Main page >  News > News & Events > News in detail

China: the external background of constitutional changes

437

© 31.03.2018, Vasily Mikheev, Sergey Lukonin

 

The main result of the first three months of 2018 was the final institutionalization of XI Jinping's monopoly on political and ideological power, which was authorized by the constitutional amendments passed at the March session of the NPC.

Temporary restrictions on the tenure of the presidency in the PRC were lifted. Xi's ideas about «socialism with Chinese peculiarities in the new era» were included into the Constitution, after they had been incorporated into the Chinese Communist Party Charter at the 19th Party Congress which was held in late 2017. «In a new era» are the key words of the document. Xi is aware of the fact that by abandoning restrictions on the tenure he violates the precepts of Deng Xiaoping, the patriarch of reforms. However, he, first, shows his commitment to Dan’s ideas about «socialism with Chinese peculiarities» and second, he speaks about a new era: the former Dan’s era’s tasks to revive the economy have already been solved; nowadays the country faces more ambitious tasks, such as the transformation of China into a world leader, which, according to the present Chinese leadership, involves the concentration of power in the hands of the chief executive for a long period of time.

Another important change into the Constitution was shifting the point about the «leading role of the party» as well as the Preamble of the document into its body, which legally is more important than the Preamble itself.

Symbolically, it was the first time after Mao Zedong Xi had been officially named the «shipmaster» of the nation (though without the epithet «great» which was applied with reference to Mao). That is in addition to the existing party title «the core of the party» which has not been used for the last two decades.

From the point of view of the staff arrangements, Xi has carried out quite logical reshuffles, pushing up people who are devoted to him personally (e.g. the main corruption fighter Wang Cishan, who had resigned from his position of a member of SC of PB of the Central Committee of the Communist Party of China because of age, became the Deputy President of the CPC) as well as young staff who owe their promotion personally to Xi. In order to avoid possible inner-party struggle for real power Xi, as Alexander Lomanov, professor of the Russian Academy of Sciences believes, tried to keep the balance between the main traditional inner-party factions (two people from each faction) in the Standing Committee of the Politburo of the Central Committee of the CPC. The balance is achieved through:

•    the so-called Komsomol members (who came to power through work in the Komsomol League — Li Keqiang and Wang Yang; though the powers of the Prime Minister Li, according to Chinese analysts, will be in decline.

•    the so-called «Shanghai» (who used to group around the former Chinese leader Jiang Zemin-Han Zheng (Deputy Prime Minister) and Wang Junin (todays chief ideologist of the party);

•    and Xis nominees (Zhao Leji (the head of the Central Disciplinary Commission of the CPC) and Li Zhanshu).

Foreign critics of China are sure that the constitutional changes signal final departure from the democratic character of the Chinese reforms as well as formation of the personality cult of Xi Jinping in Mao’s style; it also proves the desire to build the so called «party state» though having the market economy and being incorporated into the world economy. Chinese critics of the constitutional changes who are, to be frank, not too loud, speak about the backtrack on Dan’s precepts as well as on the former policy aimed at separating the party from the state; they also point to the usurpation of power and premature extolling of Xi, who has not worked enough to procure such a significant role in Chinese history for himself.

Supporters of the constitutional reform both within China and among foreign scientists note that Xi «has not violated anything». Dan’s precepts are not legally binding, and throughout China's history the position of the President of the PRC has always been rather ceremonial. Xi is now striving to give real power to this post. 

On the other hand, at the session of the NPC, Xi stressed the need for a bigger force of the law and set up a special Supervisory Commission, which took over anti-corruption powers from the Central Committee of the CPC. The Commission is authorized to exercise them on all levels, including the lower ones, throughout the country rather than just within the CPC. The role of the Foreign Minister has been enhanced which reflects the global aspirations of Beijing. In order to solve the trickiest economic and financial problems (debts of the local authorities and state enterprises, low efficiency of the public sector, financial stability in the conditions of a steady movements towards financial transparence and total currency liberalization, etc.), authoritative experts who were educated in the United States were invited to take the key positions of the Chairman of the Central Bank of China (the people's Bank of China) and the chief economic adviser to Xi.

The emerging change in the balance between party and state power in favor of the party and, which is more important, in favor of Xi’s personal power, poses, in our opinion, considerable risks. The thing is that, sooner or later China is likely to face a natural decline in the economic growth as the economy expands. Chinese party elite as well as Chinese society will blame Xi himself for this since he is the holder of superpower in the country. Both Xi’s personal position and inner-party as well as political stability in China will depend on how efficient Xi will prove to be in finding acceptable compensations at the expense of «quality of life» (ecology, medicine, education, etc.) and the external factor (China is the world leader).

The economic background to the constitutional reforms has been favourable so far. The rate of GDP growth in 2017 was 6,9%, which is 0.4 percentage points more than it had been planned; the target rate of GDP growth in 2018 is 6,5%. In value terms, China's GDP exceeded 12 $ trillion in 2017 (which is about 15% of the world GDP); it means that China's contribution to the global economy growth, according to Chinese estimates, constitutes 30%. It allows China to increase its military budget by 8,1% — up to 175 $ billion (which constitutes about a quarter of the USAs level).

The budget deficit for the year 2018 was set at an internationally acceptable rate of 2,6% of the GDP, which is 0.4 percentage points lower than in 2017. 

As the military expenses grow attention is drawn to a new so-called «aerospace faction» whose influence has been growing. The faction appeared within top Chinese leadership and includes experts, scientists, managers and military experts, who are engaged in the development of peaceful and the so-called military space and receive maximum political and financial support from the top leadership of China.

The foreign policy background at the beginning of the new term of Xi Jinping's presidency has become more complicated.

China's relations with the United States have entered a new stage of escalation. Apparently, the USA have detected new challenges in China’s ambitions to build a party state with market economy and become a world leader, that were declared de facto at the last session of the NPC of China. It is no coincidence that Trump should have named China one of the «challenges to American interests, economy and values».

US pressure on China has become of trade and military-political nature. Washington has announced the introduction of additional tariffs on Chinese exports which amount to 60 $ billion. In the political and doctrinal context, the USA have put forward the concept of the Indo-Pacific region as an alternative to the Chinese strategy of the Sea Silk Road. In order to develop it the United States introduced the so-called SQUAD format (quadrilateral security dialog) — four-party dialogue on the security issues which involves the United States, Japan, India and Australia. Beijing considered the naval cooperation between the USA and Vietnam which started at the beginning of the year to be a serious challenge (American nuclear aircraft carrier «Carl Vinson» entering the Vietnamese port of Danang). The traditional irritation of Beijing was caused by a new decision of Donald Trump to allow high-level contacts between Taiwanese and American officials. Washington's claims to Beijing on North Korean issues remained the same, although the possible meeting between Trump and Kim Jong-Un has made them less acute.

However, Trump will not burn bridges. His public support, amid the criticism from the West, of Xi’s decision to lift restrictions on the terms of his rule was highly appreciated in Beijing.

China's reaction to Washington's renewed pressure has been controversial. Before the session of the NPC, China had been trying to soften the trade dispute with the United States, giving signs that Beijing understands that Trump is entering on a new political campaign of Congressional elections in the autumn of 2018 and is eager to convince his voters that the policy «America first» has been successful.

After the Session, Xi had to prove his power as an undisputed long-standing leader of China. Beijing, while continuing to look for the ways to mitigate trade disagreements with the United States, declared that it was ready for the so-called «trade war», threatening sanctions against American products in such vulnerable, from China’s point of view, areas as tourism, car industry and agriculture (the sphere of interest of Trumps electorate), exports, etc.

In response to American-Vietnamese naval cooperation, Beijing has made certain steps to enhance naval cooperation with France (joint naval exercises in Hong Kong region which involved French frigate «Vandemer»). As far as Korea goes Beijing, after the NPC Session, is willing to meet the North Korean leader; however it does not presuppose any breakthrough achievements concerning the nuclear disarmament of Pyongyang, though it is supposed to demonstrate China’s ability to influence the situation to the USA. The statements of the Chinese leadership on the Taiwan decisions of Washington were traditionally tough, but without any practical consequences.

Today, it is difficult to predict how exactly Chinese-American trade relations will develop, but a real reduction in bilateral trade can, as a compensation for Chinese losses, boost China’s interest in economic ties with Europe, Russia, as well as in new markets in Latin America and Africa.

As for China’s relations with the EU the NPC Session intensified Brussels’s growing discontent with the Chinese economic presence and influence in Eastern Europe by ideological factor — China is criticized for backtracking on the democratic traditions in the issue of tenure for Chinese top leadership. Beijing avoids discussing its domestic political policy but responds to the new proposals concerning trade and investment cooperation with the EU in general rather than with the Eastern European countries. China comes up with the ideas about cooperation in climate change issues, environmental protection and the ideas about combining Chinese Silk Road strategy with the long-term economic programs of the European countries. In 2018, the priority is again given to France.

The relations with India are entering upon a new phase of naval rivalry that was triggered by Indian-Iranian agreement on the lease of the Iranian port of Chabahar by India; the port is 90 km from the Pakistani port of Gwadar — the location of a new Chinese naval base. China responds to India's military and political activity, including within the framework of the SQUAD, both by increasing its military presence in the Indian Ocean region, and by naval cooperation with Europe (the above-mentioned France), as well as with Russia.

After the last session of the NPC and against the background of China's foreign policy problems, the relations between Beijing and Russia are beginning to take a new shape. China does continue its policy of political and economic cooperation with Moscow. Growing trade frictions with the United States, ideological problems with Europe and military disagreements with India may in the short run heighten China's interest in Russia.

On the other hand, China is developing new strategic approaches to our country. In conflict relations with the US, the EU and India, Beijing chooses to rely more on solving emerging problems within the framework of bilateral relations with these countries, rather than opposing them to the pressure of an «comprehensive strategic partnership» with Russia. Beijing relies on its own understanding of Russia’s interest in the east — it regards Russian concept of the so called «Big Eurasia» to be an additional, apart from SQUAD, alternative to the Silk Road. The practical policy of Moscow is not only characterized by the desire to cooperate with China, but also to curb Chinese influence on Russia’s economy at the expense of Japan, South Korea and India.

Such vision does not stall Russian-Chinese relations; however it may eventually change their configuration. In its striving for global leadership, Beijing will less consider the Russian factor but seek more compromises through bilateral ties with the world's major players — the USA and the EU.

It may both hinder Russian-Chinese cooperation, especially in the sphere of economy, and encourage Russia to rely less on China in the future, and to give more leeway to Russia in the spheres where Chinese interests are present. Such zones will expand after the 19th Congress of the CPC and the last session of the NPC which gave Xi Jinping full freedom of action as well as full support of the Chinese ruling elite. Now Xi can fully concentrate on ensuring global leadership for China — as a new strategic goal of China in the modern after-Deng Xiaoping era.

 

 


news list

Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Китай: внешний фон конституционных изменений

1057

© 31.03.2018, Михеев В.В., Луконин С.А. 

Главным итогом первых трех месяцев 2018 г. стала окончательная институализация монополии Си Цзиньпина на политическую и идеологическую власть, оформленная конституционными изменениями на мартовской сессии ВСНП.

Были отменены временные ограничения на пребывание на посту Председателя КНР. Идеи Си о «социализме с китайской спецификой в новую эпоху» были внесены в Конституцию – вслед за их внесением в Устав КПК на прошедшем в конце 2017 г. 19-м съезде партии. Ключевым здесь являются слова «в новую эпоху». Си понимает, что идет на нарушение  заветов патриарха реформ Дэн Сяопина в части ограничения сроков пребывания у власти, однако, во-первых, подчеркивает верность идеям Дэна о «социализме с китайской спецификой». А во-вторых – говорит о новой эпохе: задачи возрождения экономики прежней эпохи Дэна уже решены, сегодня стоят более масштабные задачи – превращения Китая в мирового лидера, которые требуют, по мнению нынешнего китайского руководства, концентрации власти в руках главного руководителя на долгий период времени.

Другим важнейшим изменением Конституции стало перенесение тезиса о «руководящей роли партии» из Преамбулы этого документа в основную часть, которая в юридическом смысле имеет приоритет над Преамбулой.

В символическом плане, впервые после Мао Цзэдуна, Си был официально именован «Кормчим» нации (правда, без эпитета «великий», который использовался в отношении Мао) – в дополнение к уже существующему партийному «титулу» «ядра партии», который также не использовался  в последние два десятилетия.

В кадровом плане Си совершил в целом логичные перестановки, выдвинув на высшие посты преданных лично ему людей (например, главный организатор борьбы с коррупцией Ван Цишань, покинувший по возрасту партийную должность члена ПК ПБ ЦК КПК, занял пост заместителя председателя КНР) и молодые кадры, обязанные лично Си своим возвышением. При этом Си, стараясь избежать возможной внутрипартийной борьбы за реальную власть при новых кадровых раскладах, постарался, как полагает проф. РАН А. Ломанов, сохранить баланс между главными традиционными внутрипартийными фракциями (по 2 человека от каждой фракции) в Постоянном комитете Политбюро ЦК КПК:

  • т.н. комсомольцами (вышедшими во власть через работу в комсомоле – Ли Кэцян и Ван Ян; при этом властные полномочия Премьера Ли, по мнению китайских аналитиков, будут последовательно уменьшаться);
  • т.н. «шанхайцами» (ранее группировавшимися вокруг бывшего китайского лидера Цзян Цзэминя –  Хань Чжен (вице-премьер) и Ван Хунин (главный на сегодня идеолог партии);
  • и выдвиженцами самого Си (Чжао Лэцзи (глава Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины) и Ли Чжаньшу).

Зарубежные критики Китая усматривают в конституционных изменениях окончательный отход от демократической ориентации китайских реформ, формирование нового культа личности Си Цзиньпина «в стиле» Мао, а также стремление оформить т.н. «партийное государство», хотя и при развитии рыночной и интегрированной в мир экономики. Китайские критики конституционных изменений, голос которых, правда, мало слышен, указывают на отход от заветов Дэна, на прекращение прежнего курса на отделение партии от государства, на узурпацию власти и преждевременное возвеличивание Си, который еще «не наработал» настолько значимое место в истории Китая.

Сторонники конституционной реформы  как внутри Китая, так и в среде иностранных ученых, отмечают, что Си «ничего не нарушил». Заветы Дэна – не имеют  юридически обязывающего характера, а в истории Китая позиция Председателя КНР всегда носила больше церемониальный характер.  Сейчас же Си стремится придать этой должности реальный вес.

С другой стороны, на сессии ВСНП Си говорил о необходимости усилить роль закона, образовал специальную Надзорную комиссию, которой переданы от ЦК КПК полномочия вести антикоррупционную работу на всех, включая низовые, уровнях и в масштабах всего Китая, а не только в рамках КПК. Как отражение глобальных устремлений Пекина была повышена роль Министра иностранных дел. Для решения наиболее чувствительных экономических и финансовых проблем (долги местных властей и госпредприятий, низкая эффективность госсектора, финансовая стабильность в условиях продолжения курса на финансовую открытость и полную валютную либерализацию и т.п.) на знаковые позиции председателя Центробанка Китая (Народный банк Китая) и главного экономического советника Си были приглашены авторитетные специалисты, получившие образование в США.  

В наметившемся изменении баланса между партийной и государственной властью в пользу партийной и, что еще более существенно, в пользу личной власти Си, на наш взгляд, просматриваются немалые риски. Дело в том, что, если не в краткосрочной, то в среднесрочной перспективе, Китай, по всей видимости, столкнется с естественным падением темпов экономического роста по мере расширения масштабов экономики. В условиях сверхконцентрации власти в руках Си, особая ответственность за это будет возлагаться китайской партийной элитой и обществом на самого китайского лидера. От того, насколько Си удастся найти приемлемые для страны компенсации за счет «качества жизни» (экология, медицина, образование и т.п.) и внешнего фактора (Китай – мировой лидер), будет зависеть и его личное положение во власти и внутрипартийная и внутриполитическая стабильность Китая.

Пока конституционные реформы проходят на благоприятном экономическом фоне. Темпы прироста ВВП в 2017 г. составили 6,9%, на 0,4 п.п. выше запланированных,  целевой показатель прироста ВВП в 2018 г. оставлен на уровне 6,5%.  В стоимостном измерении объем ВВП  КНР в 2017 г. превысил 12 трлн долл. (около 15% мирового ВВП), доведя вклад Китая в рост мировой экономики, по китайским оценкам, до 30%.  Это позволяет Китаю увеличить военный бюджет на 8,1% –  до 175 млрд  долл. (около четверти от американского уровня). 

Бюджетный дефицит на 2018 г. был установлен в приемлемом по международным критериям размере 2,6% ВВП – что на 0,4 п.п. ниже,  чем в 2017 году.

На фоне роста военных расходов обращает на себя внимание усиление в последнее время позиций новой т.н. «аэрокосмической» фракции внутри высшего китайского руководства, объединяющей экспертов, ученых, управленцев, военных, занятых развитием мирного и т.н. военного космоса и получающих максимальную политическую и финансовую поддержку от высшего руководства Китая.    

Внешнеполитический фон в начале нового срока председательства Си Цзиньпина существенно усложняется.

В очередной этап обострения вступили отношения Китая с США. По всей видимости, США увидели для себя новые вызовы в де-факто провозглашенной на последней сессии ВСНП нацеленности Китая на построение партийного государства с рыночной экономикой и амбициями глобального лидерства. Не случайно Д. Трамп назвал Китай одним из «вызовов американским интересам, экономике и ценностям».

Давление США на Китай приобрело торговый и военно-политический характер. Вашингтон объявил о введении дополнительных тарифов на китайский экспорт на сумму в 60 млрд долл. В политико-доктринальном контексте США выдвинули концепцию Индо-Тихоокеанского региона как альтернативы китайской стратегии Морского шелкового пути. В ее развитие США активизировали т.н. формат СКВОД (quadrilateral  security dialog) – четырехсторонний диалог по проблемам безопасности с участием США, Японии, Индии и Австралии. Пекин посчитал серьезным вызовом себе начавшееся в начале года военно-морское сотрудничество США и Вьетнама (заход во вьетнамский порт Дананг американского атомного авианосца «Карл Винсон»). Традиционное раздражение Пекина вызвало новое решение Д. Трампа разрешить контакты высокого уровня между тайваньскими и американскими чиновниками. Остались на прежнем уровне, хотя и перестали набирать остроту на фоне разговоров о возможной встрече Трампа и Ким Чен Ына, претензии Вашингтона к Пекину по северокорейской проблематике.

Вместе с тем, Трамп не сжигает мосты, его публичная поддержка, на фоне критики со стороны Запада, решения Си о снятии ограничений по срокам своего правления была высоко оценена в Пекине.

Реакция Китая на новое давление Вашингтона не была однозначной. До Сессии ВСНП Китай старался всячески смягчить торговые разногласия с США, подавая  знаки, что Пекин понимает – Трамп вступает в новую политическую кампанию выборов в Конгресс осенью 2018 г. и должен демонстрировать своему избирателю успехи в проведении заявленной политики «Америка – прежде всего».

После Сессии уже Си должен был показывать свою силу в качестве безоговорочного лидера Китая на долгий срок. Пекин, продолжая искать варианты смягчения торговых разногласий с США, в то же время заявил о готовности к т.н. «торговой войне», пригрозив санкциями против американской продукции в таких чувствительных, с китайской точки зрения, для США областях как туризм, автомобильный и сельскохозяйственный (зона интересов электората Трампа) экспорт и т.п.

В ответ на американо-вьетнамское военно-морское сотрудничество Пекин пошел на упрочение военно-морского сотрудничества с Францией (совместные военно-морские учения в районе Гонконга с участием французского фрегата «Вандемьер»). В корейском «пасьянсе» Пекин после Сессии ВСНП упредительно идет на встречу с северокорейским лидером – хотя и без прорывных результатов в плане ядерного разоружения Пхеньяна, однако с явной демонстрацией США своих возможностей влиять на ситуацию. Как всегда предельно жёсткими, хотя и традиционно без практических последствий, были заявления китайского руководства по тайваньским решениям Вашингтона.

Сегодня трудно прогнозировать, как именно будут развиваться китайско-американские торговые отношения, однако реальное сокращение двусторонней торговли может, в качестве компенсации китайских потерь, дополнительно повысить китайский интерес к экономическим связям с Европой, Россией, новыми рынками в Латинской Америке и Африке.

В отношениях с ЕС к накапливающемуся недовольству Брюсселя ростом китайского экономического присутствия и влияния в Восточной Европе после Сессии ВСНП добавилась идеологическая составляющая – критика Пекина за «отход от демократической традиции» в плане ограничения сроков пребывания высшего руководства у власти. Пекин, не вступая в дискуссии по поводу своего внутриполитического развития, отвечает новыми предложениями о торговом и инвестиционном сотрудничестве с ЕС в целом, а не только с восточно-европейскими странами. Китай выступает в частности с идеями кооперации по теме климатических изменений, защиты окружающей среды или о «сопряжении» китайской стратегии Шелкового пути с долгосрочными экономическими программами европейских стран.  В 2018 г. приоритет здесь вновь отдается Франции.

Отношения с Индией вступают в новый этап военно-морского соперничества в связи с подписанием Индией и Ираном соглашения о военно-морской аренде Индией иранского порта Чабахар – в 90 км от пакистанского порта Гвадар, где Китай создает собственную военно-морскую базу. Китай отвечает на военно-политическую активность Индии, в т.ч. и в рамках СКВОД, как наращиванием своего военного присутствия в регионе Индийского океана, так и военно-морским сотрудничеством и с Европой (упоминавшаяся выше Франция), и с Россией.

После последней Сессии ВСНП и на фоне внешнеполитических проблем Китая начинают по-новому вырисовываться отношения Пекина с Россией. Да, Китай продолжает линию на политическое и экономическое сотрудничество с Москвой. Обострение торговых проблем с США, идеологических – с Европой и военных – с Индией могут в краткосрочной перспективе дополнительно мотивировать интерес Китая к России.

С другой стороны  в Китае разрабатываются новые стратегические подходы к нашей стране. В конфликтных отношениях с США, ЕС и Индией Пекин предполагает больше делать ставку на решение возникающих проблем в рамках двусторонних связей с этими странами. А не на противопоставление их давлению «всеобъемлющего стратегического партнёрства» с Россией. При этом Пекин исходит из собственного видения интересов России на восточном направлении – усматривая в российской концепции т.н. «Большой Евразии» дополнительную к СКВОД стратегическую альтернативу Шелковому пути. А в практической политике Москвы – стремление не только развивать связи с Китаем, но и создавать «балансиры» китайскому влиянию на российскую экономику за счет Японии, Южной Кореи и Индии.  

Такое видение пока не влечет за собой больших помех развитию российско-китайских отношений, но со временем может изменить их конфигурацию.  В игре за глобальное лидерство Пекин все меньше будет полагаться на российский фактор и все больше искать компромиссы через двусторонние связи с главными мировыми игроками – США и ЕС.

Это может,  как сдерживать, особенно в экономическом плане, углубление российско-китайского сотрудничества и побуждать Россию в перспективе меньше рассчитывать на Китай,  так и предоставлять России большую свободу действий там, где присутствуют китайские интересы. А таких зон в ближайшее время будет становиться все больше, учитывая то обстоятельство, что Си Цзиньпин получил теперь, после 19-го съезда КПК и последней Сессии ВСНП, полную внутриполитическую свободу действий и полную поддержку китайской правящей элиты. Теперь Си  может в полной мере концентрировать свою энергию на обеспечении Китаю глобального лидерства – как новой, в современную эпоху после Дэн Сяопина, стратегической цели Китая.


к списку



Комментарии к этой странице: