Стартапы в фармацевтической промышленности Индии

3260

© 15.12.2017, Брагина Е.А.

photo by 101Reporters.com

Индийская фармацевтика заняла на мировом рынке третье место по экспорту дженериков, более дешевых непатентованных медицинских препаратов - аналогов известных лекарственных брендов. Важную роль в их производстве и продвижении играют быстро растущие индийские научно-исследовательские стартапы, работающие в сфере биотехнологий.

Дженерики составляют до 70-80% продукции фармацевтической отрасли Индии. Качество индийских дженериков подтверждено их устойчивым экспортом, - около 20% всей продукции индийской фармацевтической отрасли. Среди импортеров заметные позиции занимает Россия. Государственные ассигнования на развитие фармацевтики достигают в Индии 70% всех расходов на НИОКР в этой отрасли. Высокую долю участия государства диктуют быстро растущие затраты ведущих разработчиков и производителей новых препаратов, прежде всего, в странах Запада, на проведение научных исследований, необходимых для выпуска лекарств нового поколения. Соответственно, растёт цена конечной продукции и плата за право выпуска её аналогов в других странах или другими производителями. Возрастает стоимость предварительных научно-исследовательских работ, составляющих значительную часть всего производственного процесса и затрат в целом, в ходе освоения и выпуска лекарственных препаратов.

Централизованное финансирование фармацевтической отрасли стало частью политики правительства Индии, заинтересованного в расширении номенклатуры и качества выпускаемых лекарств и санитарно-гигиенической продукции как для внутренних нужд, так и на экспорт. Сложилась система государственных грантов, предназначенных в первую очередь предприятиям, выпускающим современные лекарства с биотехнологической компонентой. Среди получателей грантов значительна доля стартапов. Поступающие по грантам средства используются также для повышения уровня подготовки специалистов и исследователей. Это необходимая мера, поскольку высшие учебные заведения Индии не всегда справляются с задачей обучения студентов на уровне, отвечающем современным требованиям исследовательской работы. В первую пятерку британского перечня 243 ведущих университетов Азии не был включен ни один индийский университет (первое место занял сингапурский, второе китайский университеты). В условиях острой конкурентной борьбы на рынке лекарственных препаратов государственная поддержка помогает начинающим стартапам пройти путь от инкубационного периода до коммерциализации.

Производство дженериков, доступных по цене массовому потребителю - важная часть социальной политики правительства Индии. В условиях сохраняющегося низкого уровня доходов большинства её населения, дешевые лекарства создают возможность снизить угрозу эпидемий. В то же время доступность дженериков формирует растущий внутренний спрос в стране с населением 1,3 млрд человек. В свою очередь это стимулирует местных производителей наращивать объём и ассортимент лекарственных препаратов. На увеличение спроса заметно влияет нарастающая урбанизация, потоки сельских жителей, ориентированных, прежде всего, на крупные агломерации. Городское население быстрее приобщается к пользованию лекарственными препаратами, а по мере роста численности женщин в миграционных перемещениях, увеличивается спрос на массовую дешевую косметическую продукцию, произведенную в Индии. В 2016 г. поступления от продажи местных фармацевтических товаров составили 20 млрд долл., и, по оценкам, они вырастут до 55 млрд долл. к 2020 г.

Фармацевтическая отрасль Индии отличается достаточно высоким уровнем концентрации производства и сбыта, 36% внутреннего рынка лекарственных товаров занимают 10 крупнейших национальных компаний с брендами, популярными и на мировом рынке – Cipla, Ayanta Pharma, Aurobindа, Dr. Reddi (этот бренд хорошо известен в России). Их дочерние отделения размещены в 60 странах мира. Как правило, эти компании располагают собственными современными лабораториями, осуществляющими исследовательскую работу. Параллельно действуют небольшие фармацевтические компании, в основном ориентированные на группы со средними доходами. Это сертифицированные предприятия, подверженные частым банкротствам, в основном, из-за нехватки финансовых средств, но их места заполняют новые предприятия того же типа.

Самым динамичным сектором с высокими темпами роста, работающим преимущественно в больших городах, но постепенно осваивающим новые районы, стали местные фармацевтические стартапы. Этой группе присуща важная особенность – их организаторами/руководителями становятся преимущественно молодые люди, в том числе женщины в возрасте до 28-30 лет. Многие из них получили высшее образование или окончили колледжи в Индии. Их общая черта – готовность рисковать, производить новую продукцию, пробовать рынок. Как правило, они создают предприятия/компании с персоналом, редко превышающим 5-6 человек, многие - в составе 2-3 человек. Они получили дополнительный стимул развития в рамках политики экономической модернизации страны, известной как «Цифровая Индия». Традицией премьер-министра Н. Моди стали краткие лозунги, концентрированно выражающие суть его планов развития. Поддержка стартапов обрела свой девиз «Индия стартапов – поднимающаяся Индия» (Startup India – Stand up India). Н. Моди в одном из своих выступлений подчеркнул значение стартапов как перспективы для молодежи: «В стартапах, технизации и инновациях я вижу увлекательный и эффективный инструмент для трансформации Индии и создания рабочих мест для нашей молодежи».

Это важный аспект национальной политики Индии, так как молодежная безработица – особо сложная проблема страны. Ежегодно на рынок труда выходят примерно 10 миллионов человек, преимущественно молодых, в поисках работы. Разумеется, стартапы не в состоянии обеспечить занятость этой гигантской массы людей. Но среди них есть часть молодежи, получившей образование, а это важная группа избирателей, возможно, в дальнейшем - ядерный электорат Н. Моди. Сохранить поддержку этой группы населения необходимо, особенно ввиду очередных парламентских выборов в мае 2019 года. К тому же в стране наблюдается оживление основного политического противника Н. Моди – партии Индийский национальный Конгресс во главе с Рахулем Ганди.

Стартапы представляют мобильную часть современного бизнеса Индии. Они активно проявили себя в аутсорсинге, оказывая помощь в организации новых предприятий, устанавливая деловые связи по принципу BtoB. Возрастает их роль в оказании разного рода услуг в медицинском туризме, новой прибыльной растущей отрасли экономики Индии. В её основе - дешевые лекарства и пока ещё относительно невысокая оплата сестринского персонала. Стартапы берут на себя доставку заказов на лекарства, проведение и расшифровку анализов, ускоряя и облегчая процесс лечения.

Увеличение числа стартапов - это не только занятость, но и растущее применение новых технологий, особенно, когда речь идет о такой современной отрасли как биотехнология. Согласно новому закону, стартапы получают дополнительную финансовую поддержку правительства, и, что не менее важно, упрощается оформление нового предприятия и процедура его банкротства в случае необходимости. Число стартапов начало быстро расти и в 2017 г. превысило 5000. Большинство стартапов в сфере биотехнологии стремятся поддерживать деловые отношения с ведущими компаниями на основе временных контрактов.

Характерен пример стартапа, созданного 27-летним индийцем и его товарищем, начавшими работу в декабре 2016 г. в штате Карнатака. Они организовали собственную лабораторию и разослали резюме с комплексом услуг и исследовательских проектов. Такой набор типичен для начинающих стартапов. На предложение откликнулись несколько крупных фирм, и по итогам собеседований стартап выиграл контракты с тремя крупными фармацевтическими компаниями. На работу хозяин стартапа пригласил ещё трех человек с опытом исследовательской работы. После одобрения результатов первого выполненного контракта пятеро участников получили порядка 200 тыс. рупий (примерно 3 тыс. долл.). Но главным успехом начинающих предпринимателей стало продолжение сотрудничества и новые контракты. По словам основателя стартапа, добросовестное выполнение договорной работы позволяет рассчитывать на длительное взаимодействие с большим бизнесом. По его расчётам, команда стартапа из пяти человек по итогам 2017 г. заработает порядка 3 млн рупий (по нынешнему курсу рупии к доллару - около 48 тыс. долл).

Вместе с тем, высокие темпы роста спроса на фармацевтическую продукцию стимулировали в ряде стран производство поддельных лекарств. Первое место в их изготовлении и продаже принадлежит Пакистану, по оценкам, - 40% всего производства лекарственной продукции. В Индии этот показатель составляет 20%, и правительство страны вводит всё новые методы контроля производства лекарств и предотвращения распространения опасных подделок.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати