Брекзит: торг начался

2423

© 26.06.2017, Андреева Т.Н.

European Union Flags2 by Thijs ter Haar // www.flickr.com/photos/124913477@N08

Спустя двенадцать месяцев после проведения референдума о выходе Великобритании из ЕС (26.06.2016) 19 июня 2017 г. в Брюсселе министр Соединенного Королевства по выходу из Евросоюза Дэвид Дэвис и главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье начали переговоры об условиях выхода Великобритании из ЕС. Эти переговоры состоят из трех взаимосвязанных этапов. На первом этапе сторонам предстоит договориться о разделе имущества. Далее речь пойдет об условиях и сроках переходного периода. И только после этого стороны начнут обсуждать соглашение о долгосрочном торговом партнерстве между Евросоюзом и Великобританией. Такой порядок и очередность переговоров установил Европейский союз, поскольку в соответствии со ст. 50 Лиссабонского договора он имеет право диктовать свои условия Великобритании. На согласование условий выхода страны по Лиссабонскому договору отводится максимум два года. В случае с “брекзитом” этот срок должен закончиться 29 марта 2019 г. – по истечении его членство автоматически прекращается. Однако предусмотрена процедура продления переговоров по обоюдному решению договаривающихся сторон.

Если соглашение об условиях выхода Великобритании все же будет достигнуто, то для вступления в силу оно должно получить одобрение 72% остающихся стран-членов, представляющих 65% населения ЕС. Помимо этого, решение должно получить поддержку депутатов Европарламента.

С самого начала переговоров британская сторона поставила своей целью создать прочные, “особые отношения” с ЕС. Повестка дня включала несколько вопросов. Предстояло внести ясность в положение о статусе и правах 3.2 млн европейских трудовых мигрантов в Великобритании и 1.2 млн британцев, живущих в странах ЕС, после “брекзита”. Особо актуальным для поддержания мира в регионе был вопрос о сохранении открытой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией. Учитывая сложность задачи, Д. Дэвис даже предположил, что урегулирование этой проблемы вполне может затянуться и продолжиться уже после согласования практически всех аспектов “развода”. Также предстояло обсудить и выработать соглашение по одному из самых спорных и болезненных положений – по вопросу о выплате Великобританией неустойки ЕС в связи с выходом в размере примерно 100 млрд евро. Среди менее масштабных, не афишировавшихся, но чувствительных для внешней и оборонной политики Соединенного Королевства, был вопрос о статусе британской военной базы “Акротири” на Кипре. Обсуждение статуса Гибралтара не было включено в переговорный процесс, поскольку эта территория относится к заморским владениям Великобритании. Вопрос с Гибралтаром предстояло урегулировать в ходе отдельных двусторонних британо-испанских переговоров.

Начало переговоров оставило ощущение, что быстрого прогресса в достижении договоренностей ожидать не приходится. Главный переговорщик от ЕС М. Барнье заверил, что Великобританию не собираются наказывать, и подчеркнул, что “честная сделка” лучше, чем ее отсутствие. При этом он не собирался идти на какие-либо уступки. Однако в случае значительного сдвига М. Барнье не исключил возможность обсуждения перспектив отношений Великобритании и ЕС еще до окончания переговоров о выходе страны из Союза.

Не способствовал успеху переговоров с ЕС и разлад в кабинете Т. Мэй, касающийся вопроса о целесообразности курса на проведение “жесткого брекзита”. Ряд членов правительства во главе с министром финансов Ф. Хэммондом выступили за осуществление более “мягкого брекзита” (то есть за достижение любого соглашения с ЕС, а не просто за выход без урегулирования условий) с более долгим переходным периодом. В британском истеблишменте появились инициативы относительно нейтрализации линии на “жесткий брекзит”, в частности предлагалось предоставить Шотландии, жители которой на референдуме 2016 г. проголосовали в массе своей против выхода, место за столом переговоров с ЕС. Видимо, такой шаг имел своей целью, если и не помешать выходу, то хотя бы смягчить жесткость “брекзита”. Другая же часть кабинета, состоящая из сторонников “жесткого” варианта, пригрозила в случае смягчения британской позиции по “брекзиту” устроить правительственный кризис.

После начала переговоров глава Евросовета Дональд Туск, новый президент Франции Эммануэль Макрон, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и новый премьер-министр Ирландии Лео Варадкар заявили о возможности для Великобритании сохранить членство в ЕС, даже несмотря на проходящие переговоры. Дополнительно, пользуясь растущей оппозицией “жесткому брекзиту” в британском обществе1 и стремясь углубить разногласия внутри кабинета, министр иностранных дел Германии З. Габриэль и премьер-министр Голландии Марк Рютте намекнули на возможность “мягкого брекзита”. Такой вариант выхода позволял бы сохранить британское членство в Едином рынке при гарантированном уменьшении влияния Европейского суда на британское законодательство. Со своей стороны, Британия дала бы согласие на сохранение некоторых (четко неназванных) элементов свободного передвижения2.

Ответом на позицию ЕС стало сделанное 22 июня 2017 г. на саммите ЕС предложение Т. Мэй. Она высказала готовность предоставить гражданам стран ЕС, прожившим в Великобритании не менее пяти лет, постоянный вид на жительство с доступом к медицинскому обслуживанию, образованию и другим социальным льготам. В обмен британские граждане, проживающих в других странах ЕС, должны получить такие же права.

Европейцы весьма оперативно продемонстрировали единство в стремлении заставить Британию отказаться от “брекзита” или, по крайней мере,  пойти на дальнейшие односторонние шаги. Так, глава Еврокомиссии Ж.-К. Юнкер заявил об ограниченном характере британских предложений. Канцлер Германии А. Меркель охарактеризовала их неплохими. Крайне негативно отнесся к ним Д. Туск, заявив, что предпочитает сначала изучить их, изложенными в письменной форме. (Британская сторона представит на обсуждение стран ЕС соответствующий документ в июле 2017 г.). Однако вопрос о перемещении из Лондона Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) и Европейской службы банковского надзора (EBA) грозит нанести серьезный ущерб солидарной позиции ЕС на переговорах3. Возможно, это один из шансов, который Британия может использовать, с целью нарушить единый фронт ЕС для получения нужных уступок.

Примечания:

1 http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/british-people-changed-minds-brexit-second-referendum-poll-finds-a7795591.html

2 http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/brexit-uk-may-secure-soft-eu-withdrawl-european-single-market-theresa-may-david-davis-gterman-foreign-a7796721.html

3 http://www.telegraph.co.uk/news/2017/06/22/eus-brexit-negotiating-unity-risk-european-nations-vie-host/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати