Евросоюз начал финансировать военные исследования

2901

© 14.03.2017, Шелюбская Н.В. 

CV90 tank with Adaptive Armour by BAE Systems Plc // www.flickr.com/photos/bae_systemsplc

Евросоюз впервые со времени образования приступил к финансированию военных исследований и разработок. Еще несколько лет назад чиновники Брюсселя отрицали саму возможность финансирования военных ИР из бюджета ЕС. До настоящего времени военные ИР являлись в основном прерогативой национальных правительств, а сотрудничество развивалось в рамках различных межправительственных организаций и носило фрагментарный характер.

Свою позицию Брюссель изменил под влиянием таких факторов как  новые геополитические реалии, эскалация терроризма и растущая зависимость европейского оборонного комплекса от третьих стран. Немаловажную роль в инициировании  военного европейского проекта сыграло также и жесткое требование США к союзникам по НАТО увеличить военные ассигнования. Внес свой вклад и Brexit: Великобритания, несмотря на крупные военные расходы, всегда возражала против выхода кооперации в военных ИР за рамки НАТО. К тому же,   проект - часть более широких планов ЕС по модернизации промышленной базы стран-участниц,   с тем, чтобы обеспечить реализацию военно-стратегических задач ЕС и создать европейский рынок новой военной технологии в соответствии с Европейским Планом действий в области обороны (European Defence Action Plan (EDAP),  который был обнародован в ноябре 2016 г.1

С 2017 г. начат подготовительный трехлетний этап формирования панъевропейской программы военных исследований на 2021-2028 гг. (Preparatory Action - PA). ЕК намерена выделить на тестовый период в 2017-2020 гг., в течение которого должны быть решены организационные вопросы, сравнительно небольшую сумму - 90 млн. евро на исследования в области электроники, новых материалов, робототехники и кибербезопасности, с упором на технологии «двойного назначения». Европарламент уже одобрил финансирование военных исследовательских проектов на 2017 г.  в размере 25 млн. евро.

В случае положительных итогов тестового этапа, в новом бюджетном периоде в 2021-2027 гг. на окончательно сформированную панъевропейскую программу военных ИР предполагается направить 3,5 млрд. евро, т.е. до 500 млн. евро в год2. Кроме этого, предлагается создать фонд финансирования совместных правительственных заказов на покупку дорогого оборудования, в частности, дронов и вертолетов3. В конце 2016 г. Евросоюз уже выделил 1,4 млн. евро на три пробных пилотных проекта на 2017 г. Конкурс вызвал широкий интерес – была подана 21 заявка, включавшая 80 партнеров из 20 стран-членов.

Основной дискуссионный вопрос текущей повестки дня - форма реализации будущей программы: как отдельной программы с собственным бюджетом или в составе будущей 9-ой Рамочной программы ЕС по ИР на 2021-2027 гг. (в качестве полностью интегрированной или составной части). До настоящего времени панъевропейские программы ИР носили гражданский характер, хотя в текущей 8-ой Рамочной программе «Горизонт 2020» (2014-2020 гг.) разрешены проекты «двойного назначения». Более того, крупные промышленные компании, связанные с ВПК, активно участвуют в кооперационных проектах. Основная проблема в том, что Рамочная и военная программы строятся на кардинально различных принципах. И главное - в Рамочной программе ИР ЕС результаты исследований распространяются открыто, а в военной программе – жесткие условия распоряжения интеллектуальной собственностью и «чувствительной» информации. В ходе подготовительного этапа и должны быть решены юридические вопросы внесения военной тематики в исследовательские программы, допуска гражданских организаций к военным проектам, а также охраны интеллектуальной собственности и формирования пула экспертов для отбора заявок и оценки проектов.

Подготовительный этап администрирует межправительственное Европейское оборонное агентство Европейского Совета (European Defense Agency – EDA).   Он строится на основе конкурсов, как и «Горизонт 2020», однако условия участия и модели грантовых соглашений будут кардинально различаться, в частности, возможны закрытые конкурсы, к совместным проектам будут допускаться только страны-члены ЕС (исключение сделано для Норвегии в качестве ассоциативного члена EDA). Дания не вошла в военную кооперацию, но ее компании и отдельные исследователи смогут участвовать в проектах. Исследовательские приоритеты в основном будут определять военные министры, а не министры науки.  В первую очередь финансирование получат крупные военные корпорации типа Airbus, но в дальнейшем не исключено, что к конкурсам будут допущены отделения зарубежных компаний, в частности, США и Китая, проводящие ИР в Европе.4

Отношение научной общественности к новой инициативе ЕС неоднозначно.  Особую тревогу экспертов вызывают этические аспекты включения военных исследовательских проектов в «гражданские» панъевропейские программы ИР и сам факт использования европейского «мирного» бюджета в военных целях. Неясна возможность участия университетов в конкурсах на военные проекты ИР, поскольку европейские университеты, в отличие от американских, менее тесно связаны с военным комплексом (некоторые университеты не разрешают своим сотрудникам получать военные гранты, поскольку научные результаты военных проектов не могут открыто публиковаться).

На протяжении нескольких последних десятилетий общей тенденцией в странах Западной Европы было снижение доли военных ИР в структуре государственных расходов на науку за счет приоритетного финансирования здравоохранения, образования и фундаментальных наук. Кризис 2008 г. также способствовал дальнейшему свертыванию военных ИР и масштабов сотрудничества в этой области. В ЕС доля расходов на оборону в государственных расходах на науку за 2000-2013 гг. снизилась в ЕС с 12,9% до 4,4%. В 2013 г. расходы стран-членов ЕС на военные ИР составили около 8 млрд. евро, из которых 90% приходится на три страны – Францию, Великобританию и Германию.  А в США в 2017 г. в рамках «Оборонной инновационной стратегии» (“Third Offset Strategy”) предполагается затратить 67 млрд. евро, расходы Китая на военные ИР, по оценкам, составляют около 20 млрд. евро.5

Новый вектор европейской интеграции влечет за собой противоречивые последствия. Происходит не только изменение приоритетов в панъевропейской научно-инновационной политике, но и функционально-тематическая и институциональная трансформация деятельности ЕК, EDA, исследовательских организаций и программ.  Не исключено переформатирование национальных бюджетов: сокращение финансирования гражданских ИР на национальном и панъевропейском уровнях, в частности в области энергетики и изменения климата. С другой стороны, поддержка проектов военных ИР в частной промышленности расценивается в качестве дополнительного стимула «реиндустриализации» и ускорения отраслевого инновационного развития, т.к. новая технология все больше приобретает характер двойного использования, стирая грани между военным и гражданским применением.

Примечания:

1 Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions.  European Defence Action Plan. Brussels, 30.11.2016 COM(2016) 950 final.  http://ec.europa.eu/DocsRoom/documents/20372

2 Commission confirms the aim of new EU military R&D programme is to develop home-grown weapons. Éanna Kelly, Science|Business. http://sciencebusiness.net/news/80101/Commission-confirms-the-aim-of-new-EU-military-R-and-D-programme-is-to-develop-home-grown-weapons.

3 New defense fund approved by MEPs. http://sciencebusiness.net/news/79978/New-defence-fund-approved-by-MEPshttps://euobserver.com/institutional/135644

4 With decision-time pending, opinions vary on whether to embed military R&D in FP9. Éanna Kelly, Science|Business.  http://sciencebusiness.net/news/80134/With-decision-time-pending,-opinions-vary-on-whether-to-embed-military-R-and-D-in-FP9.

5 The future of EU defence research. Directorate-General for External Policies. Policy Department. European Parliament. March 2016. P.7. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2016/535003/EXPO_STU(2016)535003_EN.pdf


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати