К предстоящим президентским выборам на Кипре

2678

© 11.01.2018, Квашнин Ю.Д.

Политическая карта Кипра // image from internet

Назначенные на 28 января президентские выборы в Республике Кипр вряд ли преподнесут сюрприз: безусловным фаворитом избирательной гонки является действующий глава государства, представляющий правоцентристскую партию «Демократическое объединение», Никос Анастасиадис. Главная интрига состоит в том, кто из оппозиционных политиков составит ему конкуренцию во втором туре.

Согласно последним опросам общественного мнения, за Н. Анастасиадиса готовы проголосовать 29–31% избирателей, в то время как его главные конкуренты Ставрос Малас и Николас Пападопулос могут получить от 13 до 21% голосов (данные социологических служб существенно различаются). С учетом голосов колеблющихся избирателей Н. Анастасиадис с большой вероятностью повторит свой результат пятилетней давности, когда за него проголосовали 45% в первом туре и 57% во втором. Единственный риск, с которым он может столкнуться на выборах — это низкая явка: многие его сторонники настолько уверены в его победе1, что могут попросту не прийти на избирательные участки, что сыграет на руку кандидатам от оппозиции. Именно с этим связана наблюдаемая в последние дни активизация предвыборной кампании президента страны, который старается использовать любой информационный повод, чтобы подогреть интерес к предстоящему голосованию.

Сохраняющуюся популярность Н. Анастасиадиса можно объяснить двумя факторами.

Первый из них — успехи властей в преодолении финансового кризиса, особенно больно ударившего по кипрской экономике. На момент прихода действующего президента к власти ситуация была катастрофической. Крупнейшие банки страны находились на грани банкротства, дефицит бюджета достиг 6% ВВП, государственный долг, на протяжении всех 2000-х гг. бывший незначительным, перевалил за 68% от общего объема экономики, а безработица достигла 12% экономически активного населения. В кипрском экспертном сообществе было распространено мнение, что Кипр движется по греческому пути и страну ждут два потерянных десятилетия. Особые опасения были связаны с возможной утратой Кипром роли крупного европейского финансового центра и «перевалочной базы» для иностранного капитала, поскольку именно сектор финансовых услуг на протяжении предыдущих двух десятилетий был локомотивом кипрской экономики. Однако пессимистические прогнозы не оправдались: уже в 2015 г. начался восстановительный рост, а по итогам 2017 г. прирост ВВП составил 3,4%, что стало одним из лучших показателей в еврозоне.

Экономическая стабилизация во многом была достигнута благодаря грамотной политике правительства, которое сделало все возможное для того, чтобы сохранить интерес к Кипру со стороны иностранных инвесторов. В частности, оно отказалось от первоначального варианта спасения банковской системы при помощи 10-процентного налога на все банковские депозиты и вместо этого провело реструктуризацию Банка Кипра и ликвидацию Кипрского народного банка, при этом вернув вкладчикам гарантированные депозиты, не превышавшие 100 тыс. евро. Большой осмотрительностью отличалась налоговая политика. Повысив корпоративный налог с 10 до 12,5%, кипрские власти параллельно приняли ряд стимулирующих мер, среди которых полная отмена налога на недвижимость в жилом фонде, увеличение до 10 лет срока действия льготного налогообложения физических лиц, становящихся налоговыми резидентами Кипра, предоставление инвесторам налоговых вычетов на взносы в акционерный капитал. Весьма эффективным (хотя и политически неоднозначным) решением стало введение программы предоставления кипрского гражданства в обмен на инвестиции размером в 2 млн евро и выше. Безусловно, проводимая под давлением международных кредиторов рестриктивная бюджетная политика, включавшая такие меры, как сокращение зарплат и пенсий работников госсектора и повышение косвенных налогов, первоначально вызвала недовольство населения, однако по мере выхода страны из кризиса и восстановления доходов домохозяйств доверие к правительству стало расти.

Но есть и другой, не менее важный фактор высокой электоральной поддержки Н. Анастасиадиса, а именно относительная слабость оппозиционных партий, их неспособность предложить альтернативный экономический и политический курс. «Прогрессивная партия трудового народа Кипра» (AKEL), на которой лежит ответственность за банковский кризис, так и не смогла оправиться от поражения на прошлогодних парламентских выборах. Поддерживаемый ею С. Малас, который формально будет избираться как независимый кандидат, пытается совместить традиционную для этой партии «левую повестку» (борьба с растущим неравенством доходов, поддержка малоимущих граждан, повышение доходов работников госсектора) с лозунгами, адресованными малому и среднему бизнесу (поддержка фермерства, туристических компаний и предприятий, работающих на экспорт, и пр.). Однако он не уточняет, где найдет необходимые для этого финансовые ресурсы. Не менее популистскими являются предвыборные заявления Н. Пападопулоса, лидера центристской «Демократической партии»: в течение 100 дней после своего прихода к власти он обещает провести ревизию принятых прежним правительством фискальных мер и отменить те из них, которые привели к размыванию среднего класса.

Отсутствие новых идей наблюдается и в подходах к решению другого ключевого для страны вопроса — о реинтеграции острова, то есть объединении Республики Кипр с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК)2. С. Малас настаивает на скорейшем возобновлении переговоров о кипрском урегулировании, упрекая «Демократическое объединение» в недостаточной активности на этом направлении. Но по сути позиции обеих партий идентичны: и та и другая выступают за создание бизональной двухобщинной федерации, при этом настаивая на полном выводе турецких войск с территории острова (против чего, в свою очередь, возражают ТРСК и поддерживающая ее Турция). Н. Пападопулос, формально не отрицая необходимость создания единого государства, в случае своей победы обещает занять более жесткую линию в отношении Турции и заставить ее пойти на компромисс, соответствующий интересам греков-киприотов. Очевидно, однако, что такой подход лишь отодвинет решение проблемы, поскольку он в корне не устраивает ТРСК, где и так с каждым месяцем растет разочарованность в перспективах реинтеграции и все большим влиянием пользуются политические силы, выступающие под лозунгом «один остров — два государства»3.

Многие аналитики отмечают, что «идейный вакуум» в кипрской политике связан с косностью сложившейся в стране политической системы, которая на протяжении многих десятилетий характеризуется поочередным пребыванием у власти представителей трех ведущих партий (так, AKEL была основана еще в 1926 г., когда Кипр принадлежал британской короне). При этом руководящие должности в этих партиях в значительной мере контролируются представителями ограниченного числа влиятельных кипрских семей, формирующих национальную политическую элиту (например, Н. Пападопулос — сын Тассоса Пападопулоса, президента Кипра с 2003 по 2008 г.). Как показал опыт соседней Греции, в случае ухудшения экономической ситуации неспособность ведущих партий гибко реагировать на новые вызовы может привести к печальным политическим последствиям.

Уже сейчас на Кипре наблюдаются две тревожные тенденции. Первая из них — растущий абсентеизм, особенно среди молодежи. Из 40 тыс. киприотов, получивших в этом году право участвовать в выборах, зарегистрировались в качестве избирателей лишь 10,5 тыс., остальные же сочли, что от их голоса ничего не зависит. Вторая тенденция — возросший интерес к радикальным партиям и движениям, в первую очередь к ультранационалистическому «Национальному народному фронту» (аналог греческой «Золотой зари»), который в прошлом году впервые получил представительство в кипрском парламенте. Его лидер Христос Христу на президентских выборах может набрать около 4% голосов, что позволит ему выйти на четвертое место среди кандидатов.

Примечания:

1 Anastasiades predicted to comfortably win in 2018 – new poll. CyprusMail Online. December 9, 2017. URL: http://cyprus-mail.com/2017/12/09/anastasiades-predicted-comfortably-win-2018-new-poll.

2 Presidential hopefuls do not see eye to eye on key issues. CyprusMail Online. December 27, 2017. URL: http://cyprus-mail.com/2017/12/27/presidential-hopefuls-not-see-eye-eye-key-issues.

3 Turkish Cypriots set for coalition after PM’s party wins polls. Hürriyet. January 08, 2018. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/pms-ruling-party-wins-election-in-turkish-cypriot-poll-125377...


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати