Новая протекционистская мера США подрывает систему международной торговли

2346

© 01.06.2018, Портанский А.П.

photo by Gage Skidmore // www.flickr.com/photos/gageskidmore

С 01 июня 2018 года Вашингтон устанавливает повышенные импортные таможенные пошлины на сталь и алюминий из Евросоюза, Канады и Мексики в размере соответственно 25% и 10%. Это подтвердил накануне министр торговли США Уилбор Росс. Таким образом, прошедшие переговоры о замораживании этой меры или замены ее на другие инструменты оказались безрезультатными.

Как полагает нынешняя американская администрация, в последние годы в США произошло резкое снижение доли внутреннего производства металлов, что несет угрозу национальной безопасности. Это и послужило поводом для принятого президентом Трампом во второй половине марта с.г. решения о повышении пошлин на ввоз стали и алюминия из ряда стран. Согласно расчетам американского Института международной экономики Петерсона, под ограничения попали более 30% ввозимой в США стали и около 45 % ввозимого алюминия, что весьма существенно.

За два месяца Вашингтону удалось договориться об особых условиях торговли в виде ограничения поставок лишь с четырьмя странами – Австралией, Аргентиной, Бразилией и Южной Кореей. Что касается Евросоюза, Канады и Мексики, то с ними необходимой договоренности достигнуто не было, что и привело к соответствующему повышению Вашингтоном импортных пошлин. Сделанную при этом У. Россом ремарку о том, что переговоры по данной проблеме с последними тремя странами продолжатся, в Брюсселе сочли циничной.

Для американской администрации юридическим обоснованием повышения импортных пошлин стала ссылка на соответствующий раздел принятого в США еще в 1962 году «Закона о расширении торговли» (Trade Expansion Act of 1962), который позволяет ограничивать импорт товаров, если он представляет «угрозу национальной безопасности». Однако, ссылка на правовой документ более чем полувековой давности выглядит в данном случае, по меньшей мере, странно. За прошедшие десятилетия в международном экономическом регулировании произошли кардинальные изменения, выразившиеся, в частности, в появлении полноценного многостороннего института регулирования торговли – Всемирной торговой организации (1995 г.), чему, кстати, в значительной мере способствовали Соединенные Штаты.

Взятые в рамках ВТО странами-членами обязательства как раз предусматривают решение вопросов о возможных ограничениях импорта строго в соответствии с установленными правилами. Такие ограничения, в частности, предусмотрены в случаях демпинга, применения незаконных субсидий или угрозы национальным отраслям ввиду резкого роста импорта. Однако, в каждом из этих случаев необходимо доказательство ущерба от упомянутых действий страны-поставщика. Ущерб устанавливается в ходе соответствующего прозрачного расследования.

Закон 1962 года является типичным односторонним документом, который в принципе должен утрачивать силу после принятия страной обязательств в рамках многостороннего института (ВТО). Однако новая американская администрация, судя по всему, отдает предпочтение односторонним действиям, игнорируя многосторонний формат. Но с этим категорически не согласны пострадавшие от протекционистских мер торговые партнеры Вашингтона.

Как подчеркнул глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, «установленные американские односторонние пошлины являются необоснованными, противоречат правилам ВТО и представляют собой протекционизм в чистом виде». Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал решение США незаконным и ошибочным. Одновременно он отметил, что намерен обсудить этот вопрос с Дональдом Трампом. Достаточно резко высказался премьер-министр Канады Джастин Трюдо, назвав принятые Вашингтоном меры «карательными» и «неприемлемыми».

Нынешняя мера Вашингтона содержит и явно политический, спекулятивный характер, что проявились в недавнем предложении президента Трампа канцлеру Германии Меркель. Хозяин Белого дома выразил готовность отменить решение о введении пошлин на сталь и алюминий в обмен на отказ Германии от поддержки газопровода «Северный поток-2».

Ущемленные решением США партнеры вероятно примут соответствующие контрмеры. О готовности ввести пошлины на ряд товаров из США заявил Брюссель. Новое торговое противостояние так или иначе будет чувствительным для обеих сторон. США остаются крупнейшим торговым партнером Евросоюза. По итогам 2017 года объем их совокупного товарооборота составил 631 млрд евро, или почти 17% товарооборота Евросоюза; вторым по объему торговым партнером ЕС стал Китай с долей 15,3%.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати