Как вернуть мир Афганистану: есть ли варианты?

2028

© 27.02.2017, Куклина И.Н.

Photo by ResoluteSupportMedia// www.flickr.com/photos/isafmedia

На 53-й Мюнхенской конференции, обсуждавшей доклад с весьма интригующим названием «Пост-правда, пост-Запад, пост-порядок?», президент ИРА Ашраф Гани выразил неудовлетворение неэффективностью операции «Решительная поддержка», проводимой США после вывода основного контингента американских ВС в 2014 году. Действительно, ситуация в регионе Афганистан — АфПак — Пакистан вызывает все большую озабоченность во всем мире. Характерно, что практически накануне конференции ИГИЛ (запрещен в РФ) «отсалютовал» международному сообществу двумя резонансными терактами в ИРА и Пакистане.

Разумеется, в сложившейся на международной арене обстановке в связи с избранием президентом США Дональда Трампа, прогнозировать конкретные перспективы формирования общей стратегии мировых антитеррористических сил затруднительно. Это означает, что транснациональный терроризм, без сомнения, будет использовать любые возможности торможения этого процесса для консервации и использования конфронтационных стереотипов в отношениях России и Запада в своих интересах. А это, в свою очередь, будет способствовать укреплению роли Афганистана не только как транзитера, но и опорной базы для продвижения идеологии джихада в Центральную и Южную Азию. Дальнейшая хаотизация положения в Афганистане, близкого к борьбе всех против всех, будет только усиливать этот процесс.

Для России нарастающая нестабильность в Афганистане представляет собой весьма серьезную угрозу, которую она не может игнорировать. В худшем варианте Россия может столкнуться с возникновением в непосредственной близости от ее территории нового очага терроризма, тем более, что конфликтный потенциал в регионе ЦАР достаточно высок, а среди боевиков ИГИЛ в Афганистане велика доля выходцев из Центральной Азии и России. Учитывая все эти обстоятельства, России остается только одно - искать и содействовать поискам «разминирования» афганской проблемы, технология которого была бы приемлема и для Афганистана, и для стран-членов ШОС и других заинтересованных сторон. Особенно важно делать это сегодня, т. е. в условиях неопределенности развития политики США на афганском направлении.

В 2016 г. Россия, неоднократно заявлявшая, что афганская проблема не может быть решена военным путем, предприняла пробную инициативу содействия установлению мира в ИРА. Специальный представитель РФ по Афганистану Замир Кабулов публично заявил, что если Талибан (запрещен в РФ с 2006 г.) примет конституцию Афганистана, прекратит военные действия и разорвет связи с террористическими группировками, то РФ не будет считать его террористической организацией и готова к установлению контактов с ним. В конце 2016 г. в Москве состоялись межмидовские переговоры России, Китая и Пакистана по афганской проблеме. Они вызвали недовольство Кабула, который был возмущен тем, что проблемы ИРА обсуждались без участия его представителей. Встреча, по всей видимости, носила консультативно-информационный характер и не предусматривала подписания каких-либо совместных документов. К тому же, если Россия и Пакистан выразили удовлетворение ее проведением, то со стороны Китая не последовало никакой официальной реакции.

На встрече в Москве министра иностранных дел С. Лаврова с его афганским партнером Салахуддином Раббани была подчеркнута заинтересованность России в дальнейшем развитии сотрудничества с Афганистаном в сфере безопасности, в экономической и гуманитарной областях. Россия продолжит оказывать Кабулу помощь в поставках оружия и подготовке как военных, так и гражданских национальных кадров. С. Лавров отметил при этом, что талибы пытаются вести диалог на условиях, которые не вполне устраивают афганских коллег, однако «мы подтвердили нашу обоюдную позицию, что движение талибов должно вовлечься в диалог с учетом тех критериев, которые были заложены в резолюциях Совета Безопасности ООН и которые правительство Афганистана поддерживает» (цит. по РИА «Новости»).

В дальнейшем Россия предприняла ряд шагов, демонстрирующих ее решимость продолжить поиски мира в Афганистане в сотрудничестве с Кабулом, США и другими заинтересованными сторонами. В феврале 2017 г. РФ перестала блокировать исключение из санкционного списка СБ ООН Гульбеддина Хекматияра, который как глава группировки «Хезб-э-Ислами» активно участвовал в борьбе против советских войск, черпая миллионы долларов из американских, пакистанских и саудовских источников. Нужно отметить, что Хекматияр попал в этот список в 2003 г. по инициативе США. Исключение Хекматияра из списка террористов «мирового уровня» было обусловлено подписанием мирного соглашения между ним и афганским правительством в сентябре прошлого года при активной поддержке США и их союзников. Партия Хекматияра стала, таким образом, легальным политическим игроком на афганской арене.

В Москве в середине февраля МИД РФ провел конференцию с участием представителей правительств ИРА, Китая, Пакистана, Ирана и Индии в целях расширения формата переговоров по Афганистану. США также были приглашены на это мероприятие, но отказались от приглашения. Дипломатическая же активность России на афганском направлении нарастает. Афганская проблема обсуждалась ее представителями и на полях саммита «большой двадцатки», на встрече министров иностранных дел в Бонне, наконец, в кулуарах Мюнхенской конференции и др. Правда, как сообщают СМИ, афганская проблема была обойдена на встрече в Мюнхене С. Лаврова и нового госсекретаря США Р. Тиллерсона.

Разумеется, выдвигаемые Россией предложения с самого начала были встречены и оценены на Западе исключительно в контексте конфронтации. Известные ястребы в США однозначно восприняли российские идеи включения талибов в политический процесс как явный шаг в сторону «захвата» Афганистана и вытеснения США и НАТО из региона. Здесь сказались не только инерция конфронтации, но и нежелание или страх «потерять лицо», если понять и признать, что вся политика демократов США на афганском направлении была сплошным провалом и привела лишь к усилению глобальной угрозы терроризма, убийственному бессмыслию огромных материальных и финансовых затрат, человеческих потерь и… возрождению Талибана как политической и военной силы. По данным «Дойче Велле», сейчас в Афганистане нет ни одной провинции, где бы ни угнездились в тех или иных масштабах талибы.

С избранием Трампа президентом США ситуация еще более усложнилась. Достаточно вспомнить заявление, сделанное на Мюнхенской конференции по безопасности в 2013 г. тогдашним вице-президентом США Джо Байденом, который назвал американские операции в Ираке, Ливии и Афганистане «крупными успехами» и «моделями для будущих поколений». Отказ от этой красивой картинки видения мира и трезвая оценка афганских реалий руководством США могли бы существенно повлиять на развенчание политики конфронтации. Однако как демократам, так и ряду республиканцев, вероятно, не под силу такой поворот в восприятии афганской проблемы и в целом политики США на Ближнем Востоке, как и объективная оценка российских намерений.

Официальный Кабул также, по вполне понятным причинам, выражает недовольство контактами между РФ и талибами. Ашраф Гани утверждает, что без помощи Пакистана Талибан не продержался бы и месяца. Одновременно, надеясь на традиционное весеннее наступление правительственных сил против талибов и помощь США, он выражает командующему операцией «Решительная поддержка» Джо Николсону свое неудовлетворение ее слабой эффективностью, несмотря на «внеплановое» увеличение воинского контингента до 13 тыс. человек в феврале 2017 года. Обеспокоенность президента ИРА в связи с афганскими инициативами России вполне понятна. Кабульское правительство слабо контролирует положение в стране и понимает, что без помощи американцев оно может потерять все. Мирное соглашение с Хекматияром не является гарантией укрепления позиций Кабула, как политический лидер он неоднократно демонстрировал, что способен использовать любые обстоятельства для достижения собственных целей.

В военных кругах США встречаются специалисты, понимающие, что без умиротворения талибов достижение мира в Афганистане невозможно. В то же время давление конфронтационных стереотипов может не позволить США пойти на сотрудничество с Россией, несмотря на то, что Москва приветствовала бы подключение американцев к мирным переговорам. Инициативы России, кстати, отнюдь не связаны с проблемой выведения иностранных войск из ИРА. Этот вопрос мог бы рассматриваться на основе сотрудничества в зависимости от успехов мирного процесса, поддерживаемого всеми заинтересованными сторонами и прежде всего Кабулом. Главный приоритет - нагнетание конфронтации с Россией, а очевидная необходимость разрушения глобального терроризма отодвигается на второй план. Иными словами, до сего времени политика США базируется на призрачных «аксиомах» прошлого. Для мира в Афганистане, по мнению Вашингтона, необходимо «победить» Талибан. Инициативы России в контексте этих «аксиом» примитивизируются и искажаются. Москва якобы хочет «дружить» с Талибаном лишь для того, чтобы убрать войска США и НАТО из Афганистана и захватить тамошние американские базы.

На деле не будет большим преувеличением сказать, что мирное решение афганской проблемы все в большей мере становится ключом для обеспечения безопасности огромного региона, условно очерченного границами ШОС. Укрепление стабильности мирного развития Афганистана открывает перспективы для недопущения экспансии транснационального терроризма, а также решения других конфликтных проблем, осложняющих отношения между государствами и мешающих становлению атмосферы доверия во всех областях межстранового сотрудничества в регионе. Это касается проблем АфПак, Кашмира, сохранения мира на постсоветском пространстве, развития отношений с Ираном и др.

В целом общий политический потенциал заинтересованных сторон более чем достаточен для установления мира в Афганистане. Разумеется, многое в продвижении к этой цели будет зависеть от США. И поскольку инициативы вовлечения Талибана в мирное строительство в их собственной стране исходят из России, достижение взаимопонимания в подходе к перспективам решения афганской проблемы может оказаться весьма нелегким делом. Для реализации предложений, отвечающей интересам Афганистана и всего региона, нужна согласованная поддержка членов ШОС, а также непредубежденный взгляд на афганскую ситуацию из Вашингтона. Иными словами, мирная развязка «афганского ребуса» зависит от общих тенденций в развитии объединительных усилий мирового сообщества в борьбе со злом терроризма.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати