Позиции кандидатов в президенты США по вопросу будущего американской энергетики

3187

© 25.08.2016, Дмитриев С.С.

Wind Farm Drive-by // by www.flickr.com/photos/cwsteeds

В ходе текущей президентской предвыборной кампании выявились как значительные расхождения, так и «поразительное» сходство подходов кандидатов от демократической и республиканской партий к вопросам реформирования энергетической политики США. При этом лидерство в мировой энергетике заявлено обеими партиями в качестве стратегической цели экономической и внешней политики Соединенных Штатов, в частности, по причине привлекательности этого тезиса в плане завоевания голосов избирателей.

По ряду других вопросов позиции кандидатов на пост президента США выглядят как диаметрально противоположные. Так, кандидатом от демократической партии Х. Клинтон изменение климата априори признается глобальной угрозой, которую мировое сообщество способно и должно устранить как можно скорее. Она пообещала, что приложит усилия к тому, чтобы богатые страны выделили 100 млрд. долл. на поддержку развивающихся стран в их борьбе с изменениями климата. Кандидат от республиканской партии Д. Трамп, напротив, объявил проблему глобального потепления грандиозной мистификацией, “выдуманной китайцами”, в том числе для того, чтобы сделать американскую обрабатывающую промышленность неконкурентоспособной.

Изложенный в предвыборной платформе демократов план преобразования энергетической политики расценивается американскими аналитиками как продолжение инициированных администрацией Обамы реформ, одним из последствий которых явилось укрепление позиций Белого дома, министерства энергетики, госдепа и Агентства по охране окружающей среды в вопросах регулирования деятельности ТЭК.

Их кандидат акцентирует основное внимание на развитии низко углеродной энергетики. Х. Клинтон заверила своих избирателей в том, что она предпримет все необходимые меры для того, чтобы Соединенные Штаты стали “сверхдержавой чистой энергии XXI века” (energy superpower of the 21st century). В течение ближайшего десятилетия намечается довести долю чистой энергии в общей выработке электроэнергии до 50%, в совокупном энергопотреблении до 25%, а также обеспечить потребности всего жилого сектора и правительственных учреждений в электроэнергии из чистых источников.

Основной упор при этом делается на природный газ и солнечную энергетику. По расчетам экспертов, необходимо увеличить производство солнечной энергии как минимум в семь раз. Для этого в течение ближайших четырех лет намечается установить 500 млн. солнечных панелей. Х. Клинтон намерена инициировать программу госсубсидий в размере 60 млрд. долл. для городов и муниципальных образований с целью стимулировать использование ими чистых источников энергии1.

Демократы обещают отменить субсидии для нефтегазовой отрасли, что не удалось сделать Б. Обаме, сохранив при этом действующие налоговые льготы для возобновляемых источников энергии. Они также считают оправданным вводить запреты на фрекинг, если на этом настаивают местные жители, а также в тех случаях, когда нефтегазовые компании используют опасные химикаты или возникает угроза выбросов метана или загрязнения грунтовых вод.

Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что углеводородная энергетика имеет мощную поддержку не только в конгрессе, но и среди значительной части избирателей, демократическая партия не готова предлагать меры, напрямую дискриминирующие добычу и применение ископаемого топлива. Прицел делается на постепенный отказ от углеводородов лишь в долгосрочной перспективе, а на переходный период предлагается увеличить использование природного газа в качестве “моста” на пути в низко углеродное будущее.

Напротив, республиканский кандидат убежден в том, что энергетическая программа, предложенная Б. Обамой и поддержанная Х. Клинтон, ослабляет позиции США в мире, ставит барьеры на пути развития американской энергетики. Обама, как утверждает Д. Трамп, “убил” угольную отрасль, блокировал добычу нефти и газа, ослабил энергетическую независимость страны. Проявлениями такой политики являются, по мнению кандидата от республиканской партии, наблюдаемое снижение численности установок для бурения на нефть и природный газ, а также сокращение занятости в нефтегазовой отрасли. И, если к власти придет Х. Клинтон, “кандидат из прошлого” (candidate of the past), способная предлагать лишь половинчатые решения (half-and-halfism), ситуация на этом направлении может только ухудшиться.

По словам Д. Трампа, “политические активисты с радикальной повесткой дня” не должны составлять правила для ТЭК. Напротив, следует отменить избыточное регулирование, убрать лишних чиновников и заменить их экспертами, которые знают, как создавать рабочие места.

Сам Д. Трамп считает необходимым сосредоточиться на борьбе с реальными, а не выдуманными вызовами. По его словам, в случае своей победы на выборах, он будет настаивать на выходе США из Парижского соглашения по углублению глобального реагирования на угрозу изменения климата, которое “дает иностранным чиновникам контроль над использованием энергии на нашей земле, в нашей стране”. Он также пообещал, что прекратит выплаты по программам глобального потепления ООН, отменит некоторые ранее одобренные меры по защите экологии.

В предвыборной платформе республиканской партии говорится о намерении развивать все виды энергоносителей. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) смогут свободно развиваться, но только не за счет углеводородной энергетики. На практике это может трансформироваться в отмену целевых параметров и субсидий для развития ВИЭ, что делает дальнейшее развитие ветряной, солнечной, геотермальной и приливной энергии, а также производство биотоплива на данном этапе практически неконкурентоспособным. Некоторые аналитики расценивают это обстоятельство как скрытое неприятие возобновляемой энергетики, которую Д. Трамп относит к “непроверенным технологиям”.

Ядерная энергетика не входят в число приоритетных направлений ни для одной из противоборствующих партий. При этом Д. Трамп категорически против субсидирования ядерной энергетики, а Х. Клинтон высказалась за необходимость взвешенного подхода при принятии решений о закрытии атомных электростанций2.

Принципиальные межпартийные разногласия сохраняются по вопросу строительства нефтепровода Keystone XL из Канады. Кандидат от демократов настроена против этого проекта, тогда как Д. Трамп не готов от него отказаться. Х. Клинтон намерена заморозить проекты расширения поисково-разведочных работ на участках, контролируемых федеральными властями, и призывает отказаться от освоения шельфа Атлантического океана и нефтегазовых ресурсов Арктики, которую она называет “уникальным сокровищем” Америки. Республиканцы же выступают против любых ограничений на освоение национальных нефтегазовых ресурсов, даже если таковое станет экономически оправданным только в отдаленном будущем. Их кандидат предлагает открыть все перспективные участки на федеральных землях для разведки и добычи нефти и газа, а также отказаться от применения необоснованных ограничений на новые технологии бурения, включая фрекинг3.

Х. Клинтон заявила о себе как о принципиальном противнике развития угольной энергетики и поддержала План чистой энергии нынешней администрации. Согласно этому плану, реализация которого была приостановлена Верховным судом США, выбросы СО2 угольными электростанциями предусматривается сократить к 2030 г. по отношению к уровню в 2005 г. на 32%. При этом она, по-видимому, осознает социальные последствия “войны против угля” и готова подсластить пилюлю, пообещав выделить из бюджета 30 млрд. долл. в помощь шахтерам и регионам, которые могут пострадать от сокращения угледобычи.

В пику Х. Клинтон, Д. Трамп назвал этот план неразумным проектом, заслужив тем самым поддержку угольных штатов в предвыборной гонке. Более того, он пообещал в течение первых 100 дней своего пребывания в Белом доме отменить некоторые, уже одобренные Агентством по охране окружающей среды ограничительные административные регулирования, на том основании, что они могут привести к закрытию действующих и ревизии планов строительства новых тепловых электростанций на угле.

На международной арене бывший госсекретарь собирается оказывать поддержку государствам, которые “все еще слишком запуганы” поставщиками энергоресурсов, “подобными России”4. В качестве ключевого инструмента для этого выбрано расширение экспорта американского СПГ. И хотя Х. Клинтон ранее высказывалась против экспорта сырой нефти, в случае своего избрания она вряд ли решится дезавуировать принятые ранее администрацией Обамы разрешительные постановления на этот счет.

В то же время предложенные штабом Д. Трампа инициативы предполагают в своей основе приоритет внутренних потребностей США (“America First”). «Нам необходимо позаботиться об этой стране, прежде чем беспокоиться обо всех остальных в мире», - утверждает Трамп. Кандидат в президенты пообещал, что под его руководством США достигнут полной энергетической независимости, выполнив миссию, которая оказалась недостижимой для администрации Обамы. Это позволит, по словам Трампа, уйти от импорта энергоресурсов из “любых стран, враждебных нашим интересам”, вследствие чего “наши враги и нефтяные картели больше не смогут использовать энергию в качестве оружия”5.

При этом республиканцы, не в меньшей мере, чем демократы, нацелены на активизацию применения инструментов геополитики, базирующихся на доктрине политического, экономического и технологического лидерства и “необходимости” продвигать в мире американские ценности демократии, либерализма и рыночной экономики. Штаб Трампа выступает за наращивание экспорта нефти и природного газа, проведение жесткой линии в переговорах по вопросам торговли энергоресурсами, но в то же время предлагает понизить тарифы на импорт инновационных энергетических технологий и оборудования для ТЭК.

Как Х. Клинтон, так и Д. Трамп настоятельно призывают развивать энергетическую инфраструктуру, которую оба кандидата рассматривают в качестве трамплина для экономического роста. Клинтон пообещала направить в конгресс во время ее первых 100 дней в Белом доме программу инвестирования в инфраструктуру, которая, по ее словам, затмит известную программу Эйзенхауэра. Ее план предусматривает инвестирование в течение пяти лет 275 млрд. долл., мобилизованных в результате увеличения поступлений от реформы налогообложения бизнеса. Х. Клинтон также намерена реанимировать в этих целях инициированную в 2009 г. президентом Обамой программу облигационных займов “Строй Америка” (Build America) и создать банк инфраструктурного финансирования с капиталом 25 млрд. долл.

Д. Трамп предлагает инвестировать в инфраструктурные проекты в энергетике и на транспорте вдвое больше средств – как минимум 500 млрд. долл., что впрочем, идет вразрез с установками республиканской партии на сокращение бюджетных расходов. Для финансирования этих расходов предполагается использовать часть налоговых поступлений, которые могут образоваться в результате наращивания производства энергоресурсов.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что по ряду направлений Х. Клинтон предлагает более прагматичную повестку дня, ограничиваясь менее радикальными мерами, часть из которых может быть реализована в рамках действующих бюджетных лимитов. К тому же многие аналитики обращают внимание на непоследовательность Д. Трампа, его привычку давать завышенные обещания, не подкрепленные экономическими расчетами. Так, призывая развивать добычу природного газа, он упускает из виду то обстоятельство, что газовая отрасль в США постепенно убивает угольную, которую он также намерен развивать.

Так что предвыборные дебаты в США дают пищу для размышлений – насколько реально после президентских выборов сохранить траекторию энергетической политики Б. Обамы. Вполне возможно, что смена администрации в Белом доме приведет к некоторому пересмотру “шкалы ценностей” в энергетической стратегии этой страны. В зависимости от того, придут ли к власти демократы или республиканцы, могут поменяться приоритеты в части поддержки возобновляемой или, напротив, углеводородной энергетики.

Стоит, однако, напомнить в этой связи, что предвыборные обещания кандидатов в президенты склонны в дальнейшем трансформироваться под влиянием обстоятельств. Так, сам Б. Обама пришел на выборы под лозунгами опережающего развития возобновляемой энергетики, обеспечившие ему поддержку “зеленых”, но в дальнейшем продвигал всеобъемлющую энергетическую политику, нацеленную, пусть и декларативно, на использование всех “чистых“ источников энергии, как углеводородных, так и возобновляемых.

Примечания:

1 Pernick R. Renewables Trump Fossil Fuels. cleanedge.com. September 01, 2016

2 Donald Trump’s Energy Plan: More Fossil Fuels and Fewer Rules. The Associated Press. May 26, 2016

3 Republican Platform. Cleveland, OH, 2016

4 Democratic Party Platform. Orlando, FL, July 21, 2016

5 Trump D. An America First Energy Plan. https://www.donaldjtrump.com/press-releases/an-america-first-energy-plan


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати