Еврокомиссия предлагает новую торговую и инвестиционную стратегию для ЕС

3196

© 20.10.2015 Портанский А.П.

14 октября торговый комиссар ЕС Сесилия Малмстрем объявила о новой торговой и инвестиционной стратегии для Евросоюза. Стратегия получила название «Торговля для всех: к более ответственной торговой и инвестиционной политике».

Новая стратегия базируется на трех ключевых принципах: эффективность, транспарентность, сохранение европейских ценностей. За общей формулировкой скрываются вполне конкретные озабоченности и цели, которые заслуживают внимания.

Торговля во все времена имела ведущее значение для экономик европейских стран. Сегодня компании Старого Света экспортируют примерно столько же, сколько Китай и больше, чем американские компании. Более 30 млн. рабочих мест в ЕС зависят от экспорта за пределы Евросоюза. По прогнозам, однако, более 90% будущего мирового роста будет происходить за пределами ЕС, а это заставляет всерьез задуматься о том, как добиться от уже действующих и особенно будущих торговых соглашений, в которых участвует ЕС, большей отдачи.

Принцип эффективности подразумевает в первую очередь учет новых реальностей в экономике, таких как возрастание значения глобальных цепей добавленной стоимости, цифровой экономики и роли услуг; поддержание высокой мобильности экспертов, старших должностных лиц компаний и поставщиков услуг. В ЕС также полагают, что принцип эффективности в новой стратегии диктует необходимость включения соответствующих положений о предприятиях малого и среднего бизнеса в будущие торговые соглашения.

Особая роль отведена принципу транспарентности. Открыть ведущиеся торговые переговоры для общественного контроля путем публикации находящихся на столе переговоров основных текстов – эта задача обусловлена нынче отнюдь не абстрактным подходом к переговорам вообще. Как известно, в 2015 г. по ряду европейских стран прокатилась волна протестов против проекта Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства с США (TTIP), переговоры по которому по наиболее важным пунктам до последнего времени оставались закрытыми для прессы и общества. Теперь в Еврокомиссии заявляют, что новая стратегия является прямым ответом на продолжающиеся активные дебаты по TTIP. Очевидно, решение снять завесу секретности с указанных переговоров было непростым.

Между США и ЕС не первый год существуют серьезнейшие торгово-экономические разногласия, наличие которых вызывает у экспертов немалые сомнения в успешности самого проекта TTIP. Некоторые из противоречий, как например, субсидирование гражданского авиастроения, не находят решения десятилетиями, и в этом году Брюссель даже был вынужден обратиться в Орган по разрешению споров ВТО с иском в отношении Вашингтона в связи с очередной внушительной субсидией американскому авиапрому. К традиционно спорным секторам, таким как сельское хозяйство, генно-модифицированные организмы и некоторым другим повестка TTIP добавила совершенно новые, еще более сложные темы, связанные, в частности, с установлением единых норм регулирования, например, при добыче сланцевой нефти, стандартов социальной защиты, а также защиты здоровья и персональных данных. Острейшим и весьма чувствительным для Европы является вопрос создания органа по разрешению споров между инвестором и государством. Здесь опасения ЕС, связанные с риском подрыва суверенитета национальных государств в судебной сфере, особенно велики.

По перечисленным и другим чувствительным вопросам Европа не готова уступать американцам, о чем не раз заявлял председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Очевидно, обеспечение большей транспарентности ведущихся переговоров призвано помочь Брюсселю опереться на общественное мнение стран Евросоюза и укрепить таким образом его позицию на переговорах с Вашингтоном.

Среди европейских ценностей, Еврокомиссия намерена отстаивать обеспечение устойчивого развития, защиту прав граждан, в том числе трудовых стандартов, справедливой торговли и борьбу против коррупции. Последнее означает включение антикоррупционных положений в подписываемые ЕС соглашения.

В Брюсселе уверены, что, несмотря на кризис переговоров Доха раунда в рамках ВТО, многосторонняя торговая система остается краеугольным камнем торговой политики Евросоюза. Именно ВТО, как переговорный форум, должна продолжать играть центральную роль в международной торговле, подчеркивается в стратегии. В этой связи Европа призывает всех членов ВТО проявить высокую ответственность в подготовке и проведении предстоящей в декабре  в Найроби очередной министерской конференции этой организации. Продолжая работу по заключению новых двусторонних и региональных торговых соглашений, ЕС намерен всячески содействовать поддержанию активности ВТО как главного центра торговых переговоров.

В региональном плане приоритетом номер один для ЕС остаются TTIP, а также Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение с Канадой (CETA), переговоры по которому завершены. Соглашение СЕТА планируется представить на одобрение Совету министров ЕС и Европарламенту как можно раньше в 2016 г. Что касается TTIP, то здесь никаких сроков завершения переговоров не обозначено. Последнее позволяет предположить, что прогресс в разрешении наиболее острых проблем пока скромен, и потому стороны не исключают любого варианта дальнейшего развития событий по TTIP, в том числе и негативного.

После Северной Америки среди региональных приоритетов следуют АТР, Африка, Латинская Америка и Карибы, Турция. Далее идут страны, в отношении которых ЕС проводит политику соседства и имеет подписанные соглашения об Ассоциации и зоне свободной торговли. На постсоветском пространстве к таковым отнесены Украина, Молдова и Грузия. Россия оказалась на последнем месте – для нее в документе хватило четырех строк, что производит несколько неожиданное впечатление, имея в виду, что для РФ Евросоюз остается торговым партнером номер один, а в списке торговых партнеров ЕС Россия до недавнего времени не опускалась ниже пятого места.

Приходится, правда, признать, что в последние годы наметились признаки снижения торгового оборота между сторонами – виною тому санкции со стороны ЕС, ограничившие поставки некоторого оборудования в РФ, а также перспектива уменьшения зависимости стран Евросоюза от поставок российских энергоносителей. В упомянутых четырех строках, посвященных РФ, отмечено, что перспектива развития торгово-экономических связей остается неопределенной – все будет зависеть от «курса России во внутренней и внешней политике, а также от внутреннего развития ЕАЭС», полагают в Еврокомиссии. Возможно, с точки зрения Брюсселя, в этих строках есть своя логика. Однако, ее желательно дополнить и логикой санкционной политики в отношении России. В этой политической логике далеко не все гладко, даже с позиций самого Евросоюза. А в перспективе наверняка потребуется политическая воля и со стороны Москвы, и со стороны Брюсселя, чтобы преодолеть санкционное противостояние.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати