Реализация предвыборных обещаний Трампа начинается с модернизации инфраструктуры «ржавой» Америки

1579

© 25.08.2017, Дмитриев С.С.

image from worldmaritimenews.com

По оценке ассоциации, объединяющей крупнейшие американские компании строительной индустрии (American Society of Civil Engineers), инфраструктура США в течение последних двадцати лет деградирует, не приспособлена к требованиям XXI века и поэтому нуждается в коренной модернизации1. Причину проблем этой отрасли эксперты видят в систематическом недофинансировании расходов на гражданские инфраструктурные проекты2. Справедливость такой оценки особенно очевидна при сопоставлении параметров инфраструктуры в США и основных странах-конкурентах. По подсчетам McKinsey Global Institute, в среднем за 1992-2013 гг. доля расходов на эту сферу в ВВП США составляла 2,4%, тогда как Китая – 8,8%, Индии – 5,2%, Японии – 4%. В 2013 г. Китай инвестировал в инфраструктуру почти вдвое больше средств, чем  США (соответственно 829 и 449 млрд. долл.)3. По ряду ключевых параметров, таких как доля хозяйств, подключенных к электросетям, Китай уже сравнялся с США, по другим позициям разрыв если и остается, то постоянно сокращается (аэропорты, качество дорог, обеспеченность интернет-услугами и др.).

Действующая администрация также оценивает текущее состояние американской инфраструктуры крайне негативно, по словам Трампа, - на уровне стран третьего мира. Сделать США вновь страной с «самой совершенной в мире инфраструктурой» - одно из немногих предвыборных обещаний президента США, к реализации которого ему уже удалось приступить. В январе с. г. Трамп распорядился о возобновлении строительства нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access, пообещав, что это принесет стране 42 тыс. рабочих мест и два млрд. долл. налоговых поступлений. В соответствии с его указаниями, на строительстве магистральных трубопроводов должны использоваться только американские рабочие и американский металл.

15 августа с. г. подписал президентский указ «Об укреплении дисциплины и подотчетности при проведении экологической экспертизы и в ходе разрешительного процесса для инфраструктуры», нацеленный на облегчение и ускорение экспертиз, необходимых для реализации крупных, финансируемых федеральным правительством, инфраструктурных проектов (строительство автомагистралей, железных дорог, мостов, энергосетей, трубопроводов и др.).

Ранее, введенные администрацией Обамы регулирования требовали, чтобы крупные инфраструктурные проекты проходили инспекции, по меньшей мере, в девяти государственных учреждениях. В результате, процесс принятия решения о строительстве магистрального шоссе, например, мог растянуться на срок от трех до семи и более лет4. Теперь же для получения разрешения понадобится только одно решение на федеральном уровне, причем предельный срок для рассмотрения заявок сокращается до двух лет. Министерствам внутренних дел и сельского хозяйства дано предписание содействовать организации «энергетических коридоров» (energy right-of-way corridors) на федеральных землях, если это необходимо для реализации проектов в сфере энергетической инфраструктуры. Указ также отменил некоторые, введенные Обамой регулирования, предусматривающие проведение экологических экспертиз в случаях, если имеются опасения, что реализация инфраструктурного проекта может способствовать повышению уровня мирового океана, спровоцировать наводнения или иметь другие неблагоприятные экологические последствия.

По оценке Трампа, на реформирование инфраструктуры потребуется затратить один триллион долларов. При этом федеральные расходы в течение ближайших десяти лет составят всего 200 млрд. долл. Т. о. четыре пятых всех расходов перекладываются на частный сектор, штаты и местные органы власти. В случае необходимости федеральное правительство может оказывать поддержку штатам кредитами на реализацию ими проектов национального и регионального значения, тогда как относительно небольшие проекты могут претендовать на гранты.

Тем не менее, хотя программа Трампа пока недостаточно конкретизирована, уже сейчас ясно, что запрашиваемых ресурсов может оказаться недостаточно5. По экспертным оценкам, только на капитальный ремонт и восстановление действующей инфраструктуры необходимы намного более двух триллионов долларов. А для ее приведения к 2025 г. к «удовлетворительному» состоянию потребуются минимум 4.59 трлн. долл. К тому же увеличение ассигнований на инфраструктуру явно не стыкуется с объявленным администрацией Трампа курсом на экономию бюджетных средств и снижение федеральных налогов. Так что расчет строится в основном на частно-государственные партнерства.  Не исключается, впрочем, и привлечение средств зарубежных инвесторов.

Если принять на веру тот факт, что в результате реализации плана Трампа будет создан миллион новых рабочих мест, есть основания полагать, что заинтересованность деловых кругов в его проекте может оказаться достаточно высокой. В поддержку данной программы  выступили Американский институт нефти и лоббисты ряда строительных компаний. Сообщается также, что суверенный фонд Саудовской Аравии готов инвестировать в американскую инфраструктуру не менее 40 млрд. долл. Вместе с тем, нельзя не отметить и наличие в США жесткой оппозиции проведению преобразований в этой сфере. Трампа уже принудили отказаться от его идеи сформировать президентский консультативный совет по вопросам инвестиций в инфраструктуру. Возобновление строительства межштатных трубопроводов породило протесты со стороны защитников экологии и коренного населения тех штатов, через резервации которых должны пройти эти магистрали.

Амбициозные инфраструктурные реформы оказывались проблемными для многих американских президентов, включая Рузвельта, Эйзенхауэра и Обаму. В условиях США даже формальное одобрение конкретных программ не всегда означает, что процесс их реализации не затянется на многие годы. В качестве классических примеров долгостроя можно привести проект Калифорнийской скоростной железной дороги стоимостью 68 млрд. долл., инициированный еще администрацией Рейгана и реанимированный Обамой, Северо-Восточный железнодорожный коридор, аэропортовые системы контроля полетов «следующего поколения», «умные» энергосети и др. Многие из этих программ к тому же имели высокую коррупционную составляющую.

Сопротивление реформам Трампа в США не ослабевает, также как и конкуренция со стороны Китая и ряда других стран. Тем не менее, следует признать, что США, безусловно, располагают возможностями для инвестиционного рывка в сфере инфраструктуры. Принимаемые в этой стране меры по модернизации инфраструктуры являются своевременными и продуманными и, в случае их реализации в полном объеме, будут способствовать росту экономики и повышению конкурентоспособности США на мировых рынках.

Примечания:

1 Ассоциация присвоила инфраструктуре США в 2017 г. рейтинг «D+» («неудовлетворительный и рискованный»).

2 Ежегодные совокупные инвестиции в инфраструктуру федеральных, штатных и местных органов власти США сократились с 4,2% ВВП в конце 1930-х гг. до лишь 1,6% ВВП в 2016 г.

3 В США 75% мостов построены минимум 50 лет назад, основные энергосистемы – в 1950-е и 1960-е гг., 15,5 тыс. плотин и дамб представляют потенциальную опасность. Из-за неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры американские автовладельцы ежегодно переплачивают 160 млрд. долл. за горючее и ремонт.

4 Строительство небоскреба Empire State Building в Нью-Йорке заняло 11 месяцев, но сейчас, по словам Трампа, этот процесс мог бы «затянуться на десятилетия».

5 «Закон о финансовой поддержке строительства скоростных магистралей» 1956 г. предусматривал выделение 25 млрд. долл. на строительство и ремонт 66 тыс. км дорожного покрытия. Обама в своем «Законе о восстановлении и реинвестировании Америки» также делал акцент на достаточно осязаемых проектах модернизации энергетической и дорожной инфраструктуры.

См. также:

Presidential Executive Order on Establishing Discipline and Accountability in the Environmental Review and Permitting Process for Infrastructure. Washington, DC, August 15, 2017.

Remarks by President Trump on Infrastructure. New York, NY, August 15, 2017America’s Public Infrastructure: A 2017 National Report. University of New Haven, Meriden, CT, July 21, 2017.

Infrastructure Report Card. ASCE, Reston, VA, 2017. 

Woetzel J., Garemo N. a.o. Bridging Global Infrastructure Gaps. McKinsey Global Institute. Chicago, June 2016.

Stupak J. Economic Impact of Infrastructure Investment. Congressional Research Service. Washington, DC, July 18, 2017.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати