Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Выборы в Финляндии: заработает ли полупрезидентская система?

1152

© 22.01.2018, Воронов К.В.

С. Ниинистё // image from Internet

В столетний юбилей своей независимости 28 января с.г. в соседней Финляндии состоятся президентские выборы. В переизбрании действующего с февраля 2012 г. президента Саули Ниинистё (многолетний депутат парламента от правоцентристской партии «Национальная коалиция») мало кто сомневается. Слабость семи прочих политических конкурентов главного претендента на президентский пост делает их надежды на второй тур выборов (11 февраля) несбыточной мечтой, так как он состоится лишь в том случае, если ни один из кандидатов не наберёт в первом туре более 50% голосов1.

Оппозиция утверждает: высокий рейтинг 12-го президента страны – С. Ниинистё  не более чем результат искусственного образа, сформированного СМИ. Однако сохраняющийся престиж С. Ниинистё у широкого финского избирателя можно истолковать всё же фундаментальными, объективными факторами:

1) привлекательной для широкого электората избирательной программой, которую условно можно охарактеризовать как «прежним, проверенным курсом без резких движений»;

2) удачным преодолением властями финансово-экономического кризиса (сокращение уровня безработицы до 6%, рост ВВП 2,9% в 2017 г.)2;

3) сохранением ровных, стабильно-позитивных отношений с Кремлем, несмотря на участие Хельсинки в санкционной политике ЕС в отношении России в посткрымский период. Ежегодно в течение своей каденции финляндский президент регулярно встречается с президентом В. Путиным.

Не поколебал позиций главного кандидата и недавний скандал, связанный с утечкой в декабре 2017 г. в СМИ секретных документов о центре финской военной разведки, который занимался слежкой за российскими объектами. Эта утечка стала всё же тяжелым ударом по репутации нынешних финляндских властей, во-первых, с точки зрения анонимного сотрудничества по обмену разведданными с соответствующими ведомствами в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Стокгольме. А во-вторых, она несколько ослабила доверие Москвы, фиксирующей неуклонный дрейф Хельсинки в сторону ведущих держав Запада, усиливающего разностороннее сотрудничество с НАТО.

Комментаторы предвыборной кампании  связывают интригу этих выборов с тем, каковы будут симпатии всех евроскептиков, противников брюссельских «ценностей», которые прикованы к Enfant terrible местной политики – Лауре Хухтасаари – кандидату от радикального крыла правопопулистской партии «Истинные финны», за которую голосуют 5% избирателей. Однако за беспроблемной процедурой продления  высоких полномочий нынешнего президента  стоит, на наш взгляд, испытание  на прочность  глубинной политической тенденции. Она напрямую связана с особенностями  политической системы Финляндии, которая занимает особое место между парламентаризмом и эффективным полупрезидентским режимом.

Этим термином французский политолог Морис Дюверже обозначил так называемую дуалистическую исполнительную власть, в которой президент и правительство взаимно делят власть. Одной из первых с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919-1933 годы), а из современных государств к смешанным республикам относятся Пятая республика во Франции (после 1958 г.), Литва, Румыния, Украина, Киргизия, Финляндия. В историческом контексте ещё с первой конституции 1919 г. в Суоми делалась ставка на лидерские качества президента, предполагалось наделение его большими руководящими полномочиями. Финляндская история свидетельствует, что именно благодаря лидерским качествам сильных президентов удавалось консолидировать власть в стране. Президент не только ключевая фигура во внутренней политике страны, но и во внешней, поскольку определяет взаимоотношения с другими суверенными державами, принимает решения в отношении международных организаций и конференций. Такие великие президенты  как Юхо Кусти Паасикиви и Урхо Калева Кекконен продемонстрировали на практике, как известно, отличные дипломатические качества при определении международно-политического курса страны в сложной внешнеполитической обстановке периода холодной войны.

Финляндская система госуправления до 2000 г. представляла собой уникальный пример в мировой политической истории. Она отразила дилемму финляндской нации как особой страны Запада, вынужденной сотрудничать с Востоком. Полупрезидентское правление выражало тем самым стремление нации к сохранению собственной идентичности на протяжении всей истории страны. Сложилась своеобразная национальная модель, система sui generis, которая до сих пор представляет интерес и вероятно ещё долго будет объектом анализа и острых дискуссий. Характерно, что при этой модели, хотя парламент формирует правительство, президент не может выразить ему свой вотум недоверия. Но, с другой стороны, он имеет право роспуска парламента, хотя не представляет единолично исполнительную власть, но де-факто может его контролировать. Президент может отменить все законопроекты правительства, даже те, которые ещё не рассматривались в парламенте, может задержать ратификацию всех парламентских актов перед тем, как они приобретут силу закона. Президент может распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы, чем регулярно пользовались на всем протяжении национальной истории К.Ю. Стольберг (1924), Л.К. Реландер (1929 и 1930), Ю.К. Паасикиви (1953) и У.К. Кекконен (1961, 1971 и 1975).

Политические трансформации в Суоми в постбиполярный период были отнюдь не беспроблемными, пришлось в сжатые сроки произвести политический, идеологический и дипломатический демонтаж небезызвестной «линии Паасикиви – Кекконена». Отринув вынужденную политику «финляндизации» истеблишмент страны не менее радикально повёл курс на занятие достойного места в ЕЭС/ЕС. В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000-х годы Финляндия перешла от президентской системы к парламентской демократии. Согласно Конституции 2000 г., законодательная власть принадлежит президенту и Эдускунте – парламенту страны, а Государственному совету (правительству). Согласно Избирательному акту 1998 г. установлены выборы четырех  уровней:  раз в четыре года в Эдускунта - однопалатный 200 местный парламент, президентские –  раз в шесть лет,  выборы  в местные органы власти  и выборы 16 депутатов в Европарламент  раз в четыре года.

В постбиполярный период финляндская элита вступила в непростой политико-конституционный процесс сокращения президентских полномочий с тем, чтобы перейти на традиционную в Старом Свете парламентскую систему власти. Этот процесс усилился в свете приобретения полноправного членства страны в ЕЭС/ЕС в 1995 г., когда из Брюсселя следовали советы, наставления и прямые рекомендации по демонтажу сильного президентского национального центра власти. Вопреки той тенденции на сокращение роли президента в системе госуправления, которая была реализована принятой Конституцией 2000 г., до сих пор финляндское общество испытывает мощную ностальгию по  сильному лидеру, который сможет вывести страну из экономических неурядиц, сложных перипетий внешней политики. Несмотря на заметное сокращение президентских полномочий, он всё еще обладает достаточно широкими прерогативами: назначает по рекомендации парламента  Государственный совет (правительство), является верховным главнокомандующим вооруженными силами, руководит внешними сношениями, имеет право созыва и роспуска парламента, издаёт постановления и указы. При этом интерес представляет не само разделение властей, феномен сильного президента  или специфичные конституционные законы, а традиции политической системы, финляндская политическая культура и история. Особенно привлекателен практический опыт, способность финнов адаптироваться, балансировать в сложном геополитическом контексте.

Кратко констатируем: тематика президентских выборов в Финляндии связана с наблюдаемой в последнее время проблемой установления  лидерских режимов через укрепление президентской вертикали власти, как это имеет место во Франции, Турции, России3. Лидерские качества в полупрезидентской республике имеют исключительное значение. При слабом президенте эффективное функционирование парламента практически маловероятно, а разбалансированная система приводит к общей нестабильности. Лидерские режимы создают, признаем, лучшие возможности и предпосылки, позволяют правящей элите действовать более быстро, уверенно, принимать адекватные жизненно важные государственные решения. Налицо объективная линия к формированию нового типа лидерских режимов в Европе, которые тоже представляют собой  модель соединения с президентскими или парламентскими системами. В этом ряду укрепление престижа президентской власти в Финляндии в лице С. Ниинистё поможет затормозить тенденцию 2000-х годов по трансформации к парламентской форме правления, которая спровоцировала в конечном итоге и рост внутриполитического напряжения, и взрыв евроскептических общественных настроений.

Примечания:

1 https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/nesmotrya_na_to_chto_podderzhka_niiniste_nemnogo_oslabla_vtorogo_tura_vyborov_ochevidno_ne_budet/10007445

2 Finland Is Flourishing After 100 Years of Independence. The Wall Street Journal, Dec. 3, 2017 https://www.wsj.com/articles/finland-is-flourishing-after-100-years-of-independence-1512333515?&nan_pid=1863389306&ad_id=7579531

3 Многими исследователями Российская Федерация обозначается либо как президентско-парламентская форма правления, либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.


к списку



Комментарии к этой странице: