Саммит Большой двадцатки: зеленый свет «зеленому финансированию»

3793

© 07.09.2016, Худякова Л.С.

photo by www.flickr.com/photos/nanpalmero

Одним из примечательных итогов Саммита G20, который проходил 4-5 сентября в китайском Ханчжоу, стало включение в повестку дня в качестве самостоятельного пункта вопроса о «зеленом финансировании». Цель – увеличить вклад финансового сектора в экологически устойчивый экономический рост.

Этот шаг был инициирован Китаем, председательствующим в Двадцатке в 2016 г., и с первых шагов подготовки саммита был назван организаторами в числе приоритетов. В ходе подготовки к саммиту по инициативе Китая в январе 2016 года была создана Рабочая группа по изучению вопросов «зеленого финансирования» (Green Finance Study Group-GFSG) под председательством Народного Банка Китая и Банка Англии при поддержке Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), выполняющей роль секретариата. Группе было поручено подготовить проект доклада по вопросам «зеленого финансирования», который был обсужден на июльской встрече министров финансов и управляющих ЦБ и одобрен на саммите G204-5 сентября. В ходе подготовки доклада в течение года проходили широкие обсуждения страновых финансовых инициатив в этой области (Италия, Великобритания, Индонезия), а также предложений международных организаций. Всего в обсуждениях приняли участие более 80 участников, включая представителей приглашенных стран, а также международного финансового сообщества.

В докладе рассматриваются понятие, цели и масштабы «зеленого финансирования», существующие вызовы для увеличения его объемов, а также рекомендации и инструменты для преодоления этих вызовов. Согласно докладу «зеленое финансирование» можно определить как финансирование инвестиций, которое обеспечивает положительные эффекты для окружающей среды в более широком контексте экологически устойчивого развития. В качестве примера приводятся сокращение загрязнения окружающей среды (вода, земля, воздух), уменьшение выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности, адаптация к изменению климата. «Зеленое финансирование» может включать широкий круг финансовых институтов и видов активов, а также как частное, так и государственное финансирование. В рамках предлагаемой программы рассматриваются три возможных источника частных «зеленых инвестиций»: банки, рынки облигаций, институциональные инвесторы.

В качестве рекомендаций предлагается использовать принцип добровольности выбора опций и инструментов для стимулирования частных инвестиций в «зеленое развитие», расширять кооперацию в области оценки финансовых и экологических рисков и разработки системы показателей и критериев для измерения параметров «зеленого финансирования».

В коммюнике по результатам встречи министров финансов и управляющих ЦБ стран G20 в июле 2016 г., где впервые был представлен Доклад, подчеркивалось, что для поддержания глобального экологически устойчивого экономического роста необходимо расширение масштабов «зеленого финансирования». При этом важно, что «зеленое финансирование» не только способствует улучшению состояния окружающей среды, но и позволяет мобилизовать больше инвестиций для развития зеленых отраслей и тем самым увеличивает потенциал роста мировой экономики.

Отметим, что инициатива Китая в рамках G20 находится в полном соответствии с его внутренней политикой последних лет в этой области. Будучи крупнейшей развивающейся страной и стремясь подтвердить свои лидирующие позиции в мире, Китай неоднократно призывал все страны приступить к реализации Глобальной стратегии в области устойчивого развития до 2030 года, принятой в рамках ООН, и, в свою очередь, включил шаги по ее имплементации в национальные средне - долгосрочные планы. Наряду с геополитической составляющей определенную роль в политике Китая играют и социально-экономические аспекты, связанные с ростом загрязнения окружающей среды, в том числе внутри страны. Немаловажным положительным фактором выступает двустороннее климатическое партнерство Китая и США, активизировавшееся в 2015 году.

КНР стремится стать мировым лидером в области продвижения «зеленого финансирования» на собственной территории. В преддверии начала саммита были опубликованы Директивы по созданию национального механизма «зеленого финансирования», который бы стимулировал частные инвестиции в зеленую экономику и ограничивал финансирование отраслей, загрязняющих атмосферу. Одновременно в Директивах предусматривается государственная поддержка в форме субсидирования процентов по кредиту через систему рефинансирования и предоставления гарантий, а также создания специального фонда «зеленого финансирования». По некоторым оценкам китайских экспертов, для финансирования зеленых проектов, таких как восстановление и защита окружающей среды, развитие возобновляемой энергетики, повышение энергоэффективности и других потребуется около 600 млрд. долл. ежегодно, и только 15% этой суммы может быть профинансировано из государственных источников. Вот почему необходимо стимулировать участие частного капитала в этом процессе.

Комментируя принятие Директив, Чжоу Сяочуань, Управляющий Народного Банка Китая, сказал следующее: «В Китае создание системы «зеленого финансирования» стало национальной стратегией. Обязательства лидеров страны в этой сфере отражают стремление реорганизовать национальную финансовую систему, с одной стороны, и послужить делу инклюзивного зеленого развития с другой. Мы надеемся, что другие страны последуют нашему примеру».

Китай лидирует и в области выпуска зеленых облигаций. По имеющимся оценкам, за семь месяцев 2016 года Китай выпустил зеленых облигаций на сумму 120 млрд. юаней (около 18 млрд. долл. США), что составляет около 40% мирового выпуска за тот же период. Китай стал первой страной, где приняты инструкции по кредитованию с учетом экологической составляющей проекта.

Конечно, выраженная в итоговом заявлении стран Большой двадцатки поддержка рекомендаций сводного доклада Рабочей группы (GFSG) по стимулированию «зеленого финансирования» не больше, чем заявление о намерениях. Однако оно свидетельствует вместе с другими недавними международными инициативами в этой области о растущем признании необходимости для глобального мира взаимодействия и сотрудничества государств по обеспечению устойчивого развития, включающего наряду с экономической экологическую и социальную компоненты.


Комментарии (1)

Карина манвеловна

Спасибо,очень важная тема гасратян к.м.


Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати