Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Семинар «Россия после выборов: преемственность или перемены?»

4428

26 марта 2018 г. состоялся очередной семинар Дискуссионного форума «Европейские диалоги» (Директор научных программ  д.полит.н. Арбатова Н.К.) на тему: «Россия после выборов: преемственность или перемены?»

 С докладами выступили: 

В дискуссии приняли участие учёные ИМЭМО РАН и приглашённые гости Института.

В докладе А.А. Мовчана отмечалось, что за последние годы в России сформировалась самовоспроизводящаяся бюрократическая система, практически управляющая страной и создающая «иллюзию феодального единства при полной феодальной раздробленности». Такая система, как считает А.А. Мовчан, серьёзно препятствует проведению необходимых экономических реформ. В России, по его мнению, существует абсолютный примат экономической тактики над стратегией (ставка на внутриэкономические факторы, контроль над капиталом, ограничение конкуренции и протекционизм). Единственным проявлением государственной стратегии в экономике А.А Мовчан считает национализацию, наиболее заметную в банковской, транспортной и строительной сферах. Так как российский бюджет в основном определяется ценой на нефть, то в ближайшие годы, по мнению А. Мовчана, в стране сохранится определённая экономическая стабильность, но при этом технологическое отставание увеличится, а риски техногенных катастроф возрастут. К концу 2020-х годов можно ожидать обострения экономических проблем, связанного с циклическим падением цен на нефть.

А.В. Колесников, обратившись к итогам президентских выборов, объяснил высокий уровень поддержки действующей власти её заигрыванием с избирателями из среднего и нижнего класса (введение в январе-феврале 2017 г. временных надбавок к зарплатам бюджетников, повышение доли социальных выплат), а также известными случаями «принуждения к голосованию» (требования подтверждения участия в голосовании, угрозы увольнений, вбрасывания бюллетеней и т.п.) Как отметил А.В. Колесников, состав российского среднего класса в последние годы существенно изменился (число «силовиков» и госслужащих выросло, а число занятых на производстве снизилось). По приведенным в его выступлении данным, доходы в бюджет от предпринимательской деятельности сегодня составляют только 7,6% (в 2010 г. – 10%, а в 2003 г. – около 15%). По мнению А.В. Колесникова, доля занятых в госсекторе уже превышает 50%, и население становится всё более «государственнозависимым» и подконтрольным власти. Тем не менее, всё контролировать она не в силах, и опасность техногенных катастроф в обозримом будущем сохраняется.
 
И.М. Бунин отметил, что «принуждение к выборам» существенного влияния на их результаты не оказало, о чём свидетельствуют итоги голосования за границей. По его мнению, гораздо более важную роль сыграли психологические факторы и прежде всего – ощущение униженности России Западом. В результате даже у многих представителей либерального лагеря возникла потребность «прислониться к лидеру». Как считает И.М. Бунин, В. Путин начнёт проводить реформы, долго откладывавшиеся перед выборами, в частности – пенсионную и налоговую реформы, что приведёт к повышению цен. По мнению И.М. Бунина, население это хорошо понимает и будет искать «козлов отпущения» в Думе и правительстве. Поэтому к 2021 г. (думские выборы) может возникнуть конфликтная ситуация, тем более, что каналов связи с обществом у Думы нет, а партийная система так и не сложилась.
 
А.В. Макаркин в своём выступлении остановился на основных вызовах России в период четвёртого президентства В. Путина и возможностях их преодоления. К краткосрочным вызовам он отнёс затухание экономического роста, сохранение зависимости от нефтяных цен и дальнейшую изоляцию России от Запада. Среднесрочными вызовами были названы: персоналистский характер российской власти, отставание России от мировых лидеров в области высоких технологий, «усталость населения от внешнеполитических приоритетов» и кризис пенсионной системы. Масштабную политическую либерализацию в качестве возможной реакции на эти вызовы А.В. Макаркин считает маловероятной, хотя понимание взаимозависимости внешней и социально-экономической политики, по его мнению, растёт. Первыми практическими шагами, как отмечалось в выступлении,  должны стать урегулирование украинского и сирийского кризисов и расширение диалога с Западом. При этом серьёзными «ограничителями» являются: низкий уровень взаимного доверия и высокий уровень разногласий, а также возможность сопротивления сближению с Западом со стороны приверженцев жёсткого курса в России. Наибольшие шансы на осуществление, по мнению А.В. Макаркина, имеют «оптимизационно-технократические реформы», направленные на экономическую модернизацию.
 
А.Г. Арбатов подробно остановился на внешне- и военно-политических аспектах взаимоотношений России с Западом. Он отметил, что большинство задач, поставленных В. Путиным в этой области, было выполнено (возвращение России статуса великой державы, возрождение военной мощи и её реальная демонстрация в Сирии, препятствие расширению НАТО, создание в противовес США таких объединений как ШОС, БРИКС и ряд других и т.д.). Однако «расплатой» за это стали усилившаяся гонка вооружений (разумеется, не только по российской вине) и полный распад прежней системы контроля над вооружениями, приведшие к более высокому уровню противостояния, чем во времена «холодной войны». Как отмечалось в докладе, количество натовских войск у границ России возросло и продолжает увеличиваться. 
В названных выше объединениях главную роль играет не Россия, а Китай, который не поддерживает внешнеполитические действия  России. (при том, что Россия Китай почти всегда поддерживает) Не только в военном, но и в экономическом плане Россия оказалась втянутой в бесконечные ближневосточные войны, где её возможности влияния весьма ограничены и сопряжены с большими рисками (людские и материальные потери, активизация и распространение терроризма и.т.д.) В числе возможных путей решения названных проблем были названы: снижение уровня военного противостояния (в частности, на основе выработанных Россией компромиссных и реалистичных предложений по разоружению); скорейшее урегулирование проблемы со вводом миротворческих сил на линию разграничения между воюющими сторонами в Украине, нормализация отношений с ЕС; выход России из войны на Ближнем Востоке, выстраивание взаимоотношений с Индией и Вьетнамом (среди прочего, и для сбалансирования неравноправных отношений с Китаем). Как подчеркнул А.Г. Арбатов, необходимость свернуть с пути конфронтации сегодня очевидна всем, и Россия могла бы сделать первый шаг.
 

к списку



Комментарии к этой странице: