Внешний курс Норвегии: возврат ориентации на Север и Европу

4340

© 03.05.2017, Воронов К.В.

Norwegian Flag Pol by Pic Basement // www.flickr.com/photos/128199777@N08

Линия Осло в сфере политики безопасности неспешно смещается, как теперь зафиксировано, в сторону своих ближайших северных соседей, партнеров в Европе и несколько отходит от зацикленности на США и их интересах в Афганистане, Ираке.

Норвежское правительство опубликовало 21 апреля с.г. довольно краткий, но крайне важный документ: Meld. St. 36 (2016 – 2017) Veivalg i norsk utenriks- og sikkerhetspolitikk. Oslo,s. 451. Доклад Стортингу № 36 (2016 – 2017) - Выбор линии в норвежской внешней политике и политике безопасности. Подобные тексты часто называют Белой книгой (англ. white paper) — официальное сообщение правительства стортингу (норвежскому парламенту) в письменном виде, которое в данном случае представляли два министра – обороны (Ине Эриксен Сёрейде) и иностранных дел (Борге Бренде). Этот доклад не производит особого впечатления широким охватом, углубленным анализом, пространным описанием внешнеполитических шагов и инициатив, требующих значительных ресурсов. Но он означает нечто большее, а именно – предвещает смену вех, выбор новых путей в национальной политике безопасности страны – ближайшей соседки России на Севере Европы и в Арктике. К тому же появление новых акцентов (или возвращение к уже известным старым) в политике правящего руководства страны важно не только для наших двусторонних отношений, но для субрегионального баланса, всего комплекса межгосударственных взаимосвязей в Европе.

Из содержания данного программного документа следует, что политическое внимание Осло будет теперь вновь  обращено на своих ближайших северных соседей и  сфокусировано на европейском континенте, где и находятся важнейшие  интересы безопасности страны.

В первом абзаце II раздела обновленная картина мира сформулирована так: «Братская часть ближайших союзников Норвегии помещается в Европе. С этими партнерами мы разделяем свои ценности и интересы. Здесь находятся основы для норвежской безопасности и благосостояния» (s. 25). Хотя внешнеполитическая ориентация Норвегии остается инерционно преимущественно атлантической, коалиционное правоцентристское правительство во главе с премьер-министром Эрной Сульберг (партия «Хёйре» и Прогрессивная партия с 16 октября 2013 г.) официально декларирует намерение «укреплять европейское и северное направление в норвежской политике безопасности» (там же). Отметим, приспособление Осло к новым международным условиям протекает в рамках сложившегося благоприятного внутриполитического консенсуса, без непримиримой борьбы власти с оппозицией.

Документ открывает выразительный тезис: «Ситуация в области безопасности в которой находится Норвегия гораздо серьезнее, чем когда-либо прежде. Непредсказуем характер времени, в котором мы находимся. Известные геополитические акторы в процессе перемен. Сотрудничество подвергается проверке на прочность» (s. 5). Это вызов не только Норвегии, но и НАТО, всей системе евроатлантической безопасности. Именно на этом стратегическом фоне выразительно проявляются характерные черты развития в мире. По сравнению с 90-ми гг. выросли возможности у России, которая, как отмечается, продвигает свои интересы на международной арене (s. 14). Картину внешних угроз для норвежского правительства представляет практически вся большая непрогнозируемая сфера ближних и дальних соседей. Так, читаем: «На юге обширный пояс государств нестабильно развивается вблизи внешних границ Европы» (s.36). В самой Европе также наблюдаются неблагоприятные тенденции, которые могут подвергнуть испытаниям некоторые государства. «Мы находимся в периоде больших перемен в американской внешней политике и политике безопасности. Они воздействуют на трансатлантические отношения» (s. 11), таков лаконичный комментарий Осло относительно тех драматических изменений, которые происходят в мире.

Здесь просматривается, наконец-то, позитивное признание того, что Норвегия больше не опирается исключительно на Соединенные Штаты в своей национальной политике безопасности. Не менее знаменательно утверждение: Арктика играет более основополагающую роль для норвежской безопасности, чем Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия etc. И не менее важно для самих норвежцев публичное закрепление положения о том, что необходимо уделять бóльшее внимание северным, арктическим районам, потому что там сосредоточены норвежские национальные интересы, а не абстрактные атлантические приоритеты, например, в предгорьях Гиндукуша или междуречья Тигра и Евфрата.

Представленный «Выбор линии…» не выступает чем-то из ряда вон выходящим, не представляет собой некую революцию или прорыв. Перемены в политике безопасности у малых развитых стран на Севере обычно происходят не внезапно, резко, спонтанно, а, напротив, в результате мелких шагов, невыразительных акций, вынужденных приспособлений. Норвежское правительство в этом документе традиционно подчеркивает важность гарантий безопасности НАТО и трансатлантических уз, но в то же время, в отличие от прежних времен, предлагает провести полностью кардинальную ревизию двусторонних связей с ближайшими партнерами, даже (sic!) пересмотреть, скорректировать отношения с США. Этот пассаж звучит, несомненно, достаточно новаторски: «В то время, когда политика в Соединенных Штатах и ряде европейских стран находится в процессе перемен, мы должны попытаться оградить наши основополагающие ценности, защитить взаимное сотрудничество в тех областях, где у нас общие интересы.… Для того чтобы обеспечить наиболее возможную эффективность для наших ценностей и интересов правительство будет вырабатывать собственную стратегию долгосрочных отношений с США» (с.32). Осло, традиционно ориентировавшееся на трансатлантические связи и гарантии НАТО, долгое время было не склонно менять приоритеты. Однако поворот в норвежский позиции произошел, очевидно, из-за трансформации всех элементов национально-государственной формулы безопасности.

Действительно, перемены, о которых упоминаются в докладе, уже идут полным ходом. Так, сотрудничество северных стран в области обороны (NORDEFCO – Nordic Defence Cooperation с 2009 г.) стало более всеохватывающим и масштабным в последние годы. Оно явно выходит сегодня на гораздо более высокий уровень (контроль за воздушным и морским пространствами, обмен данными РЛС, защищенные каналы связи, проведение совместных учений etc.). И этому посвящен в документе отдельный самостоятельный раздел – s. 29-30. В дополнение к усилиям этой субрегиональной военно-политической структуры Норвегия развивает полноценную военную, военно-политическую кооперацию с другими своими северными союзниками, среди которых ФРГ, Франция, Нидерланды, Великобритания вдобавок к обширным связям с главным партнером – США. Среди наиболее примечательных акций, предпринятых Осло в последнее время, -  плановое  обновление парка устаревших многоцелевых боевых самолетов F-16 американского производства на их современные F-35 (53 ед.),  закупки новейших подводных лодок у Германии и возможное сотрудничество с Британией в сфере координации наблюдения за морской обстановкой в Северной Атлантике.

При всех информационных достоинствах означенного доклада, в том числе осторожности формулировок, взвешенности и аккуратности в оценках, всё же ряд тем, сюжетов остались, думается, за его рамками. Основной задачей политики безопасности малой страны сохраняется, таким образом, приспособление к изменяющимся реалиям. Снова проявляется, безусловно, известный контраст между словами и делами данного правящего правоцентристского кабинета, которому в сентябре предстоят очередные парламентские выборы. Принятые решения в сфере внешней политики, которые были предприняты кабинетом и нынешним составом стортинга, нельзя назвать ни независимыми, ни проевропейскими. Они были продиктованы желанием дополнительно подтвердить лояльностью заокеанскому патрону, и не служили сугубо норвежским интересам. Долгосрочный план развития вооруженных сил (ВС) страны предназначается, похоже, не для удовлетворения нужд собственной обороны Норвегии, а делает норвежцев ещё более зависимыми от американцев. Операции ВС страны, проводимые в составе ОВС НАТО на Балтике, ведут к росту военно-политической напряженности с Россией вместо того, чтобы способствовать диалогу с ней. Принятое решение о временном размещении 330 американских морпехов на военно-воздушной базе в Вернесе может стать, увы, прелюдией к созданию постоянного форпост-плацдарма Пентагоном в стране. В мае этого года парламентская ассамблея НАТО впервые намерена провести крупный научно-практический семинар на Шпицбергене, что считают недопустимым в МИД РФ ввиду особого статуса этого архипелага, и   что явно «не соответствует духу договора 1920 г.».  О неблагоприятных тенденциях свидетельствует также бойкот Осло международной деятельности в области ограничения и запрещения ядерного оружия, что идет вразрез даже с шагами, предпринятыми, в частности, соседней Швецией и Нидерландами. Хотя курсовые линии, прописанные в представленном докладе, вряд ли из разряда прорывных или абсолютно независимых, всё же в целом он дает надежду на то, что гипотетические перемены международно-политического курса Осло в долгосрочной перспективе вполне возможны.

После ознакомления с данной Белой книгой у экспертов, наблюдателей, специалистов всё же возникают новые вопросы, которые требуют ряда дополнений, разъяснений, уточнений. Насколько сильной должно быть (или желательно) сотрудничество пяти северных стран в области обороны и безопасности? Должно ли NORDEFCO превратиться в самостоятельный военный альянс, напоминающий НАТО со статьёй 5 (об автоматических гарантиях безопасности)? Какими  в перспективе будут отношения Норвегии, учитывая её исторические связи и традиционную внешнеполитическую ориентацию на Великобританию, с Евросоюзом, особенно после  выхода Британии из его состава? Каковы возможные сценарные варианты развития евроинтеграции и место, роль страны в них? Какими, наконец, станут в перспективе отношения Осло с Соединенными Штатами? Будут ли они напоминать всем известные, прежние или же начнется период качественного ослабления трансатлантических уз, дальнейший крен в сторону евроцентризма, европеизации?

Подводя итог, можно определенно констатировать: политика безопасности Норвегии вынуждена трансформироваться в условиях изменившихся непрогнозируемых тенденций политического развития континента, выразившихся в ослаблении деятельности международных институтов, усилении центробежных тенденций в ЕС, редукции структур евро-атлантической безопасности. Руководство высокоразвито-малой страны, надо думать, беспокоит расширяющийся спектр внешних угроз, укрепление позиций РФ на Балтике, в Арктике (стратегическое восстановление «фактора России»), неожиданные сигналы об отказе Вашингтона от глобального лидерства, плохо предсказуемая сегодня коррекция международно-политических приоритетов и целей команды Д. Трампа. К тому же, глобальный Север остается местом столкновения интересов главных геополитических áкторов, что создает дополнительные вызовы, «длинные» риски и  сложности.  Не приведет ли плотное возвращение Осло на Север, в ближайшее окружение, к неизбежной расстыковке партнерских интересов в НАТО, традиционных трансатлантических уз? Каковы же будут направленность, характер, перспективы самостоятельного процесса интеграции между североевропейскими странами в оборонной сфере и сфере безопасности?

Посмотрим, отследим.

Примечания:

[1] https://www.regjeringen.no/no/dokumenter/meld.-st.-36-20162017/id2549828/


Комментарии (1)

farxad

Мне понравилось, а как будет, посмотрим...


Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати