Новые зоны свободной торговли в КНР

1640

© 23.08.2017, Рогожин А.А. 

photo from s.wsj.net

На протяжении более тридцати лет Китай стимулировал экономический рост, привлекая иностранные инвестиции через особые экономические зоны (ОЭЗ). В рамках этих усилий в 2013 г. в Шанхае была создана первая зона свободной торговли (ЗСТ), после чего в 2015 г. были учреждены ещё три "пилотных" зоны в Гуандуне, Фуцзяне и Тяньцзине.

Компании, зарегистрированные в ЗСТ, подлежат менее жёсткому регулированию, нежели в других регионах Китая. Получаемые ими льготы включают в себя снижение ограничений на таможенные процедуры и регистрацию бизнеса, ускоренное одобрение иностранных инвестиций, более мягкое регулирование торговых операций, а также значительные льготы по налогам на импорт и экспорт. В рамках каждой из ЗСТ выделена отдельная отрасль и направление развития, поддерживаемые дополнительными мерами специального регулирования.

ЗСТ обычно были весьма успешны в привлечении значительных объёмов иностранных инвестиций и обеспечили существенный вклад в экономическое развитие Китая. По последним опубликованным  данным, на 1 июля 2016 г. в четырёх "старых" ЗСТ было учреждено 4923 компании с участием иностранного капитала, совокупный объём инвестиций которых составил 359 млрд юаней (53,6 млрд долл. США). Только в 2016 г. упомянутые ЗСТ привлекли иностранные инвестиции в размере 87,96 млрд юаней (13,1 млрд долл. США), что на 81,3% превысило показатель 2015 года.

31 марта с. г. Государственный совет Китая опубликовал официальное постановление, объявив об одобрении создания семи новых "пилотных” ЗСТ. Новые ЗСТ были открыты 1 апреля  (общая площадь свыше 11-ти ЗСТ составила 1,3 тыс. кв. км). В противоположность существующим зонам, которые находятся в богатых приморских провинциях, новые ЗСТ преимущественно расположены в слаборазвитых внутренних регионах Китая.

Это изменение места для новых зон свободной торговли оказалось обусловлено двумя политическими соображениями. Во-первых, китайское правительство, судя по всему, собирается использовать новые ЗСТ преимущественно для стимулирования регионального экономического развития и дальнейшего укрепления своей глубинки. Во-вторых, расположение новых ЗСТ специально направлено на реализацию национальных стратегий Китая в области развития, и в первую очередь – инициативы "Один Пояс, Один Путь" (ОПОП).

Семь новых ЗСТ и ключевые направления их работы могут быть охарактеризованы следующим образом. Западные ЗСТ, расположенные в Чунцине, Шаньси и Сычуани, главной целью имеют открытие Западного Китая для иностранных инвестиций через поддержку комплексной экономической реформы. Кроме того, эти ЗСТ будут развиваться как транспортные, логистические и коммерческие центры ОПОП (включая порт Гоянь). В Чунцине правительство хочет создать кластер высокотехнологичных отраслей, таких как облачные вычисления и биомедицинские технологии.

ЗСТ в провинциях Хубэй и Хеньань будут преимущественно выступать в качестве эпицентров логистики и транспорта в рамках реализации стратегии ОПОП. Более того, ЗСТ Хубэй обеспечит перемещение промышленных мощностей из прибрежных регионов в центральные районы Китая, тогда как ЗСТ Хэньань станет центром международной торговли предметами культуры и медицинского туризма.

ЗСТ Ляонин имеет своей целью повысить производительность и конкурентоспособность промышленной базы Северо-Восточного Китая с помощью экономических реформ. Для достижения этой цели китайское правительство намеренно развивать здесь сектор финансовых и ИТ-услуг, а также производство современных машин и оборудования, в частности автомобилей и аэрокосмической техники.

В отличие от остальных шести новых зон, ЗСТ Чжэцзян расположена в уже хорошо развитом с экономической точки зрения регионе. Акцент этой ЗСТ сделан на дальнейшее развитие уже существующей экономической активности, включая усиление внимания к либерализации международной товарно-сырьевой торговли, особенно нефтью и сопутствующими продуктами. Нововведения в рамках этой ЗСТ включают в себя создание центра по показанию услуг в области международной морской торговли, а также поддержку развития в регионе таких отраслей как автоматизированные склады, транспорт, торговля и снабжение.

Потенциальным инвесторам следует обращать внимание на так называемый "список исключений", который является важным элементом формата ЗСТ. Это список секторов экономики, иностранные инвестиции в которые в рамках ЗСТ подлежат определённым ограничениям, либо запрещены вовсе. В отраслях, не упомянутых в списке, иностранные инвесторы получают тот же статус, что и местные китайские компании. 16 июня с. г. китайское правительство опубликовало новую версию "списка исключений" ЗСТ1, снизив количество отраслей, в которые ограничены или запрещены иностранные инвестиции. Хотя оба этих события свидетельствуют о новом раунде экономической либерализации и реформах – и соответствующих возможностях для бизнеса – среда в Китае для иностранных инвестиций остаётся, безусловно, сильно зарегулированной и проблемной.

Новый список, действующий с 10 июля, имеет меньше позиций по сравнению со списком 2015 года: 27 ограничительных мер в 20-ти различных отраслях были удалены из него по сравнению с прошлой редакцией, в том числе судостроение, аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, производство железнодорожной техники, автодорожный и водный транспорт, а также горнодобывающая промышленность. В этих отраслях были отменены некоторые существенные лимитирующие меры, включая ограничения на разработку и производство некоторых видов вертолётов и самолётов, геологоразведку и добычу определённых драгоценных металлов, а также строительство и использование крупномасштабных тематических парков.

Введение нового списка исключений и соответствующее удаление из него некоторых ранее обозначенных позиций служит, несомненно, сигналом к началу ещё одного раунда экономической либерализации в Китае. Однако потенциальным инвесторам следует обратить внимание на то, что он подготовлен с особой тщательностью – в частности, во многих из либерализованных отраслей явно доминируют китайские компании. Кроме того, в зависимости от отрасли, иностранные инвестиции могут продолжать оставаться подотчётны проверкам и так называемым "мерам по защите национальной безопасности", реализуемым министерством торговли, в результате чего за китайскими властями сохраняется мощный рычаг контроля над иностранными инвесторами.

Примечания:

1 The Special Administrative Measures of the Pilot Free Trade Zone for Admittance of Foreign Investments (Negative List) 2016.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.09.2019

В ИМЭМО РАН состоялась встреча с делегацией китайских экспертов-международников. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и безопасности, глобального управления, взаимоотношений между США, Китаем и Россией.

подробнее...

19.09.2019

В Центре азиатско-тихоокеанских исследований состоялся круглый стол с участием делегации Министерства по делам объединения Республики Корея во главе с советником министра по политическим вопросам Ким Чжон Су.

подробнее...

Вышли из печати