К итогам Саммита АТЭС в Лиме

2103

© 27.11.2016, Федоровский А.Н.

photo from // forex-images.mt5.com

Анализ первых итогов Саммита АТЭС, завершившегося 20 ноября 2016 г. в столице Перу Лиме, позволяет сделать ряд предварительных выводов. Они касаются как результатов официальной повестки дня, так и дипломатических переговоров, дискуссий и комментариев, сопровождавших это событие. Встречи, традиционно проходившие «на полях» форума, также имеют большое значение с точки зрения перспектив развития регионального экономического сотрудничества.

На Саммите был принят ряд документов, важнейшими из которых являются Декларация руководителей стран АТЭС и Лимская декларация об Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ). Среди других документов – Дорожная карта обеспечения конкуренции в сфере услуг и Лимское заявление о борьбе с коррупцией.

Лимская декларация лидеров тихоокеанских государств отмечает главные темы состоявшихся дискуссий: интеграция и повышение качества роста членов АТЭС; совершенствование регионального рынка продовольствия; повышение возможностей использования потенциала малого и среднего бизнеса (кроме того, в заявлении упоминается микро-бизнес); развитие человеческого капитала.

Решения Саммита носят рекомендательный характер. Тем не менее, они ставят задачи, выполнение которых членами АТЭС должно способствовать экономическому росту и региональному сотрудничеству. Отмечая потребность в сбалансированном, инклюзивном и устойчивом росте, в Декларации подчеркивается злободневность повышения в регионе качества жизни и обеспечения социального равенства. Доступ женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями к деловой активности призван придать импульс экономическому росту и улучшить социальную среду. Достижения сдвигов в этой области в принятом документе связывается с необходимостью активизировать усилия по повышению уровня образования. Речь идет о гарантии его доступности, а также о формировании системы обучения и переподготовки на протяжении всего цикла активной жизнедеятельности. Отдельно отмечается потребность поддержания распространения знаний в области математики, точных наук и инженерных специальностей. Важной сферой, требующей активной поддержки и регионального сотрудничества, названа медицина, призванная кардинально улучшить качество жизни.

В Декларации подтверждается необходимость содействия функционированию цепочек добавленной стоимости в рамках Плана действий на 2017-2020 гг. по поддержанию развития подобных кооперационных связей. В связи с этим отмечается прогресс в создании к 2018 г. соответствующей информационной базы (Trade in Value-Added (TiVA) Database). В сфере поддержки инноваций упор сделан на поручение правительствам согласовывать меры содействия расширению цифровой торговли и интернет экономики.

Среди отдельных отраслей экономики особых упоминаний заслужили меры по развитию регионального рынка продовольствия и сферы услуг, а также продолжение курса на модернизацию региональной инфраструктуры, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Эксперты с интересом ожидали появление в документах Саммита Декларации об Азиатско-тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ), идея которой была инициирована Китаем. Ожидания подогревались, с одной стороны, заявлениями избранного президента США Д. Трампа о бесперспективности Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП), с другой стороны, попытками Китая активизировать интеграционные процессы в АТР в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Между тем, одобренный в Лиме документ носит достаточно общий характер. В нем подтверждается необходимость выполнения Богорских соглашений к 2020 г. и намечается подготовка к этой дате основных принципов и сроков перехода к АТЗСТ. Впрочем, трудно было бы рассчитывать на другую более амбициозную  постановку вопроса на данной стадии обсуждения.

Одобренная в Лиме декларация о АЗТСТ определяет рамки и направления предполагаемого соглашения о зоне свободной торговли. В ней декларируется намерение опираться на идеи и предложения, наработанные при подготовке ТТП и ВРЭП. Среди актуальных вопросов повестки дня названы тарифное и нетарифное регулирование, торговля услугами, нормы контроля инвестиционных обменов, правила определения происхождения экспортируемых товаров.

Некоторые неопределенности содержатся в трактовке вопросов регулирования региональной торговли и движения инвестиций. С одной стороны, декларируется приверженность принципам и нормам, устанавливаемым ВТО. С другой стороны, провозглашается стремление подготовить соглашение, рассчитанное на решение будущих проблем развития торговли и инвестиционных обменов (“next generation trade and investment issues”). Чему будет в этом случае отдаваться приоритет – правилам ВТО или интересам АТЗСТ, остается неясным. Столь же неопределенным выглядит тезис о намерении интегрировать уже существующие между членами АТЭС двусторонние и многосторонние соглашения о зонах свободной торговли в единый договор, действия которого распространятся на весь регион. Пока дорожной картой предполагается проведение инвентаризации этих соглашений, фокусируясь на выявлении существующих различий и противоречий. Затем намечается поиск подходов к снятию противоречий действующих соглашений о ЗСТ с последующим переходом к выработке новых норм регулирования (“next generation trade and investment issues”), соотнося выработку своих предложений с ВТО.  Однако  можно предположить, что сложности вызовет решение, какие принципы ЗСТ целесообразно принять за базовые, а какими допустимо пожертвовать.

Тем не менее, уже достигнутые соглашения представляют собой шаг вперед в деле формулирования интеграционных приоритетов. Теперь многое будет зависеть от позиции крупнейших экономик АТР, в первую очередь США и Китая. Будут ли, и в какой мере Соединенные Штаты участвовать в переговорах о АТЗСТ? Удастся ли Китаю реализовать свои претензии на региональное лидерство? Насколько активной будет внешнеэкономическая дипломатия других тихоокеанских стран? Не ограничится ли диалог между ними рамками двухсторонних переговоров, как предполагает Трамп? Каковы в этом случае перспективы субрегиональных соглашений? Ответы на эти вопросы во многом определят повестку дня деятельности АТЭС уже в среднесрочной перспективе.

В последние годы среди экспертов возникали дискуссии о необходимости существования АТЭС. Множились обвинения в превращении этой организации в «пустую говорильню». Главный вывод, который можно сделать после Саммита в Лиме, состоит в том, что недвусмысленно проявилась заинтересованность тихоокеанских государств в самом существовании АТЭС. По-прежнему востребованы статистические данные, оценки основных вызовов и возможностей развития, собранные и обработанные государственными и общественными организациями, коммерческими структурами и предоставляемые в обобщенном виде АТЭС. Большую роль играет АТЭС в качестве переговорной площадки, возможностями которой активно пользуются главы государств и правительств. В нынешних условиях, когда план реализации ТТП находится под угрозой, а контуры создаваемой ВРЭП все еще расплывчаты, значимой становится роль АТЭС в поддержания диалога между оппонентами.  Посреднической функции АТЭС способствует тот факт, что не только ТТП и ВРЭП, но и АТЗСТ предполагается реализовать вне рамок АТЭС. Это дает членам организации возможность «оставаться в повестке дня» при сохранении переговорного пространства для дипломатического маневра.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
19.02.2020

Состоялось заседание Ученого совета Института. На повестке дня был представлен доклад Эдуарда Соловьева на тему «Новый этап украинского кризиса: основные вызовы и тенденции развития».

подробнее...

18.02.2020

За заслуги в изучении российско-индийских отношений Алексей Куприянов и Яна Садовникова награждены медалью "За выдающиеся академические успехи памяти профессора Г.Л. Бондаревского".

подробнее...

Вышли из печати