Трамп оправдывает торговые войны и намерен побеждать в них

2097

© 05.03.2018, Портанский А.П.

Donald Trump by Gage Skidmore / www.flickr.com/photos/gageskidmore

Главной новостью мировой торговли на минувшей неделе стало, несомненно, заявление американской администрации о введении импортных пошлин на сталь и алюминий в размере соответственно 25% и 10%. Они затронут все страны, поставляющие эту продукцию в Соединенные Штаты. В оправдание данного решения президент Трамп в очередной раз сослался на ущерб, который наносит Соединенным Штатам «несправедливая торговля».

О своем намерении принять жесткие меры против сложившегося несправедливого, с его точки зрения, характера торгового обмена между США и остальным миром Дональд Трамп активно рассуждал еще в ходе своей избирательной кампании. Относительно торговли металлом Трамп полагает, что другие страны поставляют в США огромные объемы стали, что приводит к кризису американской сталелитейной промышленности.

Первым «виновным» в подрыве жизнеспособности национальной металлургии Вашингтон называет Китай с его дешевой сталью, хотя на него приходится всего 2% поставок в США. Всего же поставщиков металла в Америку насчитывается 110. В пятерку ведущих экспортеров входят такие страны, как Канада, Бразилия, Южная Корея. Теперь все они должны столкнуться с резким подорожанием своего экспорта в США.

В 2017 г. президент Трамп поручил министру торговли Уилбуру Россу провести расследование о связи импорта стали с национальной безопасностью. Доклад Росса был опубликован в феврале с.г. и содержал рекомендации по введению тарифов. Стремясь обосновать установление торговых барьеров, президент, в частности заявил: "Когда наша страна не в состоянии производить алюминий и сталь, мы не можем всерьез говорить о нашей промышленности. Нам нужны собственные сильные производители по соображениям обороны".

О неприемлемости любого тарифа или квоты на поставляемые в США сталь и алюминий заявил канадский министр международной торговли Франсуа-Филипп Шампань. Канада занимает первое место среди поставщиков стали и алюминия в США, и поэтому в правительстве страны считают, что заградительная мера Вашингтона может обернуться против отраслей американской промышленности. Предупреждение Оттавы не лишено оснований. Еще до решения о повышенных тарифах представители ряда отраслей в США, которые закупают металл для производства изделий, вели упорную борьбу против их введения, доказывая, что американская сталь и алюминий обойдутся им дороже импорта, и новые пошлины приведут к общему повышению цен на целый ряд готовых изделий.

Крайне негативную реакцию протекционистская мера Вашингтона вызвала у его главного союзника и ведущего торгового партнера – Евросоюза. «Мы не будем сидеть сложа руки, в то время как наша промышленность страдает от несправедливых мер», – заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

С заявлением Юнкера солидаризировались правительства ведущих стран-членов ЕС. Так, министр экономики Франции Бруно Лемер подчеркнул, что в случае, если объявленные Вашингтоном меры будут подтверждены, они окажут серьезное негативное воздействие на экономику Евросоюза, поэтому необходимо выработать «сильный и скоординированный ответ. Аналогичную позицию обозначил министр иностранных дел Германии Зигмар Габриель, заявивший, что ЕС должен прореагировать твердо на «карательные» тарифы США, которые угрожают Европе потерей тысяч рабочих мест. Однако первый шаг к урегулированию будет все-таки носить обычный процедурный характер. Как уточнила Торговый комиссар Еврокомиссии Сесилия Мальмстрем, в самое ближайшее время начнутся консультации с представителями США в Женеве в штаб-квартире ВТО.

Всемирная торговая организация уже выразила глубокую озабоченность решением американской администрации – очередная торговая война не отвечает ничьим интересам, подчеркнул глава ВТО Роберто Азеведу в своем письменном заявлении. Однако риск эскалации вполне реален, судя по реакции многих сторон, добавил он.

Что касается воздействия новых протекционистских мер на российских производителей металла, то, по данным Минпромторга, в период 2015–2017 гг. экспорт стальных продуктов первичной обработки (чугун, продукты прямого восстановления и ферросплавы) из РФ в США составлял 35% объемов и 26,8% стоимости всего экспорта этой продукции. Перенаправить такие объемы на другие рынки непросто, полагают в министерстве. При этом Россия пострадает в меньшей степени, чем ЕС и Китай. Среди экспортеров негативные последствия ощутят прежде всего поставщики больших объемов слябов и заготовок труб на дочерние предприятия в США, а именно: НЛМК, ТМК и Evraz.

Между тем, подобные сегодняшним протекционистские действия правительство США предпринимало и прежде. В начале 2003 г. администрация Дж. Буша-младшего объявила о намерении ввести повышенные импортные пошлины на сталь, оправдывая это тем, что иностранные сталелитейщики пытались сбывать в США свою продукцию по демпинговым ценам. Однако, как утверждали Евросоюз и другие страны-поставшики, США просто не смогли своевременно модернизировать свою сталелитейную промышленность в условиях перепроизводства металла в мире, и введение пошлин было попыткой спасти рабочие места в штатах, имеющих важное значение для очередной избирательной кампании.

Тогдашнее решение США ввести импортные пошлины на сталь было оспорено Евросоюзом и рядом других стран в ВТО. Последовавшее решение Всемирной торговой организации  указало на нарушение правил торговли со стороны США. В конечном счете по прошествии нескольких месяцев ввозные пошлины на рынке США были сняты, но американская промышленность смогла произвести определенную модернизацию в течение этого времени.

Нынешняя ситуация, как видно, сложнее и драматичнее, ибо Вашингтон преследует гораздо более масштабную цель, нежели проведение модернизации своих предприятий, как это было в 2003 г. Очевидно, что намерение воздвигнуть очередные торговые барьеры на внутреннем рынке следует воспринимать в контексте известных заявлений Трампа «Сделать Америку великой», «Вернуть рабочие места и производства на территорию США» и т.п.

Сулит ли успех подобный путь к «величию» – вызывает, как минимум, сомнения. Конечно, удовлетворение металлургических компаний США от введения повышенных тарифов можно попытаться выдать за поддержку национальной экономики, добившись некоего сиюминутного PR-эффекта, или, как говорят в Америке,  CNN-эффекта. Однако реальная ситуация не столь однозначна – выше было указано, что ряд американских отраслей-потребителей металла как раз обеспокоены вероятным повышением цен на сталь и алюминий в результате удорожания импорта, и потому конечный эффект нынешнего решения Вашингтона пока остается скорее неопределенным.

В цену, которую Вашингтону предстоит заплатить за поддержку национальной металлургии и выправление серьезного отрицательного баланса в торговле товарами, придется также включить и вероятные ответные действия торговых партнеров и ухудшение отношений с ними. Возможные новые торговые войны несут значительные риски для мировой торговли в целом. Однако, президент Трамп имеет на сей счет иное мнение: «торговые войны оправданы, и в них легко одержать победу», заявил он в конце минувшей недели.

Как показали в своем недавнем исследовании эксперты аналитического подразделения британского The Economist, протекционизм входит в число наиболее серьезных рисков для современной глобальной экономики. Увы, сегодня в Вашингтоне, судя по всему, существует свое особое мнение на сей счет. Насколько оно ошибочно, покажет время.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати