Эксперименты с безусловным основным доходом в европейских странах


© 29.12.2016, Квашнин Ю.Д. 

photo: Labor Statue (Tampere, Finland) \\ by Bart Everson (https://www.flickr.com/photos/editor)

Начиная с января 2017 г. в Финляндии стартует рассчитанная на два года пилотная программа по предоставлению жителям страны ежемесячного базового дохода в размере 560 евро. Этот эксперимент, подготовленный Институтом социального страхования Финляндии (KELA), станет промежуточным итогом продолжающихся уже более четырех десятилетий дискуссий1 о том, могут ли традиционные социальные программы быть заменены регулярными денежными выплатами со стороны государства.

Согласно информации, опубликованной на официальном сайте KELA2, получателями базового дохода станут 2 тыс. случайно выбранных безработных граждан в возрасте от 25 до 58 лет. Указанная выше сумма им будет выплачиваться вне зависимости от того, есть ли у них дополнительные источники дохода и смогут ли они за время действия эксперимента устроиться на работу. В то же время участники программы не смогут получать традиционные выплаты, включая пособия по безработице, социальные пособия, жилищные субсидии, стипендии для студентов и т.д. Однако для того, чтобы никто не оказался «в минусе», в том случае если прежние выплаты, на которые мог рассчитывать гражданин, превысят размер его базового дохода, государство возместит ему недополученную сумму.

Почему именно в Финляндии правительство решилось на столь масштабный эксперимент? Многие комментаторы объясняют это высокой восприимчивостью данной страны к инновационным идеям, в том числе в социальной сфере, стремлением находить и внедрять новые решения, даже те, которые могут показаться неоднозначными. Но есть и другая причина: в последние годы в Финляндии сложилась весьма неблагоприятная ситуация на рынке труда. В ноябре 2016 г. без работы находилось 8,1%3 экономически активного населения страны, что примерно соответствует среднему уровню по ЕС, но является самым плохим показателем среди стран Северной Европы. И виной тому не только объективные сложности, с которыми столкнулись крупные финские компании в ходе кризиса, но и специфика существующей в стране системы социального обеспечения, при которой поиск работы зачастую оказывается невыгодным. Так, многие молодые финны, которым не удается найти полноценную работу, предпочитают получать социальные выплаты, нежели выходить на временную низкооплачиваемую работу, а затем вновь проходить сложную процедуру постановки на учет в качестве безработных. Базовый доход, по мнению авторов программы, позволит устранить эту проблему. Также предполагается, что благодаря замене многочисленных пособий на фиксированную сумму удастся существенно сократить издержки на бюрократию, которая отвечает за предоставление социальных услуг населению.

В некоторых СМИ реализуемый в Финляндии проект характеризуют как попытку апробировать набирающую популярность идею введения «безусловного основного дохода» (БОД), который бы выплачивался всем жителям страны без привязки к их возрасту, трудовому статусу и уровню благосостояния. Однако, строго говоря, базовый доход по-фински можно назвать БОД лишь с большой натяжкой. Во-первых, предложенная KELA схема не является универсальной, охватывая лишь одну категорию населения, а именно безработных граждан, принадлежащих к одной возрастной категории. При этом для других потенциально уязвимых социальных групп (например, молодежи, многодетных семей, матерей-одиночек) такие программы не предусмотрены. Во-вторых, концепция БОД предполагает выплату достаточной суммы для нормальной жизни всех граждан. Однако, по расчетам Национального института здравоохранения и социального обеспечения Финляндии, для финнов, имеющих собственное жилье, порог бедности составляет 837 евро, а для тех, кто снимает квартиру — от 1077 до 1234 евро4 (в зависимости от региона проживания). Согласно проведенному в стране опросу общественного мнения, с точки зрения граждан, выступающих за введение базового дохода (а таких 69%), ежемесячные выплаты должны составлять 1000 евро5, что почти вдвое превышает сумму, предусмотренную программой. В‑третьих, базовый доход в Финляндии заменит не все социальные услуги, а лишь денежные выплаты и субсидии. С точки зрения многих приверженцев концепции БОД это ограничение делает эксперимент неполным. В частности, услуги здравоохранения будут оказываться государством на прежних условиях, хотя теоретически можно было бы перечислять гражданам дополнительную сумму денег, на которую они сами покупали бы медицинскую страховку6.

По завершении двухлетней программы финские власти планируют выяснить, будет ли базовый доход способствовать более активному вовлечению граждан в рынок труда (то есть станет ли он дополнительным стимулом для выхода на работу, в том числе низкооплачиваемую) и насколько серьезной окажется экономия на бюрократических расходах благодаря упрощению системы социальных выплат. В случае достижения положительных результатов вероятно проведение новых экспериментов с базовым доходом (или, как вариант, введением отрицательного подоходного налога для малообеспеченных граждан), которые будут охватывать более широкие слои населения и, возможно, предполагать более существенные денежные выплаты.

Финляндия — не единственная европейская страна, где жизнеспособность концепции БОД решено проверить на практике. Похожий эксперимент, но с более скоромной выборкой, запланирован в Нидерландах: в течение двух лет 250 безработных граждан, получающих пособия от государства, будут ежемесячно получать по 960 евро. Для того чтобы определить, как гарантированные денежные выплаты влияют на трудовую мотивацию, предлагается также разделить граждан на несколько групп. Одни будут получать гарантированный доход без всяких обязательств, другим в дополнение к нему будет предоставляться 150 евро в конце месяца в случае выполнения ими волонтерских работ, третьи получат те же 150 евро в начале месяца, но в случае невыполнения волонтерских работ должны будут эту сумму вернуть7.

Еще одной страной, в которой в ближайшем будущем могут быть опробованы тестовые схемы введения базового дохода, является Франция, где обсуждаемая в парламенте идея провести трехлетний эксперимент, охватывающий до 30 тыс. граждан, была поддержана бывшим премьер-министром М. Вальсом8. Правда, нельзя исключать, что заявления французского политика связаны с набирающей обороты президентской кампанией, в которой он выступает кандидатом на должность главы государства от Социалистической партии.

Частичная замена традиционных форм социального обеспечения обсуждается и в Греции. В этой стране практически все исследователи сходятся во мнении, что в условиях кризиса наибольшая поддержка оказывалась не тем, кто в ней действительно нуждался, а привилегированным слоям населения — вышедшим в отставку госслужащим, работникам госпредприятий и т.д. В связи с этим экспертами (а также некоторыми политиками) предлагаются новые схемы, включая частичное внедрение базового дохода. На официальном уровне эта идея впервые прозвучала из уст бывшего министра финансов Я. Варуфакиса, который на переговорах в рамках Еврогруппы предлагал ввести гарантированные выплаты для граждан в возрасте от 50 до 65 лет9. Однако эта идея не нашла понимания у международных кредиторов, опасающихся дальнейшего роста нагрузки на греческий бюджет.

 Очевидно, что по мере реализации экспериментов с базовым доходом интерес к данной концепции будет возрастать. Вместе с тем, перспективы использования БОД как полноценной замены социальному государству пока представляются малореальными как с экономической точки зрения (большинство расчетов показывает, что гарантированные выплаты всем гражданам потребуют гигантских государственных расходов, неподъемных даже для самых богатых стран Европы), так и с политической. В этом плане показателен пример Швейцарии, где вынесенная в июне 2016 г. на референдум инициатива о внесении в конституцию права на получение БОД была отвергнута подавляющим большинством (77%) граждан. Более вероятным представляется введение гарантированных выплат для конкретных категорий населения, прежде всего для тех, кому сложнее всего адаптироваться к изменениям на европейском рынке труда, связанным как с сохранением кризисных тенденций в экономике ЕС, так и с внедрением новых технологий, вследствие которых труд миллионов жителей объединенной Европы может оказаться невостребованным.

Примечания:

1 Подробнее о дискуссиях о безусловном основном доходе в Финляндии см.: Бурнаева Е.М. Базовый доход по-фински. Актуальный комментарий ИМЭМО РАН. 01.12.2015. URL: www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2014

2 KELA. Basic Income Experiment 2017–2018. URL: www.kela.fi/web/en/basic-income-report-changes.

3 Statistics Finland. 20 December 2016. URL: www.stat.fi/til/tyti/2016/11/tyti_2016_11_2016-12-20_tie_001_en.html.

4 THL: 440,000 Finns live in poverty. Helsinki Times, 28 October 2016. URL: www.helsinkitimes.fi/finland/finland-news/domestic/14320-thl-440-000-finns-live-in-poverty.html.

5 Finland's Basic Income Experiment Is Too Timid. Bloomberg, 31 August 2016. URL: www.bloomberg.com/view/articles/2016-08-31/finland-s-basic-income-experiment-is-too-timid.

6 Подобные схемы с обязательным перечислением гражданами фиксированной части БОД в фонды медицинского страхования описаны в ряде научных публикаций. См., например: Murray C. The Social Contract Revisited. Guaranteed Income as a Replacement for the Welfare State. URL: www.fljs.org/files/publications/Murray.pdf.

7 The Netherlands' Upcoming Money-for-Nothing Experiment. The Atlantic, 21 June 2016. URL: www.theatlantic.com/business/archive/2016/06/netherlands-utrecht-universal-basic-income-experiment/487883.

8 Valls M. Volontarisme, bon sens et simplification : faire vivre la solidarité. URL: www.facebook.com/notes/manuel-valls/volontarisme-bon-sens-et-simplification-faire-vivre-la-solidarit%C3%A9/1146294912117518.

9 Greek finance minister's letter to the Eurogroup. Reuters, 24 February 2015. URL: www.reuters.com/article/us-eurozone-greece-text-idUSKBN0LS0V520150224.


Актуальный комментарий подготовлен при поддержке гранта РГНФ № 14-07-00048a «Трансформация концепции и практики социального государства в странах Евросоюза в условиях кризиса».


к списку



полная версия страницы
© ИМЭМО РАН, 2017 (https://www.imemo.ru)