Инициатива превосходства в университетах ФРГ

2941

© 15.02.2016, Тоганова Н.В.

В конце января 2016 г. международная комиссия презентовала доклад об инициативе превосходства ‑ ключевом инструменте развития университетов мирового уровня в ФРГ.1 Несмотря на то, что комиссия независима, выводы и рекомендации докладов такого уровня традиционно не противоречат, а порой предвосхищают решения министерств.

С 2005 г. в рамках  инициативы превосходства  прошли  три вида конкурсов: «концепция будущего» университета, кластеры превосходства и школа постдоков (9, 37 и 39 одобренных проектов, соответственно, по результатам двух туров отбора). Университеты получили 4,6 млрд. евро. Международная комиссия в принципе оценила эту работу положительно. Первые два конкурса  признаны эффективными, комиссия предлагает их сохранить с некоторыми изменениями. Однако последний – школу постдоков – предлагается выделить в отдельный конкурс, поскольку в результате его проведения позитивного влияния на подготовку кадров для «университетов превосходства» выявить не удалось.

Несмотря на положительную оценку, комиссия не смогла ответить на ряд вопросов. Так, неясно, научные достижения – результат инициативы или проведенной до этого работы. Анализ публикационной активности показал, что публикации выигравших в конкурсе университетов и до этого чаще цитировались. Не удалось выявить положительной корреляции между инициативой превосходства и повышением взаимодействия университетов с внеуниверситетскими исследовательскими центрами или зарубежными вузами. Комиссия считает необходимым повысить эффективность управления университетов, а также усилить межуниверситетские различия. Одна из мер - предоставить ректорату дополнительные, не привязанные к статьям бюджета средства, если при университете образован кластер превосходства.

Эти предложения идут в русле дискуссии об «образовательном федерализме». В конце XX в.- начале XXI в. эксперты, а вслед за ними и некоторые политики ратовали за переход полномочий в области образования в исключительную компетенцию земель. Этот подход был узаконен реформой федерализма 2006 г. - за начальную, среднюю и высшую школу ответственными стали земли. Однако выяснилось, что решение не оптимально для высшей школы: у земель нет денег на финансирование исследований, а обходить вписанный в Основной закон «запрет на кооперацию» очень сложно. В 2014 г. в Основной закон были внесены поправки, которые послабляют «запрет на кооперацию» в области образования и облегчают помощь федерального центра землям.

Таким образом, заключение международной экспертной комиссии указывает, что прежняя дискуссия о преимуществах управления наукой на земельном или федеральном уровне, более неактуальна. Сегодня основной вопрос состоит в распределении полномочий между министерствами-ведомствами и отдельными университетами, ведь в силу быстроменяющихся реальностей лишь на уровне университетов могут приниматься необходимые решения своевременно, а это требует больших полномочий.

Образовательный федерализм, когда каждая земля стремится развивать максимальное число исследовательских направлений, препятствует повышению международной конкуренции, поскольку не позволяет вузам достичь высокой специализации по одному направлению. В русле повышения роли ректората и деканов следует рассматривать предложения по увеличению времени текущих проектов на два года, а для будущих проектов от семи до десяти лет.   Очевидно, что фундаментальные научные исследования и развитие направлений требует времени. О повышении роли решений принимаемых ректоратом свидетельствует и предложение отказаться от отбора университетов «превосходства» на основе подаваемых ими заявок «видение будущего университета», а учитывать достигнутое, ведь превосходные научные результаты гарантируются наработками предыдущих лет и наличием научных школ. Кроме того, десятилетний опыт инициативы превосходства показал, что смена направлений и развитие новых – длительный и сложный с управленческой и с финансовой точки зрения процесс. Экспертам не удалось обнаружить статистических данных, подтверждающих изменения исследовательских направлениях вузов.

В то же время обследования показали, что концентрация власти и приход профессиональных управленцев на административные должности создали проблему излишней бюрократизации. Сложности с точки зрения управления вызвали кластеры превосходства: получив собственный бюджет, их руководство не всегда эффективно сотрудничало с ректоратом.

Несмотря на то, что инициатива превосходства ставит цель повысить качество исследований в университетах, не следует интерпретировать ее как инструмент изменения национальной инновационной системы Германии, баланс между университетской и внеуниверситетской наукой сохраняется. С 2005 г. финансирование внеуниверситетских центров выросло значительнее, чем вузов (особенно им. Гельмгольца и им. Макса Планка более чем 1,5 раза). Инициатива превосходства -- не сверх значимый финансовый источник для вузов, бюджет 2013 г. – 400 млн. евро (или примерно увеличение бюджета вуза на 1/10), тогда как расходы в том же году немецких университетов на исследования и развитие составили 9,87 млрд. евро. Немецкие университеты располагают значительно меньшими средствами в расчете на студента по сравнению с американскими. Инициатива превосходства эту проблему не решила и не решит в будущем.

Примечания:

1 Internationale Expertenkommission zur Evaluation der Exzellenzinitiative. Endbericht. Januar 2016. URL: https://www.bmbf.de/files/Endbericht_Internationale_Expertenkommission_Exzellenzinitiative.pdf 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати