Политический кризис в ЮАР

2285

© 12.04.2017, Лебедева Э.Е.

Jacob Zuma // Photograph: Nic Bothma/AFP/Getty Images

Две недели назад в Южно-Африканской Республике (ЮАР) разразился беспрецедентный за последние десять лет политический кризис. Хроника событий такова. Президент страны Джейкоб Зума в ночь на 31 марта совершил масштабные перестановки в правительстве. Главный удар был направлен против министра финансов Правина Гордана (P. Gordhan), которого Дж. Зума за несколько дней до того отозвал из Лондона с переговоров по торговле и инвестициям, а затем уволил. Причина, озвученная президентом, – якобы Гордон, согласно докладу разведки, «вел тайные переговоры с западными правительствами с целью дестабилизировать правительство и экономику страны». Главой минфина стал министр внутренних дел Малуси Гигаба (Malusi_Gigaba), у которого нет опыта работы в финансовой или деловой сфере, но который сразу же объявил о подготовке «радикальной социально-экономической реформы» в стране.

3 апреля международное рейтинговое агентство Standart and Poor's Global (S&P) впервые с 2000 г. понизило суверенный кредитный рейтинг ЮАР в иностранной валюте с текущего BBB- до уровня BB+ с прогнозом рейтинга «негативный», обосновывая это вероятным ростом политических рисков в стране. 7 апреля уже и Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг ЮАР в иностранной и местной валютах до «мусорного» уровня, заявив, что недавние перестановки в правительстве, скорее всего, приведут к смене направления экономической политики страны. Рынки отреагировали немедленно. Ранд просел еще на 1,6% (до 13.8421 за доллар), общее его ослабление с 27 марта оценивается примерно до 10%1, к концу года ранд будет, по мнению ряда экспертов, котироваться чуть выше  1/14 доллара. Потери пяти крупнейших банков страны (Barclays Africa, Capitec, FirstRand, Nedbank and Standard Bank) в целом с 27 марта по 7 апреля составили 134 млрд. рандов, т.е. примерно 10 млрд. долл.  Индекс доверия деловых кругов к рынкам ЮАР, по данным национальной торгово-промышленной палаты, упал на 1,7 п. – в марте он равнялся 93,8 п.2 Планировалось, что на обслуживание долга в 2017/18 финансовом году ЮАР выделит более 162 млрд. рандов, что равно 10,4% расходов консолидированного бюджета3. После понижения рейтингов до «мусорного уровня» обслуживание долга значительно подорожает, а значит, меньше средств останется на инфраструктуру, образование, здравоохранение и социальные пособия, которые получают 17 млн. человек и на которые из бюджета в 2016 г. было выделено 151,6 млрд. рандов.

Оценка действий Дж. Зумы капитанами местного бизнес-сообщества была однозначно негативной. Лидер коалиции крупных бизнесменов «The CEO Initiative» заявил «о глубокой обеспокоенности и разочаровании несвоевременным и нерациональным увольнением П. Гордана. Это решение и манера, в которой оно было проведено, скорее всего, нанесет серьезный ущерб экономике, которая остро нуждается в экономическом росте и рабочих местах».

Решение президента вызвало шок и неприятие также у трех из пяти ближайших его сподвижников – членов Национального рабочего комитета правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК), с которыми он не удосужился проконсультироваться по поводу масштабных перестановок в правительстве,  чреватых крайне негативными последствиями для политического и социально-экономического развития страны. Сирил Рамапоза (Cyril Ramaphosa) –заместитель Зумы по партии, который рассматривается как наиболее реальный его преемник на посту председателя АНК и президента ЮАР, назвал решение президента уволить Гордана «неприемлемым», а обвинения в адрес последнего – «бездоказательными». Генсек АНК Гведе Манташе (Gwede Mantashe) воспринял действия Зумы как отказ признавать ведущую роль АНК в решении жизненно важных для страны вопросов. Его поддержал генеральный казначей АНК Звели Мкхизе (Zweli Mkhize). Дж. Зума нарушил, по выражению председателя антикоррупционной комиссии АНК, «принцип и традицию коллективного руководства, как внутри АНК, так и с нашими партнерами по альянсу». Лидеры же Южно-африканской компартии и крупнейшего в стране профсоюзного объединения – Конгресса южноафриканских профсоюзов, входящих в правящий альянс с АНК, вообще призвали Зуму покинуть президентский пост.

Однако 5 апреля после расширенного заседания Национального рабочего комитета АНК, в работе которого без права голоса участвовали представители региональных отделений партии, риторика и тональность заявлений генсека АНК изменилась кардинально. Он заявил, что публичная критика президента была “ошибкой” и больше не повторится, что депутаты от АНК не поддержат вотум недоверия Дж. Зуме, который намерена инициировать ведущая оппозиционная партия Демократический альянс (ДА). А поскольку 249 из 400 мест в нижней палате парламента принадлежат правящей партии, и голосование не является тайным, то никаких шансов на принятие вотума нет. Этот разворот партийной верхушки означает, что она оставила решение проблемы до национальной конференции АНК (декабрь 2017 г.), где будет избираться новый лидер партии, который, если АНК победит на президентских выборах 2019 г., и станет преемником Зумы. Это самоубийственное, по мнению многих экспертов, решение обусловлено, с одной стороны,  разгорающейся межфракционной борьбой внутри АНК,  а с другой – мнением большинства партийцев, что сохранение статус-кво является «наименьшим злом» в это смутное время. И это в условиях, когда масштабные демонстрации протеста проходят во всех крупнейших городах страны, включая столицу.

А что же Зума? Для него проблема политического выживания стоит очень остро. Согласно опросам Афробарометра, с 2011 г. по 2015 г. доверие граждан к президенту сократилось почти вдвое – с 62 до 34%. Дальнейшие его действия также  не прибавили южноафриканцам оптимизма.

За последние полтора года Зума сменил четырех министров финансов. Цель этих рокировок – поставить под свой непосредственный контроль все финансовые ресурсы, чтобы обеспечить преемственность президентской власти в пользу своей бывшей жены – Нкосазаны Дламини-Зумы, экс-главы Комиссии Африканского союза. За президентом тянется длинный шлейф скандалов коррупционного толка, и он надеется, что бывшая супруга «прикроет» его от судебных преследований. Бизнес-интересы Д. Зумы и его семьи переплелись самым тесным образом с интересами клана индийских предпринимателей Гупта. Обладая обширным и разносторонним бизнесом, в том числе в сфере добычи урана в ЮАР, братья были очень заинтересованы в сделке с Россией по строительству атомных электростанций в стране. Утверждается, что они прямо вмешивались в процесс назначения/смещения министров и руководителей госпредприятий. Эту ситуацию определили как «процесс захвата государства» (capture of the state). Президентские рокировки отрицательно сказались на финансовой системе страны в целом, вызвав сильное ослабление ранда и удешевление южноафриканских активов почти на 30 млрд. долл4. Под давлением бизнес-структур и руководства партии АНК, при нарастании призывов со стороны оппозиционных партий объявить президенту импичмент, Д. Зума в декабре 2015 г. был вынужден вернуть П. Гордана на пост министра финансов, который тот занимал весь первый период правления Д. Зумы (2009–2014 гг.).

2016 г. был отмечен беспрецедентным в посткризисный период падением темпов экономического роста – до 0,5%, углублением социально-экономических дисбалансов и нарастанием политической турбулентности. Основными внешними факторами, сдерживающими экономический рост в ЮАР, стали затяжной спад в мировой торговле, резкое снижение сырьевых цен на мировых рынках, ослабление спроса на экспортные (сырьевые) товары ЮАР со стороны Китая. Сильнейшая за последние сто лет засуха нанесла огромный ущерб сельскохозяйственному сектору. Негативное влияние на экономику оказывают и системные изъяны хозяйственного комплекса страны (архаичная энергосистема, деиндустриализация и т.п.), сложности адаптации экономики к ухудшившимся условиям торговли во время роста политических рисков. Экономический спад сопровождался увеличением бюджетного дефицита и государственного долга, который составил 50,7% ВВП. При этом 40% госбюджета расходовалось на зарплату госслужащим, госпредприятия получили кредиты на сумму 14 млрд. долл., хотя было очевидно, что они никогда не смогут их вернуть. Наблюдалось снижение уровня доверия инвесторов и деловых кругов в целом к госинститутам, в результате частные инвестиции упали во всех секторах экономики страны, и накопление капитала, по оценкам, впервые с 2010 г. сократилось. Первое, что необходимо бизнесу и что отсутствует в ЮАР – это прогнозируемость и согласованность действий правительства и президента, поскольку бизнес в ЮАР, как и в России, устал от «нащупывания дна» экономического спада.

Но более значимым для властей стало ярко выявившееся разочарование населения и его недоверие верхам, правящему режиму, АНК, показателем чего стали результаты муниципальных выборов 3 августа 2016 г. – худшие для них с 1994 г.  АНК, правда, победил в целом по стране, но набрал менее 54,6% голосов (на 8% меньше, чем в 2011 г.), потеряв поддержку в четырех из девяти провинций страны. К тому же АНК уступил оппозиции два крупнейших мегаполиса – Кейптаун и столицу ЮАР Преторию. В Йоханнесбурге АНК удалось сохранить лидерство, но он потерял большинство мест в городском совете, и мэром деловой столицы страны стал представитель Демократического альянса (ДА). Только в Дурбане, который всегда считался опорой Д. Зумы, победа АНК была предопределена. Второе место занял ДА, за которого в целом проголосовало 27% избирателей страны, что говорит, по мнению лидеров ДА, об «историческом сдвиге» в предпочтениях избирателей. На третьем месте оказалась радикальная партия «Борцы за экономическую свободу» с 8,2% голосов. Ее идеология парадоксально сочетает в себе элементы марксизма-ленинизма и черного расизма: лидеры партии настаивают на изъятии земель у белых фермеров без какой-либо компенсации.

9 февраля 2017 г. президент Д. Зума в обращении к нации пообещал “кардинальные изменения в структуре, системах, институтах и формах собственности, управления и контроля над экономикой в интересах всех южноафриканцев, особенно бедных, большинство из которых африканцы и женщины”. По сути, речь идет о давно проводимой правящим режимом политике наделения экономической властью черного населения. Поскольку конструктивных сдвигов добиться пока не удалось, президент настаивает на жестких мерах, которые не соответствуют положениям и духу конституции страны и могут привести к эскалации насилия, расовой войне. В послании Д. Зума впервые призвал отобрать земли у белых фермеров без всякой компенсации, и сразу замаячила зимбабвийская перспектива – разрушение экономики после изгнания белых фермеров из страны. Он фактически солидаризировался с Малемой – ярым носителем идей черного расизма. На повестке дня – изменение расового дисбаланса в горнодобывающей промышленности, поскольку сейчас почти всеми предприятиями этой важнейшей для экономики страны отрасли владеют местные белые и иностранцы. Так, в пересмотренном Уставе добычи полезных ископаемых (Mining Charter) содержится требование к добывающим компаниям доводить долю собственности чернокожих граждан до 26% даже в том случае, если они избавляются от своих активов тем или иным способом. Уже почти четверть века проблема перераспределения ресурсов остается столь же актуальной, сколь и очень болезненной и трудноразрешимой. Оппозиция согласна с необходимостью ее решать, но на справедливой основе в соответствии с 25-й статьей Конституции страны, которая отвергает экспроприацию без компенсации. Чтобы отменить или внести изменения в эту статью необходимо согласие двух третей депутатов национального собрания страны и шести из девяти провинций. Это чрезвычайно сложная и вряд ли выполнимая задача. Д. Зума просто использует эту тему, чтобы восстановить свой имидж лидера страны перед выборами 2019 г., укрепить поддержку со стороны сельского электората.

В бюджетном послании министра финансов от 22 февраля 2017 г.5 П. Гордан поддержал заявление Д. Зумы о необходимости радикальных социально-экономических преобразований. Но подчеркнул, что они должны реализовываться на основе экономического участия, партнерства и мобилизации всех возможностей. Эти преобразования должны объединять, а не разъединять южноафриканцев. Он призвал сформировать «новый национальный консенсус, ориентированный на решение трех взаимосвязанных проблем – бедности, безработицы и неравенства»1. Ключевые направления бюджета на 2017 г. таковы: предлагается сохранить расходы на уровне прошлого года, дополнительно привлечь в виде налогов 28 млрд. рандов, фискальный дефицит вывести на уровень 3,1% ВВП, снизить в течение трех лет государственный долг до 48% ВВП и обеспечить перераспределение бюджетных расходов в пользу  образования, медицинских услуг и деятельности муниципалитетов в сельских районах. Не вдаваясь в детализацию статей бюджета 2017 г., поскольку эта тема другой статьи, в целом можно поддержать мнение местных аналитиков, что «это бюджет перераспределения, а не роста. Ничего не сказано о главном – как страна будет менять свою нынешнюю низкую траекторию роста. Правительство явно рассматривает перераспределение богатства в качестве стратегии для улучшения перспектив роста»6, но это, добавим мы, – крайне односторонний и опасный подход, который не обеспечит устойчивого развития экономики страны.

Гордановская политика жесткой экономии, контроля казначейства над бюджетными средствами и управлением госкорпораций, временного отказа от сделок по АЭС противоречила стремлению Д. Зумы поставить под свой контроль – через преданного ему человека – все финансовые ресурсы.  Гордан должен был уйти, и его вынудили это сделать под неблаговидным предлогом. Однако слова П. Гордана, которыми он заключил свое бюджетное послание - «мы находимся сейчас на перепутье», очень точно отражают сомнения и даже растерянность политической элиты страны в определении будущего ЮАР.

Примечания:

1 Zuma Survives Calls to Quit With South Africa's ANC Backing https://www.bloomberg.com/politics/articles/2017-04-05/zuma-survives-calls-to-quit-with-backing-from-south-africa-s-anс

2 Downgrade: Where to now? http://www.fin24.com/Economy/downgrade-where-to-now-20170409-2

3 Economically illiterate leading SA to destruction http://www.fin24.com/Opinion/economically-illiterate-leading-sa-to-destruction-20170407

4 Т.В. Самарова, В.Г. Шубин. Южная Африка: время перемен? / Азия и Африка сегодня. № 1. 2017. С. 28http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2017/201701/Samarova.%20Shubin.%20UAR.pdf

5 2017 Budget Speech Pravin Gordhan Minister of Finance 22 February 2017 https://ru.scribd.com/document/340005324/Finance-Minister-Pravin-Gordhan-s-2017-Budget-Speech#

6 South Africa’s budget: some good moves, but not enough to fix mounting problems https://theconversation.com/south-africas-budget-some-good-moves-but-not-enough-to-fix-mounting-problems-73529


Выполнено при финансовой поддержке РФФИ проект №16-07-00012/16 «БРИКС: pro et contra»


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
13.06.2019

На полях Примаковских чтений, в ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН состоялась четвертая встреча экспертов, в рамках трехстороннего проекта США, Индии и России, посвященная отношениям трех стран в условиях трансформации архитектуры современного миропорядка и системы международных отношений.

подробнее...

13.06.2019

ИМЭМО РАН посетили ученые Института Европы Китайской академии общественных наук (ИЕ КАОН) во главе с директором ИЕ КАОН Хуан Пином.

подробнее...

Вышли из печати