Администрация Трампа намерена адаптировать НАФТА к «вызовам XXI века»

2343

18.09.2017, Дмитриев С.С.

Photo by https://ustr.gov/

Итоги первых двух раундов консультаций по «пересмотру и модернизации» соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) свидетельствуют о том, что договаривающиеся стороны занимают несовпадающие или прямо конфликтующие позиции по целому ряду чувствительных пунктов повестки дня. Причина во многом состоит в том, что в администрации Белого дома тон задают радикалы, настроенные на тотальную ревизию «устаревшего» соглашения, «не соответствующего современным стандартам». По словам торгового представителя США Лайтхайзера, Трампа не интересует «внесение несущественных изменений или обновление пары пунктов» соглашения. Президент США неоднократно именовал НАФТА одной из наихудших торговых сделок, когда-либо заключенных США, не оправдавшей надежды «многих, многих американцев». По его убеждению, подписание НАФТА в 1994 г. имело своим следствием закрытие целого ряда предприятий обрабатывающей промышленности и перемещение производственных мощностей из США в соседние страны.

Торговые партнеры США по соглашению, напротив, не готовы «разрушать то, что прекрасно работало». Канада и Мексика единодушны в том, что НАФТА, несмотря на выявившиеся за истекшие 23 года существенные недостатки, в целом отвечает интересам стран-участниц и, как это ни парадоксально, прежде всего, США. Соглашение «связывает континент» с населением 494 млн. человек (6.5% мирового) и совокупным ВВП 21.1 трлн. долл. в 2016 г. (38% мирового). За 1993-2015 г. ВВП США в расчете на душу населения вырос в неизменных ценах на 39%, Канады – на 40%, Мексики – на 24%. При этом в США объем выпуска продукции в обрабатывающей промышленности увеличился на 58%.

Оборот трехсторонней торговли в неизменных ценах возрос за истекший период в 2,6 раза и достиг 1070 млрд. долл. Примерно 76% экспорта Канады (по нефти, пиломатериалам, алюминию и автомобилям – близко к 100%), а также 81% экспорта Мексики завязаны на США. В 2016 г. США поставили в Мексику больше товаров, чем в Японию, Великобританию, Германию и Ю. Корею вместе взятые, и почти вдвое больше, чем в Китай. Импорт США из Мексики по стоимости уступает только поставкам из Китая. Соединенные Штаты действительно имеют дефицит в товарной торговле, как с Мексикой – 64 млрд. долл., так и с Канадой – 11 млрд. долл.  (в 2016 г.). Но при этом американцы сохраняют актив в торговле услугами с обеими странами-участницами соглашения.

Сельскохозяйственный экспорт из США в страны НАФТА за период действия соглашения учетверился. Канада и Мексика представляют собой важнейшие рынки для американских экспортеров пшеницы, кукурузы, сои, риса, хлопка, растительных масел и мяса птицы. В Северной Америке сформирован самый большой в мире интегрированный рынок энергоресурсов совокупной емкостью более 100 млрд. долл. в год. При этом Мексика является крупнейшим импортером американских энергоносителей. Канада и Мексика закупают также пятую часть всей экспортной продукции обрабатывающей промышленности США. Соединенные Штаты имеют внушительный актив в торговле со своими партнерами по ряду наукоемких позиций, причем американский экспорт по данной товарной группе в указанные страны удвоился по сравнению с 1993 г. Трудно также переоценить значение НАФТА для некоторых регионов США. Так, около половины экспорта и 42% импорта Техаса приходится на страны-участницы соглашения.

Экономический рост в США подпитывается притоком прямых иностранных инвестиций из Канады, который за 1993-2015 гг. вырос с 40 до 269 млрд. долл., и из Мексики – с 1 до 17 млрд. долл. Участие в НАФТА содействовало распространению региональных производственных цепочек. Примерно 40 центов из каждого доллара в импорте товаров из Мексики и 25 центов – из Канады приходятся на стоимость, добавленную обработкой в США. В готовой одежде, экспортируемой из Мексики, например, американское содержание превышает 70%.

В соответствии с указом Трампа «О нарушениях и злоупотреблениях в ходе реализации торговых соглашений», американские переговорщики должны обеспечивать «сбалансированность и взаимность» (zero sum game) в торговых отношениях, добиваясь «выравнивания условий конкуренции». В качестве меры давления на партнеров, с которыми у США на протяжении длительного времени складывается значительный торговый дефицит, данный правовой акт предусматривает возможность инициирования переговоров по пересмотру или даже денонсации действующих договоров. При этом новые торговые соглашения могут заключаться лишь при условии, что их подписание будет способствовать ускорению темпов экономического роста США, благоприятно повлияет на состояние их торгового баланса и укрепит производственную базу этой страны.

В соответствии с указаниями аппарата торгового представителя США, модернизация НАФТА должна включать «гармонизацию» остающихся тарифных и нетарифных ограничений, корректировку диспропорций, которые стали очевидными с течением времени, а также достижение новых договоренностей, отсутствовавших в первоначальном соглашении, в частности в таких сферах, как интернет-торговля, беспилотные автомобили и др.

Еще до начала консультаций американцы шантажировали Мексику перспективой введения пограничного налога. Предлогом послужил отказ этой страны взять на себя финансирование расходов на создание «стены», возводимой на американо-мексиканской границе в целях борьбы с нелегальной иммиграцией. Американцы недовольны также низким уровнем оплаты труда в Мексике. Дополнительные конкурентные преимущества компании этой страны получают, по их мнению, от использования импортируемого из США природного газа на электростанциях. Вырабатываемая ими дешевая электроэнергия применяется для производства готовых изделий, прямо конкурирующих с американскими. Не случайно на слушаниях в Конгрессе США, посвященных пересмотру НАФТА, прозвучали предложения сократить экспорт трубопроводного газа в Мексику, а также ввести запрет на реэкспорт этой страной американского СПГ. Кроме того, США намерены добиваться от Мексики согласия объявить рыночные реформы в ее энергетическом секторе необратимыми, в том числе путем инкорпорирования их результатов в НАФТА.

Американцы обнаружили в действующем соглашении целый ряд других положений, которые, по их представлению, свидетельствуют об отсутствии «уважения к нашему национальному суверенитету и нашим демократическим процессам». В их числе: несовершенство механизма решения торговых споров, отсутствие барьеров для манипулирования валютными курсами, устаревшие правила определения страны происхождения товаров и др. Переговорщики со стороны США пытаются «переписать» в свою пользу правила функционирования в странах НАФТА банков и телекоммуникационных компаний. Их претензии касаются также действующего в этих странах налогового законодательства, вопросов охраны интеллектуальной собственности и закупок для государственных нужд.

Утверждается, в частности, что существующие нормативы североамериканского содержания для производимых в странах НАФТА автомобилей и частей, а также сварных труб – занижены. Используя эти лазейки, Мексика и Канада экспортируют в США продукцию, производимую, в том числе, из китайского, корейского или российского металла, но классифицируемую, как происходящую из стран НАФТА. Американцев не устраивает существование в Мексике вдоль границы с США экспортных промышленных предприятий сборочно-конвейерного характера (maquiladora). Неприятие американцев вызывают субсидии и налоговые льготы, разрешенные в Канаде на региональном уровне, такие, например, как предоставленные провинцией Саскачеван российской компании Evraz. При этом закрываются глаза на тот факт, что в выкупе обанкротившейся Fiat Crysler принимали активное участие, как федеральные власти Канады, так и администрация провинции Онтарио.

Особое значение придается усилиям по урегулированию в пользу США американо-канадского конфликта в торговле пиломатериалами. Американцы в течение многих лет безуспешно пытаются продавить отмену действующих в Канаде государственных субсидий для лесопильной отрасли и, похоже, считают, что пересмотр НАФТА создает для этого благоприятные условия. Чувствительной для всех стран-участниц соглашения является также сфера торговли сельскохозяйственной продукцией. США неоднократно выдвигали обвинения против Мексики в субсидировании экспорта томатов, винограда, сахара и крупного рогатого скота, против Канады – молочной продукции, мяса птицы и яиц. В 1994 г. Канаде удалось вывести из-под юрисдикции НАФТА меры по регулированию внутреннего рынка указанных товаров, но сейчас Соединенные Штаты, похоже, намерены продавить благоприятное для них решение этого вопроса.

Между тем, в ходе консультаций делегации как Канады, так и Мексики проявили неожиданную для США твердость характера, нежелание соглашаться на уступки принципиального характера. В частности, Мексика в ответ на притязания США пояснила, что ее отношения с северным соседом должны строиться на принципах «суверенитета, защиты национальных интересов и поддержки наших мигрантов». Эта страна готова продолжать диалог с США, но «не в социальных сетях» (намек на Трампа) и не «на основании сообщений СМИ». Более того, Мексика пригрозила выйти из договорного процесса, если Трамп продолжит настаивать на денонсации НАФТА. Между тем, выход из соглашения явился бы, если не катастрофой, то уж точно большой неприятностью для целого ряда отраслей хозяйства США и, в первую очередь, для их автопрома. Мексиканский тариф для американских автомобильных частей и узлов вернулся бы в этом случае к первоначальному уровню 20%. В то же время ставка для аналогичных товаров из Мексики при их импорте в США составила бы только 3%. США остаются уязвимыми и по ряду других направлений. В частности, Канада и Мексика подвергают сомнению легитимность принятого администрацией Трампа регулирования «покупай американское». Канадцы резонно напоминают о существовании в самих США масштабной бюджетной поддержки агропромышленного комплекса и др.

И все же сложившуюся ситуацию преждевременно было бы характеризовать как тупиковую. Администрации Белого дома чрезвычайно необходим прорыв на переговорах, хотя бы в силу того обстоятельства, что пересмотр НАФТА входит в число ключевых предвыборных обещаний Трампа. Так что, хотя идея ревизии этого соглашения зародилась как протекционистская, обстоятельства стимулируют американских переговорщиков к принятию гибких решений. В том же направлении их подталкивает американский крупный бизнес, которому не по душе предпринятая правительством США попытка добиваться выравнивания торгового баланса любыми средствами. И это еще один серьезный аргумент в пользу компромисса, учитывая масштабы переплетения капиталов в североамериканском экономическом комплексе. Так, на предприятиях компании Cargill в Канаде и Мексике заняты почти 10 тыс. человек. Накопленный объем инвестиций в них составляет 1 млрд. долл., а ежегодные поставки товаров и услуг этим предприятиям – 1.9 млрд. долл. Компания Ford уже заявляла, что в случае принятия невыгодных для нее решений она будет вынуждена в целях оптимизации издержек производства увеличить импорт узлов и частей из Китая.

В итоговом коммюнике по завершению второго раунда консультаций стороны выразили уверенность в том, что им удастся выйти на более сбалансированные, приемлемые для всех партнеров по соглашению договоренности по ключевым вопросам уже на консультациях в Оттаве, запланированных на 23-25 сентября с. г., или в Вашингтоне – ближе к концу текущего года. Однако имеются основания полагать, что подготовка согласованных подходов для реформирования НАФТА может потребовать значительно большего времени.


Примечания:

Lester S., Manak I., Ikenson D. Renegotiating NAFTA in the Era of Trump: Keeping the Trade Liberalization In and the Protectionism Out. Cato Working Papers. Washington, DC, August 14, 2017

Presidential Executive Order Addressing Trade Agreement Violations and Abuses. Washington, DC, April 29, 2017

Summary of Objectives for the NAFTA Renegotiation. USTR. Washington, DC, July 17, 2017

Trilateral Statement on the Conclusion of the Second Round of NAFTA Negotiations. Washington, DC, September 5, 2017

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати