

4 См. подробнее: Документы, подписанные в ходе государственного визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Узбекистан, 19.10.2018 // http://kremlin.ru/supplement/5348; О государственном визите Президента Российской Федерации в Республику Узбекистан // http://president.uz/ru/lists/view/2093

5 Алекперов: север Узбекистана имеет потенциал для разведки углеводородов // https://ru.sputniknews-uz.com/economy/20181019/9751777/Alekperov-sever-Uzbekistana-imeet-potentsial-dlya-razvedki-uglevodorodov.html

6 Дан старт реализации проекта строительства первой АЭС в Узбекистане // http://www.kremlin.ru/events/president/news/58859

7 Кондратьев: АЭС в Узбекистане выгодна всей Центральной Азии и не только, 20.10.2018 // https://ru.sputniknews-uz.com/radio/20181020/9757391/Kondratev-AES-v-Uzbekistane-vygodna-vsey-Tsentralnoy-Azii-i-ne-tolko.html

8 Первый форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном // http://www.kremlin.ru/events/president/news/58858


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.09.2019

В ИМЭМО РАН состоялась встреча с делегацией китайских экспертов-международников. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и безопасности, глобального управления, взаимоотношений между США, Китаем и Россией.

подробнее...

19.09.2019

В Центре азиатско-тихоокеанских исследований состоялся круглый стол с участием делегации Министерства по делам объединения Республики Корея во главе с советником министра по политическим вопросам Ким Чжон Су.

подробнее...

Вышли из печати