Выступление к.полит.н. Н.П. Ромашкиной на Международном научном Форуме

1269

К.полит.н., руководитель группы Проблем информационной безопасности ЦМБ Наталия Петровна Ромашкина выступила на Международном научном Форуме «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности», который состоялся с 25 по 28 апреля  2016 года в г. Гармиш-Партенкирхен (Германия).

С 25 по 28 мая 2016 года в г. Гармиш-Партенкирхен прошел юбилейный Десятый Международный научный Форум «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности». В соответствии с поручениями Президента России такие Форумы ежегодно проводит Институт Проблем информационной безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с аппаратом Совета Безопасности РФ. В работе Форумов, интерес к которым постоянно возрастает, принимает участие авторитетные отечественные и иностранные специалисты, придерживающиеся разных политических воззрений. Форумы стали без преувеличения уникальной международной площадкой, на которой происходит согласование позиций экспертов различных стран по актуальным проблемам формирования системы международной информационной безопасности (МИБ) и закладываются основы переговоров на уровне ООН. Не случайно эти мероприятия уже получили название «Электронный Давос». В этом году в работе Форума приняли участие более 100 представителей 14 государств мира, среди которых страны СНГ, Великобритания, Канада, КНР, Республика Корея, США, Финляндия, Швейцария и др.

На Форуме обсуждались актуальные проблемы МИБ: основные понятия, принципы и нормы Женевских конвенций применительно к киберпространству (КП); нераспространение кибероружия и уменьшение опасности его использования; современные международные отношения в контексте киберпространства; меры противодействия Интернет-рекрутингу и Интернет-пропаганде экстремизма и терроризма и другие. Решать эти проблемы в соответствии с Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и документами встреч на высшем уровне необходимо, прежде всего, на основе совершенствования культуры информационной безопасности. К сожалению, этот процесс идет сложно. Растет количество случаев применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для разрешения международных споров в целях, не совместимых с Уставом ООН, для распространения идей экстремизма и терроризма; в корыстных целях, связанных с нарушением прав и свобод человека. Становятся все более сложными атаки на критически важные объекты инфраструктуры государств. Так, по заявлению специального представителя президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности А.В. Крутских, ежегодно на государственные Интернет-ресурсы РФ, США и КНР совершается в среднем по 70 млн. кибератак. При этом технологии становятся, с одной стороны, все более изощренными, а с другой – все более доступными даже для непрофессионалов.

Следовательно, для обеспечения устойчивого и прогрессивного использования ИКТ необходимы все новые механизмы, выработанные совместно с мировым сообществом. В рамках этой цели в ходе работы Группы правительственных экспертов (ГПЭ) ООН за 2015 год были разработаны основы для добровольных Правил поведения в области обеспечения МИБ, определяющие права и обязанности государств в информационном пространстве (ИП). Чтобы договориться о формулировках, представленных в документах, тратились месяцы и годы. Подписание и выполнение таких правил становится все более насущной потребностью. Официальные представители государств, выступающие на Форуме, отметили, что для достижения решения обозначенных глобальных проблем необходимы политическая воля и консолидация усилий всех государств.

Глобальной целью новой Группы правительственных экспертов, которая начнет свою работу уже в пятый раз в августе этого года, является выработка универсального международного режима, регулирующего деятельность государств в глобальном информационном пространстве, в частности, дальнейшая разработка и принятие Кодекса или Правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Впервые в истории ООН группу пришлось расширить с 15 до 25 стран. Уникальным является тот факт, что очень многие государства хотят участвовать в ГПЭ в этом году: больше 60 подали заявки, и 45 стран на уровне министров иностранных дел лоббируют свое участие перед Генеральным Секретарем ООН. В процессе формирования ГПЭ Россия, как страна-инициатор Резолюций ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», довела до сведения Генерального Секретаря ООН свое мнение о необходимости учета принципа справедливого географического представительства. В частности, речь шла об участии в ГПЭ Германии (участие которой находилось под вопросом), Кубы, Израиля, стран мусульманского мира, Японии и др.

При этом сохраняются очень серьезные противоречия. Главным образом, это методологические разногласия, связанные с содержанием Правил поведения. Представители западных стран воспринимают их, в основном, в виде мер укрепления доверия в максимально необязывающем формате. При этом озвучиваются предложения принять некие нормы отдельно для мирного и военного времени, которые должны работать по-разному. Сами Правила предлагается наполнить, в основном, техническими параметрами. Это не устраивает российскую сторону, т.к. при таком подходе размывается главный ключевой смысл целеполагания Правил, а именно – предотвращение конфликтов, а не нормы их ведения.

Предложенный Россией перечень важных положений, которые могут составить основу будущих Правил поведения государств в информационном пространстве, включает, в частности, следующие параметры.

  • Универсальность, т.е. единая система правил для всех государств, выработанная под эгидой ООН и не допускающая раскола на инфо-альянсы.
  • Миротворческий характер: распространение принципов неприменения силы, соблюдения государственного суверенитета, неконфронтационного взаимодействия в ИКТ-сфере и однозначное, не допускающее двойного толкования, описание недопустимых действий с учетом уникальных особенностей ИП (в частности, преодоление проблемы атрибуции), не допускающий противоправных действий государств ни напрямую, ни через посредников.
  • Государственноцентричность: нацеленность на формирование такой модели ИП, в рамках которой будут четко определены роль и обязанности всех акторов. Ведущая роль при этом должна оставаться за государством. Этот постулат уже подтвержден в прошлом году в итоговом докладе ГПЭ.
  • Рамочный характер: правила должны быть рамочными политическими договоренностями, а не техническими мерами.
  • Постоянство действий: правила должны действовать постоянно без разделения на мирное и военное время, т.к. международное право пока не располагает необходимой терминологией для разделения. Несмотря на то, что Правила относятся к так называемому мягкому праву, не должно складываться впечатление, что их можно безнаказанно нарушать.

Хотелось бы отметить, что значимость проблематики информационной безопасности, обусловлена сегодня небывалой нарастающей остротой политического противоборства с использованием ИКТ. Эти угрозы определяет и политику России, и политику США, и политику европейских и азиатских стран в сфере информационной безопасности. Кибертехнологии в настоящее время, как в свое время ядерные технологии, определяют не только развитие, но и условия обеспечения безопасности в 21 веке. Эта тема определена государственным руководством ведущих стран мира как одно из важнейших приоритетных стратегических направлений внешнеполитической деятельности. Столь серьезные угрозы и осознание своей киберуязвимости стали объединяющим фактором и привели страны с разными политическими взглядами к необходимости активизировать переговорный процесс в области обеспечения МИБ. Доказательством тому стали российско-американские переговоры по кибербезопасности в Женеве, состоявшиеся 21-22 апреля 2016 года, об итогах которых впервые рассказал А.В. Крутских на Форуме в Баварии. Одной из основных тем встречи должно было стать выполнение подписанной президентами России и США в 2013 году серии соглашений о мерах доверия в киберпространстве (см. подробнее монографию группы Проблем информационной безопасности Центра международной безопасности ИМЭМО РАН «Угрозы информационной безопасности в кризисах и конфликтах XXI века»). Процесс подготовки этих соглашений был заморожен в последние три года. В переговорах, состоявшихся в этом году в Женеве, Российскую делегацию возглавил заместитель Секретаря Совета безопасности РФ С.М. Буравлев, а американскую — специальный помощник президента США и координатор Белого Дома по вопросам кибербезопасности Майкл Дэниел. В мероприятии приняли участие с российской стороны – представители МИД, Минобороны, МВД, ФСБ и ФСО, с американской — Госдепартамента, Пентагона, Департамента внутренней безопасности, ФБР, Национального совета по разведке. Обсуждались все аспекты обеспечения информационной безопасности. Речь шла и о выдвинутой Россией идее выработки договоренностей, связанных с предотвращением инцидентов в информационной сфере. Это можно оценивать как качественно новое продвижение вперед.

На Десятом юбилейном Форуме в этом году впервые поднимались вопросы, связанные с ролью научных и образовательных учреждений в процессе обеспечения МИБ. В своем докладе на эту тему мною была поставлена проблема недостатка квалифицированных специалистов в этой сфере, от решения которой, по сути, зависят результаты деятельности по всему широкому спектру направлений, о котором говорилось в течение всех дней работы Форума. Было отмечено, что главной целью, по сути, является усовершенствование механизма принятия решений на внутригосударственном уровне по минимизации и предотвращению угроз в ИП, от чего зависит и эффективность международных инструментов. При этом практически на любом этапе процесса принятия государственных решений исключительно велика роль экспертного сообщества, важнейшей частью которого являются образовательные и научные учреждения.

Для того, чтобы оценить эффективность экспертного сообщества в информационной сфере, целесообразно выделить ключевые особенности современной системы обеспечения безопасности в киберпространстве.

1. Ускоренное нарастание угроз в информационной сфере. При этом процесс создания новых технологий применения информационных средств в деструктивных целях существенно опережает процесс разработки методов предотвращения и противодействия.

2. Отставание теории (научной, интеллектуально-политической и нормативно-правовой, психологической) в сфере кибербезопасности от практики. С этим связано и недостаточное развитие соответствующих международных механизмов контроля над разрушительными информационными технологиями.

3. Недостаток специалистов по обеспечению информационной безопасности в разных областях. Еще совсем недавно казалось, что, так называемых, «безопасников» – в основном, программистов и в основном в специальных структурах, вполне достаточно для решения существующих проблем, однако нарастание проблем доказывает, что это не так. Кроме того, качество образования в этой сфере зачастую не соответствует современным требованиям.

4. Выход проблемы обеспечения информационной безопасности на международный уровень

  • в рамках двусторонних межгосударственных отношений,
  • в рамках международных организаций,
  • в рамках ООН (при инициативной роли России).

Именно эти особенности выводят проблему обеспечения МИБ на междисциплинарный и мультидисциплинарный уровень. Очень важно, что в настоящее время от специалистов в этой области требуются знания и навыки, которые находятся на пересечении самых разных областей знаний: информационные технологии, юриспруденция, международные отношения, психология, криминалистика. Однако подготовка специалистов не носит на практике междисциплинарного и мультидисциплинарного характера. А, следовательно, остро необходима разработка принципиально новых подходов к их обучению. Мною были предложены конкретные методики решения этой проблемы и развития сотрудничества между научными и образовательными учреждениями разных стран.

Исходя из особенностей киберпространства на современном этапе, были выделены и особые, новые задачи научных организаций.

1. Разработка теории и методологии обеспечения безопасности ИП (в том числе, продолжение работы по выработке понятийного аппарата).

2. Разъяснение и доведение сути проблем безопасности в киберпространстве до более широкого круга экспертов, в частности:

  • Резолюций ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», соавторами которой в 2015 году выступили 84 государства;
  • результатов деятельности ГПЭ ООН,
  • правила поведения в области МИБ и т.д.

3. Постоянный мониторинг инцидентов и разносторонний анализ практических примеров нарушения информационной безопасности для создания базовой теории, ее применения на практике и дальнейшего усовершенствования.

4. Подготовка материалов для отставания государственных интересов на международном уровне.

5. Междисциплинарные исследования проблем обеспечения безопасности национальных интересов государств в глобальном ИП.

6. Внедрение и распространение культуры использования киберпространства.

7. Выработка механизмов противодействия Интернет-рекрутингу и Интернет-пропаганде экстремизма и терроризма.

8. Исследования проблем обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества от деструктивных воздействий Интернета и других информационных источников.

9. Разработка эффективных методов научного прогнозирования и планирования для государственных структур в сфере ИКТ.

10. Разработка универсального режима безопасности в киберпространстве и нераспространения кибероружия.

Особый акцент в докладе был сделан на деятельности ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова. Институт активно включился в процесс решения указанных проблем МИБ. В частности, на Форуме была представлена новая монография «Угрозы информационной безопасности в кризисах и конфликтах XXI века» на русском и английском языках.

При этом была поставлена проблема обособленности в научной среде: часть учреждений и организаций занимается решением информационно-технологических проблем, часть – информационно-психологических, часть – правовых и т.д. Поэтому необходима более тесная координация действий научного сообщества с целью реализации совместных научных проектов для комплексного применения экономических, технических, военных и политических механизмов для решения проблемы МИБ на внутригосударственном и международном уровнях.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати