О создании трансатлантической зоны свободной торговли

888

© 22.07.2013, Загашвили В.С.

В июле 2013 г. в Вашингтоне начался первый раунд переговоров о создании трансатлантической зоны свободной торговли (ТАЗСТ). Подписать итоговый документ намечено в конце 2014 г. Эта идея давно витала в воздухе, были сделаны и некоторые практические шаги. Шесть лет назад Ангела Меркель выступила с инициативой гармонизации правовой основы экономических связей между ЕС и США, был подготовлен соответствующий пакет документов. Однако сторонам не удалось прийти к согласию относительно множества конкретных вопросов, касающихся регулирования торговли.

Многие наблюдатели выражают сомнение в том, что соглашение удастся подписать в намеченные сроки. Дело в том, что круг обсуждаемых проблем чрезвычайно широк, ведь торговля регулируется не только посредством импортных пошлин. Не меньшее влияние на нее оказывает поддержка экспортеров и разного рода нетарифные инструменты, включая санитарные и технические нормы, экологические стандарты, поддержка производителей и т.д. Все эти вопросы необходимо учитывать при принятии решений об отмене импортных пошлин.

ЕС и США являются не только стратегическими союзниками, но и конкурентами. Кстати, трудности на глобальных торговых переговорах, проходящих в рамках ВТО, связаны как с противоречиями между развитыми и развивающимися странами, так и с противоречиями внутри этих двух категорий стран. ЕС и США постоянно вступают в торговые конфликты, и не все их удается урегулировать на двусторонней основе, без обращения в ВТО. Кроме того, позиция каждой стороны формируется под влиянием множества противоречивых интересов, которыми обладают представители различных секторов экономики, регионов, а в ЕС – и стран, руководство которых зависит от мнения избирателей.

Наиболее острые вопросы включают торговлю сельскохозяйственными товарами и авиатехникой, а также применение норм, регулирующих соблюдение прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, европейцы выступают за расширение сферы соглашения за счет либерализации рынка услуг. Они хотели бы получить более полный доступ на емкий американский рынок государственных заказов. В то же время Франция, традиционное внимательно относящаяся к наполнению внутреннего рынка кино- и телепродукции, настаивает на исключении этих сфер из будущего соглашения. В настоящее время в центре переговорного процесса находятся правила регулирования торговли и создание единых стандартов качества продукции. Переговоры проходят в рамках экспертных групп.

В связи с началом переговоров о создании ТАЗСТ возник вопрос, как повлияет данный проект на перспективы Дохийского раунда. Существует точка зрения, согласно которой региональная интеграция выступает в качестве альтернативы глобализации, поскольку стимулирует торговли внутри группировки, замещая торговлю с третьими странами торговлей между ее участниками. Такое явление действительно имеет место.

Однако более значимым представляется тот факт, что при этом все же происходит либерализация торговли. И если она не сопровождается усилением барьеров по границам регионального объединения, видимо, нет оснований искать здесь ущерб для глобализации. Скорее, в данном случае региональное соглашение можно рассматривать как частное проявление общего процесса торговой либерализации. Если США и ЕС удастся снять существующие между ними противоречия, это будет не препятствовать, а, напротив, способствовать поиску компромиссных решений на Дохийском рануде.

Правда, при этом усилятся переговорные позиции развитых государств, которые смогут выступать более согласованно, что может огорчить их оппонентов, которым, возможно, придется несколько понизить планку своих требований либо попытаться найти какой-то другой ответ. Таким образом, данный проект можно рассматривать и как попытку развитых стран укрепить свои позиции не только на мировом рынке, но и в рамках институциональной части мировой торговой системы. Ослабление этих позиций, между прочим, стало одной из основных причин пробуксовки Дохийского раунда. Едва ли создание ТАЗСТ сможет обеспечить развитым странам возвращение доминирующего положения в ВТО. Но если при этом у них не ослабеет интерес к достижению глобального торгового соглашения, то создание ТАЗСТ будет скорее способствовать, чем препятствовать успешному завершению Дохийского раунда.

Создание ТАЗСТ продиктовано стремлением ЕС и США повысить конкурентоспособность своей экономики, которая испытывает сильное давление со стороны новых участников глобального рынка, прежде всего Китая. Надо сказать, что уровень таможенно-тарифных барьеров в США и ЕС и так невелик. По данным ВТО, в 2010 г. в США средневзвешеннный уровень ставок составлял 2,1%, в ЕС – 2,8% (для сравнения: в Китае – 4,6%, в Индии – 7,2%, в России – 9,5%, в Бразилии – 10,2%).[1]

 Возникает вопрос, почему ЕС и США приступили к реализации своей идеи именно сейчас? Этому можно найти три объяснения – мировой кризис, который заставил приступить к поиску нестандартных решений; усиление Китая, который еще в 2009 г. вышел на первое место в мире по объему экспорта, а по итогам 2012 г. обошел США по совокупному обороту торговли; отсутствие ясной перспективы завершения Дохийского раунда ВТО.

Последнее обстоятельство повысило внимание к региональным преференциальным соглашениям по всему миру. Другое дело, что шансы на успех у них сильно разнятся. Большинство региональных торговых соглашений, а их в мире сотни, базируются на слабом фундаменте, поскольку объединяют страны, обладающие невысоким потенциалом взаимной интеграции. Интеграционный потенциал определяется многими факторами, главным из которых является уровень экономического развития участников. С этой точки зрения у намечаемого объединения очень высокие шансы на успех.

Хотя одной из причин объединения усилий США и ЕС стало укрепление конкурентных позиций КНР, самому Китаю создание ТАЗСТ принесет, скорее, выгоду. Да, Европа и Америка будут покупать больше товаров и услуг друг у друга, но важно учесть стимулирующий эффект от снижения торговых барьеров на развитие их экономик, который, в свою очередь, увеличит емкость их внутреннего рынка.

США и ЕС ожидают, что создание ЗСТ придаст новый импульс не только  их взаимной торговле, но и экономическому росту в целом. Оценки приращения ВВП называются разные – от 0,5% до 1,5%. ТАЗСТ станет самой большой зоной свободной торговли в мире. По американским оценкам, в США и ЕС будет создано более 10 млн. рабочих мест. Согласно расчетам Торговой палаты США, за пять лет ТАЗСТ обеспечит прибавку в размере 120 млрд. долл. к обороту двусторонней торговли и 180 млрд. к суммарному ВВП нового торгового блока.[2]

Улучшение экономической ситуации в странах, на которые приходится примерно половина мирового ВВП и треть оборота мировой торговли, не может не сказаться на развитии всей мировой экономики. И это влияние, как нам представляется, будет благоприятным. Увеличение импортных потребностей ЕС и США, которое произойдет вместе с ростом их экономики, пойдет на благо экспортерам не только из Китая, но и из других стран, в том числе России. Правда, пока список российских товаров, поставляемых на американский и европейский рынки, невелик и состоит преимущественно из энергоносителей и сырья. Ожидаемый переход США в разряд экспортеров энергоносителей к созданию ТАЗСТ прямого отношения не имеет, поскольку торговля этими товары и так осуществляется беспрепятственно. Последствия создания ТАЗСТ для России будут зависеть от направления, которое примет развитие российской экономики, вернее, от того, сумеет ли наша страна переломить существующую тенденцию усиления зависимости от экспорта сырья и приступить к производству промышленной продукции, востребованной на рынках развитых стран. Пока же речь может идти лишь о том, что ускорение экономического роста европейских стран будет способствовать увеличению поставок российского топлива.

Таким образом, с точки зрения развития мировой экономики, деятельность ЕС и США вселяет определенные надежды. Во всяком случае, существует вероятность того, что создание ТАЗСТ сможет взбодрить мировую экономическую ситуацию, вывести ее из того подвешенного состояния, в котором она пребывает в последние годы и, если не открыть новую страницу в формировании глобального рынка, то хотя бы сделать важный шаг в этом направлении.

 

Примечания


[1] World Tariff Profiles 2012. http://www.wto.org/english/res_e/publications_e/world_tariff_profiles12_e.htm.
[2] http://www.uschamber.com/international/agenda/transatlantic-economic-and-trade-pact.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати