Вашингтон развязывает торговую войну с ближайшими партнерами

1582

© 02.10.2017, Портанский А.П.

Bombardier CS100 by Delta News Hub // www.flickr.com/photos/deltanewshub

В последних числах сентября министерство торговли США объявило о намерении ввести импортную пошлину в размере 220% на гражданские самолеты компании «Бомбардье» вместимостью 100-150 пассажиров, что фактически закроет доступ канадскому авиапроизводителю на американский рынок. В качестве причины данной запретительной меры названа заниженная, с точки зрения американских властей, цена самолетов, которая не устраивает американского аэрокосмического гиганта компанию «Боинг». Последний обратился с соответствующей жалобой в правительство США еще в апреле.

По данным «Боинга», канадский производитель предлагает на американском рынки свои самолеты CS100 по цене 19,6 млн долл., в то время как себестоимость каждого, считают в «Боинге», составляет 33,2 млн долл. При этом объявленная минторгом США заградительная пошлина теоретически поднимает стоимость каждого канадского самолета до 60 млн долл., что дает основание Оттаве заявлять об абсурдности торговой меры Вашингтона.

Предварительное решение американских властей немедленно вызвало резко негативную реакцию не только в Оттаве, но и в Лондоне, поскольку в Северной Ирландии, части Соединенного Королевства, также расположены предприятия «Бомбардье», где под угрозой ликвидации оказываются 4200 рабочих мест. Крайнее разочарование намерением США выразила британский премьер Тереза Мэй, не исключившая ответных мер. Последнее подтвердил министр обороны Майкл Фэллон. Он уточнил, что «Боинг» до последнего времени являлся главным партнером в сфере оборонных поставок для Соединенного Королевства, компания выиграла многомиллиардные оборонные контракты и, кроме того, была недавно выбрана для закупки партии новых самолетов морской разведки и вертолетов «Апач». Иными словами, «Боинг» рассматривался в Британии как долговременный партнер, однако теперь контракты с ним могут быть разорваны.

В Стране кленового листа намерение Вашингтона также осудили на самом высоком уровне. Как заявила министр иностранных дел Канады Кристиа Фриланд, решение Вашингтона в действительности направлено на устранение конкурента с американского рынка. О решимости бороться за канадские рабочие места уже заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо, который одновременно тоже не исключил ответных мер. В частности, Оттава, по его словам, может отказаться от приобретения производимых «Боингом» палубных истребителей-бомбардировщиков «Супер Хорнет».

Однако наиболее остро отреагировал Квебек - франкоязычная провинция Канады, где сосредоточены основные производственные мощности «Бомбардье». По словам премьер-министра провинции Филиппа Куйяра, «Квебек подвергся нападению со стороны гигантской компании, десятилетиями субсидируемой властями США». Куйяр охарактеризовал происходящее как «войну» и заявил, что из-за данного «нападения на Квебек» он призовет канадского премьера прекратить импорт продукции «Боинг» и не покупать у США «ни одного болта, ни одной части, ни одного самолета» корпорации «Боинг». По мнению квебекского премьера, США сами пострадают от протекционистской политики.

В Соединенных Штатах, в свою очередь, поспешили заверить, что придают большое значение взаимоотношениям с Канадой, однако, по словам министра торговли Уилбора Росса, даже самые близкие друзья США должны «уважать правила». Росс подчеркнул, что администрация Трампа весьма серьезно относится к фактам субсидирования иностранными государствами своих производителей. Однако это заявление главы американского минторга вызвало лишь дополнительное раздражение канадских и британских властей, ибо известно, что американский «Боинг» десятилетиями получает государственные субсидии от правительства США. Этот факт, кстати, явился причиной длительного спора в рамках ВТО между Брюсселем и Вашингтоном, которые обвиняют друг друга в злоупотреблении государственным субсидированием своих авиапроизводителей.

Окончательное решение американской администрации относительно запретительной пошлины на канадские самолеты ожидается 12 декабря, тем не менее инициатива Вашингтона уже добавила напряженности в отношения с Оттавой, которые в последнее время и без того осложнились в связи с началом переговоров по пересмотру соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли НАФТА. Переговоры по «пересмотру и модернизации» НАФТА начались под нажимом новой администрации США, которая считает, что целый ряд действующих положений документа невыгодны для американской экономики. Как свидетельствуют первые раунды переговоров, позиции сторон серьезно расходятся и зачастую конфликтуют. При этом Мексика и Канада полагают, что НАФТА функционирует в целом успешно и вполне оправдала себя за 23 года существования.

Объявленная Вашингтоном ограничительная торговая мера в отношении своих ближайших партнеров вполне укладывается в рамки провозглашенного президентом Трампом сразу после прихода в Белый дом протекционистского курса. В середине августа данный курс был подтвержден отданным Трампом распоряжением о начале длительного расследования многочисленных, с точки зрения Вашингтона, случаев нарушений прав интеллектуальной собственности американских компаний в Китае, что было воспринято крайне негативно в Пекине.

Однако попытки нового хозяина Белого дома выполнить данные еще в период предвыборной борьбы обещания вернуть производства и рабочие места на территорию США с помощью откровенно протекционистских шагов вовсе не обречены на успех. И нынешняя попытка не пустить на территорию Соединенных Штатов гражданские самолеты из Канады непременно обернется негативными последствиями для рынка труда в самих США, ибо на находящихся в ряде штатов предприятиях-субподрядчиках «Бомбардье» занято около 23 тысяч работников, часть которых вполне вероятно может лишиться своих хорошо оплачиваемых мест.

Таким образом, реализовывать на практике дорогой сердцу нового американского президента девиз «Америка прежде всего», как выясняется, вовсе не так просто, как представлялось в запале предвыборных речей. В современной глобализованной и глубоко взаимозависимой экономике любые односторонние действия могут повлечь за собой серьезные последствия, о чем в данный момент Вашингтону сигнализируют канадские и британские партнеры.

Вместе с тем складывающаяся конфронтационная ситуации между США и их ближайшими партнерами несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд, особенно с точки зрения Великобритании. Дело в том, что в преддверии брекзита Лондон безусловно хотел бы рассчитывать на будущее выгодное торговое соглашение с США. Поэтому британцы, как, впрочем, и канадцы, для которых отношения с США в любом случае останутся приоритетными, скорее всего будут пытаться убедить Вашингтон отказаться от откровенно конфликтного сценария.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати