К чему ведут опасные эксперименты КНДР в ракетно-ядерной области

1857

© 06.09.2017, Давыдов О.В.

photo from internet

В эти дни мир был буквально шокирован сообщениями об очередном испытании в КНДР ядерного оружия. Хотя полностью достоверной информации пока нет, Пхеньян утверждает, что разработал и 3 сентября подорвал «усовершенствованную водородную бомбу», которая якобы может быть использована в качестве боеголовки для межконтинентальной баллистической ракеты. По различным, опять же не подтвержденным данным, мощность взрыва составила от 50 до 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, что почти на порядок превышает показатели, достигнутые Северной Кореей в ходе предыдущих испытаний.

Главная цель этих экспериментов, по утверждению представителей северокорейских властей, состоит в том, чтобы постоянно держать под ракетно-ядерным прицелом военные базы на Гуаме и даже крупные города в континентальной части США, которые могут стать «объектами ударов возмездия», решись Вашингтон на применение военной силы против КНДР. Напомним в этой связи, что в июле-августе этого года северокорейская сторона уже провела испытания новых ракет средней и повышенной дальности, которые и в самой КНДР, и в США квалифицированы как «межконтинентальные», пригодные стать носителями ядерных боеголовок.

МИД России в тот же день выступил с весьма резким заявлением, в котором подчеркивалось, что КНДР своими действиями, направленными на подрыв глобального режима нераспространения, создает серьезную угрозу миру и безопасности на Корейском полуострове и в регионе в целом. Вполне обоснованно можно говорить о том, что последние вызывающие шаги Пхеньяна можно рассматривать как демонстративное пренебрежение к миротворческим усилиям России и Китая, которые недавно выступили с целым рядом совместных инициатив в интересах нахождения политико-дипломатического решения корейского кризиса. О содержании разработанной Москвой и Пекином «дорожной карты» руководство КНДР, равно как и других заинтересованных государств, было детально проинформировано. И наконец, нельзя не отметить, что демонстративное проведение взрыва ядерного устройства как бы «по совпадению» состоялось в дни визита Президента В. В. Путина в Пекин и проведения там саммита БРИКС.

Первая реакция в США была близка к панической. Ситуация гротескная: политическая элита самой могущественной в мире державы почувствовала страх перед военным вызовом не со стороны равного ей противника, но от маленькой страны, решившейся на открытые угрозы. Примечательный момент в том, что американские военные эксперты, которые еще пару лет назад пренебрежительно отзывались о возможностях КНДР в области ОМУ, теперь чуть ли не в один голос утверждают, что эта страна вскоре реально сможет атаковать США с помощью МБР, оснащенных ядерным оружием. По оценкам разведсообщества, которые, правда, далеко не всегда разделяют независимые исследователи, Пхеньян уже сейчас располагает как минимум 60 ядерными боеголовками, а в 2018 г. сможет наладить производство и развертывание надежных ракетоносителей для атаки на Америку.

Президент Д. Трамп уже заявил, что последние действия Северной Кореи являются враждебными и опасными для США, а если угрозы с её стороны продолжатся, то Пхеньян столкнется с «массированным военным ответом». Следующим шагом стали консультации Пентагона с ближайшими азиатскими союзниками – Японией и Южной Кореей – для обсуждения двух вопросов. Во-первых, о согласовании эффективных военных контрмер на случай эскалации событий (насколько можно понять, речь идет о размещении на Юге Кореи дополнительных американских стратегических ресурсов, а также о многомиллиардных поставках современных оборонительных и наступательных вооружений). Во-вторых, о выработке и принятии по линии Совбеза ООН новой резолюции по КНДР, которая смогла бы обеспечить полную международную изоляцию этой страны.

Вопросов, которые здесь возникают, сразу несколько. Пожалуй, главный из них – решатся ли США на проведение «упреждающей» силовой акции против КНДР, и если да, то при каких обстоятельствах? Другая тема касается возможности проталкивания через СБ ООН новых мощных санкций.

Однозначного ответа ни на один из этих вопросов не существует, полагаем, даже в головах американских стратегов. Пока ясно одно – что после произошедшего ни на какие компромиссы с Пхеньяном в Вашингтоне идти не собираются. Трамп уже успел распространить через социальные сети свой вывод о том, что политика «умиротворения» в отношении КНДР не работает. Значит – военная операция. 

Следует, однако, заметить, что регион Северо-Восточной Азии, к которому принадлежит Корейский полуостров – это не Ближний Восток, и обнажать оружие здесь по ряду причин намного сложнее.

Несмотря на сильные негативные эмоции, которые испытывают в американском политистэблишменте по отношению к Пхеньяну, США едва ли смогут по собственному усмотрению реализовать какие-то «крутые меры», направленные  против КНДР. Для проведения гипотетической военной операции потребовалась бы серьезная подготовительная работа, включая «нейтрализацию» России и Китая, выстраивание мощной коалиции союзных государств, проработку шагов на случай возможного ответного удара со стороны Пхеньяна с задействованием ракетно-артиллерийских систем, расположенных к северу от межкорейской границы.

В этой связи уместно напомнить о позиции КНР, руководство которой неизменно повторяет, что Пекин ни при каких обстоятельствах не позволит, чтобы на Корейском полуострове воцарились война и хаос. Российский подход аналогичен: военного решения, по мнению Кремля, не существует, а Северная Корея не должна опасаться за свою безопасность. 

Что же касается ближайших союзников США, то в их лагере наблюдается серьезное брожение. Президент Республики Корея Мун Чжэ Ин продолжает заявлять, что, несмотря на последние акции Пхеньяна, он подтверждает настрой на решение существующих проблем путем диалога с Севером. В Токио также опасаются, что в случае начала военных действий, это может по-крупному «отрикошетить» в сторону Японии, которая в таком случае вполне может стать объектом нападения со стороны КНДР. Из всего этого можно сделать вывод, что ситуация с реализацией «военных опций» пока складывается не вполне благоприятно для Вашингтона.

Вопрос о новых санкциях против Пхеньяна тоже непрост. Как известно, вслед за принятием августовской резолюции Совбеза КНДР, предусматривавшей дополнительные рестрикции против этой страны, Москва недвусмысленно дала понять, что не пойдет на дальнейшее углубление репрессалий. По заявлениям руководства МИД России, возможности санкционного прессинга на данном этапе «полностью исчерпаны».

Конечно, надо признать, что в реальности это не совсем так: настоящие жесткие репрессалии (полное прекращение поставок энергоносителей, торгово-экономическая, финансовая, транспортная блокада, разрыв политических отношений) никем еще и не обсуждались даже в виде общей идеи. И для этого у соседних стран есть свои причины. В Китае, например, опасаются, что затягивание «удавки» для Северной Кореи может, в конечном счете, привести к ее коллапсу, что в глазах Пекина было бы худшим бедствием, чем нынешняя ракетно-ядерная самодеятельность пхеньянского руководства. У Москвы своя логика, которую образно представил Президент В. В. Путин в Пекине на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС. Смысл, в частности, сводится к тому, что нелепо требовать от России совместного участия в проработке новых мер наказания Северной Кореи, коль скоро США принимают санкционный закон, в котором РФ, КНДР и Иран числятся в одном списке. Иными словами: сегодня «нагнут» КНДР, а завтра по тому же алгоритму будут пытать «нагнуть» и Россию.

В попытках предугадать возможные перипетии дальнейшего развития события без ответа пока остается самый важный вопрос, тревожащий всех – а что, собственно говоря, нужно Ким Чен Ыну, который ведет дело к решительной эскалации своих ракетно-ядерных программ. Только один пример: его предшественник на посту лидера страны Ким Чен Ир за весь 17-летний период своего правления запустил 17 боевых ракет, а нынешний правитель только в нынешнем году – уже 18. Ким Чен Ир, начиная с 2006 г., испытал два слабеньких ядерных устройства, а его сын  с 2013 г. – уже четыре, одно другого мощнее. Думается, что все эти акции теперь уже не прикрыть рассуждениями о трудной борьбе за выживание не любимой многими страны. Называя вещи своими именами, речь в данном случае идет об откровенном шантаже. 

Интерпретировать сигналы, которые подает внешнему миру северокорейское руководство, можно следующим образом: примите нас такими, какие мы есть, в том числе и в клуб ядерных держав, снимите все санкции, предоставьте возможность сотрудничества, то есть получать безвозмездную помощь. Не согласитесь – мы вам устроим большой ад, пойдете навстречу – маленький. Тем не менее, опасаться, что КНДР действительно по собственной инициативе развяжет войну (мы, естественно, не можем учесть элемент случайности), совершенно неуместно. В Пхеньяне делами заправляют не безумцы и не «идейные борцы», а люди, которые вовсе не собираются умирать, а хотят жить, и жить хорошо за счет других.

Сейчас «прижать» северокорейское руководство крайне сложно, прежде всего, из-за противоречий между соседними странами, на чем, кстати, оно весьма успешно играет. Поэтому одной из главных проблем в настоящее время является отсутствие координации и дефицит доверия между «пятеркой» государств, наиболее заинтересованных в корейском урегулировании: Россией, Китаем, США, Республикой Кореей и Японией. В этом плане возвращение к идее создания регулярно работающего консультативного механизма в этом составе для откровенного обсуждения всех злободневных проблем могло бы стать первым шагом к поиску общей конструктивной линии действий.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати