Стартапы в фармацевтической промышленности Индии

2448

© 15.12.2017, Брагина Е.А.

photo by 101Reporters.com

Индийская фармацевтика заняла на мировом рынке третье место по экспорту дженериков, более дешевых непатентованных медицинских препаратов - аналогов известных лекарственных брендов. Важную роль в их производстве и продвижении играют быстро растущие индийские научно-исследовательские стартапы, работающие в сфере биотехнологий.

Дженерики составляют до 70-80% продукции фармацевтической отрасли Индии. Качество индийских дженериков подтверждено их устойчивым экспортом, - около 20% всей продукции индийской фармацевтической отрасли. Среди импортеров заметные позиции занимает Россия. Государственные ассигнования на развитие фармацевтики достигают в Индии 70% всех расходов на НИОКР в этой отрасли. Высокую долю участия государства диктуют быстро растущие затраты ведущих разработчиков и производителей новых препаратов, прежде всего, в странах Запада, на проведение научных исследований, необходимых для выпуска лекарств нового поколения. Соответственно, растёт цена конечной продукции и плата за право выпуска её аналогов в других странах или другими производителями. Возрастает стоимость предварительных научно-исследовательских работ, составляющих значительную часть всего производственного процесса и затрат в целом, в ходе освоения и выпуска лекарственных препаратов.

Централизованное финансирование фармацевтической отрасли стало частью политики правительства Индии, заинтересованного в расширении номенклатуры и качества выпускаемых лекарств и санитарно-гигиенической продукции как для внутренних нужд, так и на экспорт. Сложилась система государственных грантов, предназначенных в первую очередь предприятиям, выпускающим современные лекарства с биотехнологической компонентой. Среди получателей грантов значительна доля стартапов. Поступающие по грантам средства используются также для повышения уровня подготовки специалистов и исследователей. Это необходимая мера, поскольку высшие учебные заведения Индии не всегда справляются с задачей обучения студентов на уровне, отвечающем современным требованиям исследовательской работы. В первую пятерку британского перечня 243 ведущих университетов Азии не был включен ни один индийский университет (первое место занял сингапурский, второе китайский университеты). В условиях острой конкурентной борьбы на рынке лекарственных препаратов государственная поддержка помогает начинающим стартапам пройти путь от инкубационного периода до коммерциализации.

Производство дженериков, доступных по цене массовому потребителю - важная часть социальной политики правительства Индии. В условиях сохраняющегося низкого уровня доходов большинства её населения, дешевые лекарства создают возможность снизить угрозу эпидемий. В то же время доступность дженериков формирует растущий внутренний спрос в стране с населением 1,3 млрд человек. В свою очередь это стимулирует местных производителей наращивать объём и ассортимент лекарственных препаратов. На увеличение спроса заметно влияет нарастающая урбанизация, потоки сельских жителей, ориентированных, прежде всего, на крупные агломерации. Городское население быстрее приобщается к пользованию лекарственными препаратами, а по мере роста численности женщин в миграционных перемещениях, увеличивается спрос на массовую дешевую косметическую продукцию, произведенную в Индии. В 2016 г. поступления от продажи местных фармацевтических товаров составили 20 млрд долл., и, по оценкам, они вырастут до 55 млрд долл. к 2020 г.

Фармацевтическая отрасль Индии отличается достаточно высоким уровнем концентрации производства и сбыта, 36% внутреннего рынка лекарственных товаров занимают 10 крупнейших национальных компаний с брендами, популярными и на мировом рынке – Cipla, Ayanta Pharma, Aurobindа, Dr. Reddi (этот бренд хорошо известен в России). Их дочерние отделения размещены в 60 странах мира. Как правило, эти компании располагают собственными современными лабораториями, осуществляющими исследовательскую работу. Параллельно действуют небольшие фармацевтические компании, в основном ориентированные на группы со средними доходами. Это сертифицированные предприятия, подверженные частым банкротствам, в основном, из-за нехватки финансовых средств, но их места заполняют новые предприятия того же типа.

Самым динамичным сектором с высокими темпами роста, работающим преимущественно в больших городах, но постепенно осваивающим новые районы, стали местные фармацевтические стартапы. Этой группе присуща важная особенность – их организаторами/руководителями становятся преимущественно молодые люди, в том числе женщины в возрасте до 28-30 лет. Многие из них получили высшее образование или окончили колледжи в Индии. Их общая черта – готовность рисковать, производить новую продукцию, пробовать рынок. Как правило, они создают предприятия/компании с персоналом, редко превышающим 5-6 человек, многие - в составе 2-3 человек. Они получили дополнительный стимул развития в рамках политики экономической модернизации страны, известной как «Цифровая Индия». Традицией премьер-министра Н. Моди стали краткие лозунги, концентрированно выражающие суть его планов развития. Поддержка стартапов обрела свой девиз «Индия стартапов – поднимающаяся Индия» (Startup India – Stand up India). Н. Моди в одном из своих выступлений подчеркнул значение стартапов как перспективы для молодежи: «В стартапах, технизации и инновациях я вижу увлекательный и эффективный инструмент для трансформации Индии и создания рабочих мест для нашей молодежи».

Это важный аспект национальной политики Индии, так как молодежная безработица – особо сложная проблема страны. Ежегодно на рынок труда выходят примерно 10 миллионов человек, преимущественно молодых, в поисках работы. Разумеется, стартапы не в состоянии обеспечить занятость этой гигантской массы людей. Но среди них есть часть молодежи, получившей образование, а это важная группа избирателей, возможно, в дальнейшем - ядерный электорат Н. Моди. Сохранить поддержку этой группы населения необходимо, особенно ввиду очередных парламентских выборов в мае 2019 года. К тому же в стране наблюдается оживление основного политического противника Н. Моди – партии Индийский национальный Конгресс во главе с Рахулем Ганди.

Стартапы представляют мобильную часть современного бизнеса Индии. Они активно проявили себя в аутсорсинге, оказывая помощь в организации новых предприятий, устанавливая деловые связи по принципу BtoB. Возрастает их роль в оказании разного рода услуг в медицинском туризме, новой прибыльной растущей отрасли экономики Индии. В её основе - дешевые лекарства и пока ещё относительно невысокая оплата сестринского персонала. Стартапы берут на себя доставку заказов на лекарства, проведение и расшифровку анализов, ускоряя и облегчая процесс лечения.

Увеличение числа стартапов - это не только занятость, но и растущее применение новых технологий, особенно, когда речь идет о такой современной отрасли как биотехнология. Согласно новому закону, стартапы получают дополнительную финансовую поддержку правительства, и, что не менее важно, упрощается оформление нового предприятия и процедура его банкротства в случае необходимости. Число стартапов начало быстро расти и в 2017 г. превысило 5000. Большинство стартапов в сфере биотехнологии стремятся поддерживать деловые отношения с ведущими компаниями на основе временных контрактов.

Характерен пример стартапа, созданного 27-летним индийцем и его товарищем, начавшими работу в декабре 2016 г. в штате Карнатака. Они организовали собственную лабораторию и разослали резюме с комплексом услуг и исследовательских проектов. Такой набор типичен для начинающих стартапов. На предложение откликнулись несколько крупных фирм, и по итогам собеседований стартап выиграл контракты с тремя крупными фармацевтическими компаниями. На работу хозяин стартапа пригласил ещё трех человек с опытом исследовательской работы. После одобрения результатов первого выполненного контракта пятеро участников получили порядка 200 тыс. рупий (примерно 3 тыс. долл.). Но главным успехом начинающих предпринимателей стало продолжение сотрудничества и новые контракты. По словам основателя стартапа, добросовестное выполнение договорной работы позволяет рассчитывать на длительное взаимодействие с большим бизнесом. По его расчётам, команда стартапа из пяти человек по итогам 2017 г. заработает порядка 3 млн рупий (по нынешнему курсу рупии к доллару - около 48 тыс. долл).

Вместе с тем, высокие темпы роста спроса на фармацевтическую продукцию стимулировали в ряде стран производство поддельных лекарств. Первое место в их изготовлении и продаже принадлежит Пакистану, по оценкам, - 40% всего производства лекарственной продукции. В Индии этот показатель составляет 20%, и правительство страны вводит всё новые методы контроля производства лекарств и предотвращения распространения опасных подделок.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.02.2020

Состоялось заседание Ученого совета Института. На повестке дня был представлен доклад Эдуарда Соловьева на тему «Новый этап украинского кризиса: основные вызовы и тенденции развития».

подробнее...

18.02.2020

За заслуги в изучении российско-индийских отношений Алексей Куприянов и Яна Садовникова награждены медалью "За выдающиеся академические успехи памяти профессора Г.Л. Бондаревского".

подробнее...

Вышли из печати