Об итогах региональных выборов во Франции и экономической программе Национального Фронта

3394

© 20.12.2015, Клинова М.В.

Во Франции в декабре 2015 г. состоялись региональные выборы, в первом туре которых со значительным отрывом от главных соперников лидировали представители крайне правой партии Национальный Фронт (НФ).

Задолго до региональных выборов в настроениях французских избирателей стали наблюдаться серьёзные сдвиги. Дополнительным стимулом в этом направлении стали террористические акты январяi и “чёрной пятницы” ноября 2015 года, которые оказали влияние на все аспекты жизни Франции. На первый план вышел миграционный кризис, и в этом контексте существенно обострились экономические проблемы – противоборство глобализации и национализма, интеграционных  и изоляционистских тенденций, при том, что среди французов нарастают проявления евроскептицизма.

В традиционный для Франции двухпартийный уклад, когда во второй тур выборов со значительным отрывом от “пелотона” проходили две партии, между которыми шла реальная борьба – левоцентристы (в лице социалистов) и правоцентристы (бывший Союз за народное движение, после ребрендинга -  республиканцы) – мощно вмешалась третья сила – крайне правая партия Национальный фронт (НФ). И хотя успех НФ был ожидаем, его масштабы в первом туре оказались беспрецедентны. Партия не просто лидировала в 6 из 13 избирательных округов, но в некоторых из округов отрыв от соперников был колоссальным. Так, в регионе Прованс–Альпы–Лазурный берег Марион Марешаль Ле Пен собрала 40.55% против 43.06% голосов в сумме у республиканцев (26.47%) и социалистов (16.59%). Иными словами, общий результат в этом округе двух крупнейших конкурентов НФ был лишь на 3 проц. пункта выше, чем у НФ.

Перед вторым туром даже обсуждалась возможность снятия с выборов третьего кандидата среди лидеров, чтобы не допустить победы НФ. По данным социологов, Франция оказалась расколота по вопросу дальнейшей тактики на региональных выборах: 51% опрошенных высказались против объединения всех центристов, а 49% – за.ii Во втором туре республиканцы во главе с Н. Саркози, который проявил выдержку и политическую дальновидность, отказавшись вступать в союз с какими-либо другими силами, одержали победу в 7 из 13 регионов с 40.24% голосов. Социалисты набрали 32.12% в 5 регионах. На Корсике победили местные националисты. И хотя НФ с 27.10% ни в одном из округов не взял верх, его позиции в политическом раскладе сил Франции серьёзно укрепились. Из 1900 региональных представителей 400 будут от НФ.

Результаты региональных выборов показывают примерный расклад сил на предстоящих в 2017 г. президентских выборах, на который во многом повлияет состояние экономики. С экономической точки зрения региональные выборы представляют интерес, несмотря на бытующее экспертное мнение, в частности, Р. Паскье (Национальный центр научных исследований, Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS), что регионы были и остаются “финансовыми и политическими карликами”. Например, три региона – Аквитания, Лимузен, Пуату-Шаранта – имеют суммарный бюджет, лишь вдвое превышающий бюджет одного надмуниципального городского объединения Бордо.iii Тем не менее, именно на региональном уровне решаются основные социально-экономические задачи: поддержка предприятий; организация среднего образования и профессиональной подготовки; обеспечение функционирования транспортной системы.

У французских избирателей были основания проголосовать не столько за НФ, сколько против экономической политики  находившихся у власти партий. Норма безработицы в целом по стране при правительстве социалистов составляет порядка 10%. Темпы прироста ВВП шестой экономики в мире в 2012-2013 гг. не превышали 1%, а в 2014 г. опустились до 0.2%, показателя кризисного 2008 года.

В действующей ещё с 2012 года 106-ти страничной программе “Наш проект” (Notre Projet)iv изложены основные направления политики НФ, в том числе в социально-экономической сфере. Примечательно, что всем сложным проблемам, с которыми не удалось справиться предыдущим различным правительствам других партий, авторитетным экономистам, НФ предлагает простое решение – усиление роли государства. Слово “государство” в Программе в различных сочетаниях употребляется свыше двухсот раз (!).

Подчёркивая тот факт, что во Франции исторически развитие государства шло вместе с развитием нации и, оценивая нынешнюю динамику как целенаправленное ослабление государства, НФ предлагает всемерно и повсеместно увеличивать его влияние. По отношению к Европейскому Союзу (ЕС) предполагается, напротив, упразднить “опеку еврократического сверхгосударства”, возвратить приоритет национального права над европейским, а в валютной сфере – вернуть франк вместо евро. Эти тезисы нашли отражение и в личных предвыборных программах кандидатов НФ в регионах, где говорилось об усилении присутствия “государства-нации”.v

В Программе критикуется проведённая президентом Н. Саркози реформа по децентрализации управления, которая наделяет региональные власти различными функциями, что, по мнению НФ, усиливает неравенство между территориями, а сами регионы зачастую превращает в “маленькие республики”. Тем самым предлагается вновь перераспределить полномочия в пользу центральной власти, восстановить вертикальную модель функционирования экономики в противовес проводившейся в жизнь при президенте Н. Саркози горизонтальной модели. Предлагается передать на центральный уровень полномочия по определению хозяйственной политики в сфере общественных услуг, в том числе транспорта, обустройства территорий.

НФ затронул особо чувствительные для избирателя проблемы, предложив, невзирая на тяжёлое состояние государственных финансов, повышать низкие зарплаты, снижать для домашних хозяйств и предприятий тарифы на пользование услугами, в частности, электроэнергией и газом, местным общественным транспортом, восстановить выход на пенсию в 60 лет.

Как и в личной программе Марин Ле Пен   “Региональный план действий”, с которым  она шла на выборы в своём округе Нор–Па-де-Кале/Пикардия в 2015 году, в “Нашем проекте” использован термин “экономический патриотизм”.vi В “Нашем проекте” соединяются противостояние глобализации, поддержка предприятий, стимулирование экспортной деятельности. Девиз новой экономической модели для Франции – “производить поближе, обрабатывать на месте” (produire au plus près, retraiter sur place) – вписывается в программу реиндустриализации страны, а также развития партнёрства государства и частного капитала в сфере НИР с созданием совместных исследовательских кластеров.

В программе содержатся намерения поддержать в регионах самозанятых, основных создателей рабочих мест в стране – малого и среднего бизнеса, кустарных производств и розничной торговли, то есть “экономики с человеческим лицом”. Это подразумевает создание рабочих мест в регионах путём размещения там производства наряду с организацией профессиональной подготовки, что особенно важно для сельской местности в свете провозглашаемой в Программе НФ цели обеспечения продовольственной безопасности страны.vii

Такую хозяйственную политику предлагается проводить,  в том числе с помощью структурных фондов Евросоюза,viii притом, что НФ называет ЕС “троянским конём ультралиберальной глобализации”, проповедующим конкуренцию и запрещающим “экономический патриотизм”. В этом вопросе НФ М. Ле Пен образца 2015 года расходится с НФ 1990-х годов, когда основатель партии Ж.-М. Ле Пен ориентировался на англо-саксонский экономический либерализм М. Тэтчер в Великобритании и Р. Рейгана в США.

П. Гаттаз, глава объединения французских предпринимателей Medef (Mouvement des entreprises de France), сопоставляя хозяйственные доктрины левой и правой частей политического спектра Франции, отметил сходство нынешней экономической программы НФ и Совместной программы левых сил 1970-х годов. Ранее на это указывали и нынешний президент Франции Ф. Олланд, сравнивший дискурс М. Ле Пен с листовкой французских коммунистов 1970-х годов,  и предшествующий президент Франции Н. Саркози, назвавший в своё время социально-экономическую программу крайне правого НФ “ультралевой”.ix В самом деле, предлагаемые НФ возврат к выходу на пенсию в 60 лет, к франку вместо евро, а также повышение зарплат, в том числе минимальной на 200 евро, вряд ли будет способствовать возобновлению экономического роста в стране. Кстати, размер минимальной зарплаты во Франции ближе к среднему уровню, чем в США, Великобритании, Испании.

Хотя в первом туре региональных выборов Национальному Фронту удалось привлечь большую часть электората, пострадавшего от финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов и его последствий, во втором туре, когда гражданам предстояло сделать окончательный выбор, радикализм НФ, в том числе экономический, оттолкнул электорат.

Провозглашённая НФ новая экономическая модель (“производить поближе, перерабатывать на месте”, возвращать производство в страну в рамках политики реиндустриализации и протекционизма с лозунгом “покупаем французское”) не получила достаточной поддержки французских избирателей, несмотря на заманчивую, хотя местами и популистскую программу.

Две ведущие политические силы Франции с удовлетворением восприняли окончательные результаты региональных выборов, продолжая настаивать на существовании двух-, а не трёх-партийной системы в стране. Однако сбрасывать со счетов НФ, делать окончательные выводы о раскладе сил в будущем рано, особенно с учётом неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране.

Примечания:

i Трофимова О.Е. Теракты во Франции: конфликт цивилизаций или недостатки ассимиляционной модели? / Актуальный комментарий. 13.01.2015 https://imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1460&p=6&ret=527

ii Élections régionales : ce que veulent les Français dans les régions où le FN peut gagner http://www.francetvinfo.fr/elections/sondages/sondage-elections-regionales-ce-que-veulent-les-francais-dans-les-regions-ou-le-fn-peut-gagner_1207713.html

iii Цит. по: Vaudano M., Rescan M., Bekmezian H. Les régions restent des «nains politiques et financiers» // Le Monde. 05.12.2015.

iv “Notre Projet”. Programme politique du Front National. Р., 2012, 106 р.

v Loiseau Ph. Centre-Val de Loire. https://fn-regionales.fr/philippe-loiseau-2-2/

vi Подробнее о видах “экономического патриотизма” см.: Клинова М.В. Новый “экономический патриотизм” в Европе: хорошо забытое старое? // МЭ и МО, 2008. № 4. С. 32-41.

vii Plan d’action régional. Pour une région fière et enracinée. Élections régionales des 6 et 13 décembre 2015. Р. 99. http://marinelepen2015.fr/wp-content/uploads/2015/10/plandaction.pdf

viii Европейского фонда регионального развития и Европейского социального фонда. – Plan d’action régional. Pour une région fière et enracinée. Élections régionales des 6 et 13 décembre 2015. Р. 100.

ix Цит. по: Chanut J.-Chr. Le programme du Front national est-il similaire à celui du Programme commun des années 1970? // La Tribune. 02.12.2015.


к списку

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
18.02.2020

В ежегоднике ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН «Россия и мир: 2020. Экономика и внешняя политика» в концентрированном виде приводится критика нацпроектов и свое видение, как запустить экономический рост в стране.

подробнее...

15.02.2020

ИМЭМО РАН и форум «Примаковские чтения» провели круглый стол «Приоритеты внешней политики России в эпоху нового противоборства великих держав» (Russian Foreign Policy Choices in the New Era of Great Power Competition), который состоялся в рамках Мюнхенской конференции по безопасности 2020.

подробнее...

Вышли из печати