Приоритеты Великобритании на будущих переговорах о выходе страны из ЕС

2119

© 20.01.2017, Андреева Т.Н. 

Theresa May // photo by Policy Exchange - www.flickr.com/photos/policyexchange

После отставки 3 января 2017 г. Айвара Роджерса, недавно назначенного на пост  постоянного представителя  Великобритании в ЕС, британский премьер-министр Тереза Мэй подверглась критике со стороны парламентской оппозиции за отсутствие четкого плана выхода страны из ЕС. Британский премьер испытывала дополнительное давление со стороны британского общества в свете ожидаемого (24 января 2017 г.) вердикта Верховного суда Великобритании по вопросу о начале процедуры выхода страны из Евросоюза без разрешающего мандата парламента. Пикантность ситуации придавали жесткие высказывания германского канцлера Ангелы Меркель о неготовности идти на уступки Великобритании на будущих переговорах по выходу страны из ЕС.

Для того чтобы снять домыслы и спекуляции вокруг британской позиции на будущих переговорах с ЕС 17 января 2017 г. британский премьер озвучила план правительства из 12 пунктов по выходу страны из состава ЕС в течение двух лет1. Главная цель плана Т. Мэй заключалась в создании нового, равноправного и конструктивного партнерства между Британией и Европейским Союзом в результате выхода страны из этой организации. Должны были сохраниться союзнические и дружеские отношения между Соединенным Королевством и ЕС.

Создание такого партнерства являлось одним из пунктов гораздо более широкого плана, поставленного Т. Мэй перед своим кабинетом и народами Соединенного Королевства. Преследуется цель - вывести страну с европейского на глобальный уровень, сделать из европейской Британии державу первого плана. Достижение этой цели, по замыслу Т. Мэй, должно было помочь объединить и сплотить четыре нации Соединенного Королевства, а также все британское общество, включая живущих и работающих в стране иммигрантов. На обретение Великобританией роли глобального игрока было направлено и начатое строительство двух авианосцев («Королева Елизавета» и «Принц Уэльский»),нескольких фрегатов и патрульных кораблей, оснащенных современной боевой авиацией2, и принятие решения об обновлении ядерных сил сдерживания морского базирования (строительство 4 новых субмарин класса «Преемник» с ядерным оружием на борту)3.  В своем  выступлении, названном «Британия расширяет свое глобальное военное присутствие» (“Britain extends global Defence reach”), министр обороны Великобритании Майкл Фэллон 12 декабря 2016 г. определил три сферы международного военного присутствия - Западная Африка, район Персидского Залива и Юго-Восточная Азия4. Позиционируя так страну в международных делах, Т. Мэй продолжает планы ее предшественника и однопартийца бывшего премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.

План нового британского премьера включил традиционный для британских консерваторов подход. Собираясь действовать в интересах Великобритании и ЕС, Т. Мэй выразила готовность сохранить лучшие из достигнутых договоренностей во время членства страны в Союзе и на основе поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений договориться о новых взаимовыгодных условиях сотрудничества с Европой. Так в целях сохранения тесной дружбы, надежного партнерства и союзнических отношений между Великобританией и ЕС она собиралась сохранить положения об открытой границе, свободе передвижения и торговле между Великобританией и Ирландией. В ходе выведения из-под юрисдикции Европейского суда законотворческого процесса в Великобритании, Т. Мэй планировала инкорпорировать в британское законодательство уже созданные и принятые ЕС законы с последующей отменой некоторых из них по решению британского парламента. Несмотря на запланированное возвращение себе полного контроля за иммиграцией из стран ЕС, британский премьер намеревалась гарантировать сохранение прав граждан ЕС живущих в Великобритании и британских подданных в других странах ЕС, а также права рабочих на основе европейского законодательства и расширить их права в вопросах трудового законодательства и мер социальной защиты. Мэй высказывала заинтересованность в сохранении существующего сотрудничества с европейскими странами в области науки, образования и здравоохранения. Особое значение, по ее мнению, будет иметь продолжение сотрудничества со странами ЕС в области обороны и безопасности, а также совместная борьба с терроризмом и международной преступностью благодаря обмену данными разведок, выполнению санкций против России, продолжению сотрудничества с Францией5, членству в СБ ООН и НАТО, а также сохранению независимого ядерного потенциала сдерживания.

Не ставя задачу сохранения в какой бы то ни было форме членства страны в ЕС как мешающего осуществлению глобальных планов Великобритании, Т. Мэй высказалась за свободную торговлю с Европой на основе заключения нового соглашения с максимально убранными таможенными барьерами без соблюдения четырех свобод Европейского Союза и необходимости вносить взносы в евробюджет. При этом отсутствие таможенного союза с ЕС в прежнем виде позволило бы Великобритании выйти на глобальную арену в качестве независимой страны для заключения сделок с новыми и старыми партнерами в рамках ВТО. Предполагается  возобновление сотрудничества на новой основе со странами Содружества (уже начались переговоры с Австралией, Канадой, Индией и Новой Зеландией), с ведущими экономиками Персидского залива  (с Саудовской Аравией, Катаром и Бахрейном), Африки, Латинской Америки (уже имеются договоренности с Аргентиной и Колумбией) и теперь с приходом к власти Дональда Трампа с США6. Говоря о взаимовыгодности сохранения беспошлинной торговли с ЕС, британский премьер не исключила возможности сохранения ограниченного членства в существующем таможенном союзе. Фактически, этой частью своей речи она ответила на нежелание канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда идти на уступки британским интересам, сохраняя, таким образом, вторую экономику Евросоюза в качестве члена организации.

Принятие окончательного решение о выходе страны из Евросоюза Т. Мэй оставила за британским парламентом, который спустя два года переговоров должен будет одобрить новые отношения с Европой. Таким образом, британский премьер придала легитимность началу и самому процессу переговоров о выходе страны из Евросоюза и сделала попытку преодолеть раскол в обществе на сторонников и противников «брекзита». Первые должны были удовлетвориться фактом начала переговоров о выходе страны из Союза, а вторые - успокоиться, поскольку окончательное слово в этом вопросе осталось за парламентом, который должен будет выбрать правильное решение.

Примечания:

1 Theresa May’s Brexit speech in full: Prime Minister outlines her 12 objectives for EU negotiations. The Independent. 17 January 2017. http://www.independentt.co.uk/news/uk/home-news/full-text-theresa-may-brexit-speech-global-britain-eu-european-union-latest-a7531361.html

2 National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015. A Secure and Prosperous United Kingdom. Cm9161. November 2015; National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015: First Annual Report 2016. December 2016. https://www.gov.uk/government/publications/national-security-strategy-and-strategic-defence-and-security-review-2015-annual-report-2016

3 Fallon M. The UK decides to renew continuous at sea deterrent. 19 July 2016. https://www.gov.uk/government/news/the-uk-decides-to-renew-continuous-at-sea-deterrent

4 Fallon M. Britain extends global Defence reach. 12 December 2016. https://www.gov.uk/government/news/britain-extends-global-defence-reach

5 Baldwin H. UK Strengthens Defence Partnership With France. 16 December 2016. https://www.gov.uk/government/news/uk-strengthens-defence-partnership-with-france

6 Watts J. Brexit: UK will “front of line” for US trade deal, Donald Trump’s tream tell Boris Johnson. The Independent. 10 January 2017. http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/brexit-us-uk-trade-deal-donald-trump-boris-johnson-reassurance-front-of-line-a7518131.html


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.09.2019

В ИМЭМО РАН состоялась встреча с делегацией китайских экспертов-международников. Обсуждались вопросы стратегической стабильности и безопасности, глобального управления, взаимоотношений между США, Китаем и Россией.

подробнее...

19.09.2019

В Центре азиатско-тихоокеанских исследований состоялся круглый стол с участием делегации Министерства по делам объединения Республики Корея во главе с советником министра по политическим вопросам Ким Чжон Су.

подробнее...

Вышли из печати