«Торговая война»: из метафоры в реальность

1448

© 25.06.2018, Портанский А.П.

used images by Mike Mozart, www.flickr.com/photos/jeepersmedia / Campus France, www.flickr.com/photos/campusfrance
/ homie00001, www.flickr.com/photos/boseefus

Мировая пресса уже не первый месяц жонглирует понятием «торговая война», имея в виду сначала угрозу со стороны США введения повышенных пошлин на некоторые товары, затем реальные 25-процентные импортные тарифы на сталь и 10-процентные на алюминий с 1 июня с.г. в отношении ЕС и еще ряда стран.

Ответ со стороны Брюсселя не заставил себя долго ждать – там объявили о «ребалансировке» торгового обмена с США на 6,4 млрд евро. При этом ответное повышение тарифов на 2,8 млрд евро вводится уже с 22 июня: дороже в странах Европы станут американские мотоциклы, джинсы, виски и др. Что касается остальных 3,6 млрд евро, то ограничения на этот объем войдут в силу после разбирательства с США. Однако Дональд Трамп счел такой ответ европейского партнера недопустимым и пригрозил введением 20-процентной импортной пошлины на европейские легковые автомобили. Логика Трампа при этом предельно проста: если США облагают ввоз легковых авто из ЕС пошлиной 2,5%, а Европа взимает с ввозимых американских легковых авто 10%, то это несправедливо, и эту «несправедливость» необходимо устранить.

Непосвященному наблюдателю покажется, что реакция Трампа естественна и логична, т.е. американцы имеют право поднять пошлину на европейские авто. Однако в современной международной торговле все несколько сложнее. К примеру, импортные пошлины на рис в Японии составляют 778%, на пшеницу 252%. А у Австралии пошлины на сельхозпродукцию нулевые. Страны, развивающие автопром, например Россия, имеют отличные от нуля пошлины на автомобили, а страны, не производящие автомобили, могут иметь нулевые ввозные пошлины на них. В результате у каждой страны существует определенный баланс обязательств по импортным пошлинам, с которым она входит в ВТО. Эти обязательства сложились в ходе длительных многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ и были закреплены в 1994 г. в момент создания ВТО. Изменить их можно опять-таки только путем переговоров.

Что касается временного повышения пошлин в рамках мер защиты рынка, то оно допустимо в случаях демпинга, применения незаконных субсидий или резкого роста импорта и после соответствующего расследования. Возможно также ограничение доступа на рынок по соображениям национальной безопасности. Но тогда оно должно быть обосновано в соответствии со ст. XXI ГАТТ. Но как раз такого обоснования в отношении тех же стали и алюминия и не было представлено американской стороной в должной мере. Но ее это, похоже, не смущает и, сталкиваясь с естественной защитной реакцией торговых партнеров, американская администрация прибегает к новым тарифным угрозам. Теперь это 20-процентные импортные пошлины на легковые автомобили из ЕС.

Если новая протекционистская мера США будет реализована, то это уже позволит говорить о реально начавшейся торговой войне между США и ЕС. Ибо, во-первых, налицо будет взаимная эскалация торговых барьеров. И, во-вторых, – и это весьма серьезно, – американские пошлины затронут уже гораздо более значимые объемы торговли. Уточним, что в 2016 г. стоимость экспорта легковых автомобилей из ЕС в США составила 94,5 млрд евро, или почти треть стоимости всего экспорта товаров ЕС в США. Соответственно, пошлина в 20% с этой суммы составит 18,9 млрд евро, что примерно в три раза превышает нынешние потери ЕС от американских пошлин на сталь и алюминий. Собственно, это и есть торговая война. И это кошмарный сценарий прежде всего для Германии, где расположены главные производители и экспортеры легковых автомобилей – «Мерседес», БМВ, «Фольксваген».

Кстати, все три немецких концерна имеют свои заводы на территории США, и их годовое производство там превышает объемы ввоза указанных марок авто в Соединенные Штаты. То есть, европейские производители ведут себя вполне цивилизованно, и вряд ли заслуживают обвинений в рыночной агрессии. В последние дни германская ассоциация автопроизводителей призвала к продолжению переговоров с американской стороной, подчеркивая, что торговые барьеры могут быть устранены лишь в результате двусторонних усилий и что немецкие инвестиции в американскую автомобильную индустрию в конечном счете способствуют экономическому процветанию в США.

Однако нынешний глава Белого дома придерживается сугубо личного, субъективного взгляда на торговлю, который явно не основан на сложившихся международных правилах и процедурах. Но вряд ли призывы Трампа к «справедливой торговле» могут быть восприняты кем-то в качестве нового универсального ориентира, которому все должны последовать.

Между тем крупнейшие мировые экономические институты – ВТО, МВФ, Всемирный банк – уже выразили серьезную озабоченность опасностью неконтролируемого нарастания протекционизма в мире, указав, что реальным толчком к этому послужили введенные США с 1 июня пошлины на сталь и алюминий в отношении ряда стран, а также нарастающие торговые разногласия между двумя крупнейшими экономиками – США и Китаем. В 2018 г., согласно существовавшим прогнозам, мировая экономика должна вырасти на 3,1%. Аналогичные позитивные прогнозы имеются и на 2019 г. Однако торговый протекционизм может резко изменить ситуацию в худшую сторону.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати